Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Комиссарова И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 года по делу
по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах несовершеннолетних А.Е., Е.Е. к администрации Индустриального района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд в интересах несовершеннолетних А.Е., Е.Е. с иском к администрации Индустриального района г. Барнаула и Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении на ответчиков обязанности предоставить Е.В., Е.В., А.Е. и Е.Е. во внеочередном порядке на основании договора социального найма на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, из расчета общей площади по 18 квадратных метров на каждого члена семьи, с учетом права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном дополнительном уходе, но не более 18 квадратных метров, на А.Е. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что семья А., состоящая из четырех человек, включая супругов Е.В. Е.В. и несовершеннолетних детей А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, Е.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживает в трехкомнатной квартире по <адрес>, общей площадью 71,9 кв. м, жилой площадью 43,2 кв. м. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Л.Н. В.В. и А.Е. по 1/3 доле каждому. Семья А. занимает комнату, площадью 12 кв. м, совместно с ними в квартире проживают брат Е.В. - В.В. с супругой Л.А. и ее матерью Л.Н.
А.Е. ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, внесенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением *** администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ Е.В. с составом семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно информации отдела по учету и распределению жилья администрации Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Е.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, на ДД.ММ.ГГ очередь - ***. Учитывая данные обстоятельства, семья А. в составе из 4 человек в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
В судебном заседании прокурор и истец Е.В. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, возражая против иска, ссылалась на то, что предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правовые основания для возложения на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности по предоставлению жилого помещения истцам отсутствуют, поскольку отсутствуют нормы права, предусматривающие предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда инвалидам (гражданам), страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГ.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить Е.В., Е.В., А.Е. и Е.Е. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Барнаула общей площадью не менее 66,04 кв. м с учетом права на дополнительную площадь.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить, в удовлетворении иска, заявленного к Управлению, истцам отказать.
В обоснование жалобы ссылается на то, что категории граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, определяются соