Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Долженко В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Чубукова С.К.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 года
по иску Л.Р.М. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
установила:
Л.Р.М. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2-ой отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что согласно ордеру N от ДД.ММ.ГГ занимает на условиях социального найма ведомственное жилое помещение по <адрес>. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает ей право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Она обратилась с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, приложив все необходимые документы. Данными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность. В связи с чем Л.Р.М. просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную выше квартиру.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 г. исковые требования Л.Р.М. удовлетворены.
За Л.Р.М. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде <адрес>, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение было предоставлено Л. и членам ее семьи как работнику квартирно-эксплуатационной части Алейского гарнизона, то есть как гражданскому персоналу, на основании служебного ордера на период трудовых отношений.
Лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Поскольку спорное жилое помещение было выделено на период трудовых отношений, то проживание в спорном жилом помещении на основании служебного ордера не может приравниваться к условиям проживания на условиях социального найма.
Суд не установил факт трудовых отношений между Л.Р.М. и Минобороны России, зарегистрирована ли за истицей и членами ее семьи на праве собственности недвижимость, состоит ли Л.Р.М. и члены ее семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, иные граждане не имеют права проживать в таких жилых помещениях, обеспечение жильем лиц гражданского персонала не является обязанностью Минобороны России.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР) ордер являлся основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, при этом в обязательном порядке должен был заключаться договор найма жилого помещения, в том числе служебного. Статья 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 г. "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" не допускает отнесение жилых помещений к специализированному жилому фонду, если жилое помещение занято по договору социального найма. Вместе с тем, истица не предоставила договор социального найма и договор найма жилого помещения.
Кроме того, в силу ст. 105 ЖК РСФСР ордер на служебное жилое помещение выдавался гражданину на основании решения, принятого исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 179 от 25 марта 2010 г. "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ" решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилой фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти. В связи с чем полагает, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что Л.Р.М. на основании служебного ордера N от ДД.ММ.ГГ, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, занимает жилое помещение однокомнатную квартиру, жилой площадью *** кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру квартира предоставлена *** Л.Р.М. на семью: мужа Л.С.Г. и дочь Д.Е.В.
Л.С.Г., брак с которым расторгнут ДД.ММ.ГГ, снят с регистрационного учета из указанной квартиры ДД.ММ.ГГ, дочь истицы Д.Е.В., *** года рождения, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки Л.Р.М. зарегистрирована и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГ
Судом установлено, что Л.Р.М. ранее не принимала участия в приватизации и у нее отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждено справкой от 20 сентября 2012 г. ***.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ Л.Р.М. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок земельных долей акционеров ЗАО "***" из земель сельскохозяйственного производства площадью *** кв.м на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГ
Иной информации об имеющихся объектах недвижимости за истцом, в том числе в порядке приватизации, не представлено.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 г. N 1871 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
01 апреля 2011 г. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России принят, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России переименовано в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Как следует из архивной справки N от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации г. Алейска, в документах архивного фонда администрации Алейского городского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за 1973 - октябрь 1991 года, администрации г. Алейска "Постановления главы администрации города" за ноябрь 1991 - 2005 годы сведения о включении квартиры ***, в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона, отсутствуют.
Не присвоен указанный статус жилому помещению и после 01 марта 2005 г. органами военного управления, правомочными решать вопросы о присвоении статуса жилому помещению, находящемуся в ведении Минобороны России.
Из сообщения администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ следует, что в муниципальную собственность Минобороны России указанное жилое помещение не передавалось.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Истцом в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из ответа ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России N от ДД.ММ.ГГ следует, что Л.Р.М. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не делегированы.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из сообщения 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда об удовлетворении иска, учитывая, что спорное жилое помещение статус служебного не имеет.
Довод жалобы о том, что спорное жилое помещение не может быть приватизировано гражданином, не имеющим служебных отношений с Минобороны России, судебной коллегией во внимание не принимается как неподтвержденный представленными доказательствами.
В силу ст. 104 ЖК РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 ГПК РФ ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, напротив, в материалах дела имеется информация 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса указанного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными, в связи с чем доводы жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются.
Доводы жалобы о том, что судом не был установлен факт трудовых отношений между Л.Р.М. и Минобороны России, а также наличие в собственности истицы иной недвижимости, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.
Ссылка в жалобе на необходимость установления, состоит ли Л.Р.М. и члены ее семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебной коллегией во внимание не принимается как не имеющая правового значения при разрешении заявленных исковых требований.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2-ой отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России. При этом Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Минобороны России. Минобороны России осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия оставляет жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-5599/2013
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. по делу N 33-5599/2013
Судья: Долженко В.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.,
судей Блинова В.А., Чубукова С.К.,
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 года
по иску Л.Р.М. к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
установила:
Л.Р.М. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России), ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России), Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, второму отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 2-ой отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что согласно ордеру N от ДД.ММ.ГГ занимает на условиях социального найма ведомственное жилое помещение по <адрес>. Военный городок, в котором находится ведомственное жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает ей право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду. Она обратилась с заявлением о приватизации в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, приложив все необходимые документы. Данными учреждениями было сообщено, что они не наделены полномочиями на передачу жилья в собственность. В связи с чем Л.Р.М. просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную выше квартиру.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 г. исковые требования Л.Р.М. удовлетворены.
За Л.Р.М. признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение в виде <адрес>, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение было предоставлено Л. и членам ее семьи как работнику квартирно-эксплуатационной части Алейского гарнизона, то есть как гражданскому персоналу, на основании служебного ордера на период трудовых отношений.
Лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Поскольку спорное жилое помещение было выделено на период трудовых отношений, то проживание в спорном жилом помещении на основании служебного ордера не может приравниваться к условиям проживания на условиях социального найма.
Суд не установил факт трудовых отношений между Л.Р.М. и Минобороны России, зарегистрирована ли за истицей и членами ее семьи на праве собственности недвижимость, состоит ли Л.Р.М. и члены ее семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил РФ предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, иные граждане не имеют права проживать в таких жилых помещениях, обеспечение жильем лиц гражданского персонала не является обязанностью Минобороны России.
В соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР) ордер являлся основанием для вселения в предоставленное жилое помещение, при этом в обязательном порядке должен был заключаться договор найма жилого помещения, в том числе служебного. Статья 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 г. "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" не допускает отнесение жилых помещений к специализированному жилому фонду, если жилое помещение занято по договору социального найма. Вместе с тем, истица не предоставила договор социального найма и договор найма жилого помещения.
Кроме того, в силу ст. 105 ЖК РСФСР ордер на служебное жилое помещение выдавался гражданину на основании решения, принятого исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 179 от 25 марта 2010 г. "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ" решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда РФ, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилой фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти. В связи с чем полагает, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 указанного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела усматривается, что Л.Р.М. на основании служебного ордера N от ДД.ММ.ГГ, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа, занимает жилое помещение однокомнатную квартиру, жилой площадью *** кв.м, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно ордеру квартира предоставлена *** Л.Р.М. на семью: мужа Л.С.Г. и дочь Д.Е.В.
Л.С.Г., брак с которым расторгнут ДД.ММ.ГГ, снят с регистрационного учета из указанной квартиры ДД.ММ.ГГ, дочь истицы Д.Е.В., *** года рождения, снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГ
В соответствии с выпиской из поквартирной карточки Л.Р.М. зарегистрирована и проживает в данной квартире с ДД.ММ.ГГ
Судом установлено, что Л.Р.М. ранее не принимала участия в приватизации и у нее отсутствуют жилые помещения, принадлежащие на праве собственности, что подтверждено справкой от 20 сентября 2012 г. ***.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ Л.Р.М. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок земельных долей акционеров ЗАО "***" из земель сельскохозяйственного производства площадью *** кв.м на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГ
Иной информации об имеющихся объектах недвижимости за истцом, в том числе в порядке приватизации, не представлено.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 г. N 1871 ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
01 апреля 2011 г. на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России передано имущество, документы, а также права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России принят, в том числе, жилой дом по <адрес>.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 г. N 422-р ФГУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России переименовано в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России.
Как следует из архивной справки N от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации г. Алейска, в документах архивного фонда администрации Алейского городского горисполкома "Протоколы заседаний исполкома городского Совета, и документы к ним" за 1973 - октябрь 1991 года, администрации г. Алейска "Постановления главы администрации города" за ноябрь 1991 - 2005 годы сведения о включении квартиры ***, в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона, отсутствуют.
Не присвоен указанный статус жилому помещению и после 01 марта 2005 г. органами военного управления, правомочными решать вопросы о присвоении статуса жилому помещению, находящемуся в ведении Минобороны России.
Из сообщения администрации г. Алейска от ДД.ММ.ГГ следует, что в муниципальную собственность Минобороны России указанное жилое помещение не передавалось.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 г. N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Истцом в ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России было направлено заявление по вопросу о передаче ей в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из ответа ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России N от ДД.ММ.ГГ следует, что Л.Р.М. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения, поскольку полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан руководителю ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не делегированы.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из сообщения 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда об удовлетворении иска, учитывая, что спорное жилое помещение статус служебного не имеет.
Довод жалобы о том, что спорное жилое помещение не может быть приватизировано гражданином, не имеющим служебных отношений с Минобороны России, судебной коллегией во внимание не принимается как неподтвержденный представленными доказательствами.
В силу ст. 104 ЖК РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно ст. 47 ЖК РСФСР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. 56, 60 ГПК РФ ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения, напротив, в материалах дела имеется информация 2-го отдела ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса указанного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Выводы суда первой инстанции в указанной части являются правильными, в связи с чем доводы жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются.
Доводы жалобы о том, что судом не был установлен факт трудовых отношений между Л.Р.М. и Минобороны России, а также наличие в собственности истицы иной недвижимости, несостоятельны, поскольку опровергаются материалами дела.
Ссылка в жалобе на необходимость установления, состоит ли Л.Р.М. и члены ее семьи на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, судебной коллегией во внимание не принимается как не имеющая правового значения при разрешении заявленных исковых требований.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком по делу, не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Минобороны России, ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России, 2-ой отдел ФГКУ "Центррегионжилье" Минобороны России. При этом Департамент жилищного обеспечения Минобороны России и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Минобороны России. Минобороны России осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций и его приватизации.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку выводов суда не опровергают, а направлены на переоценку представленных по делу доказательств и установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой не имеется.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия оставляет жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 января 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)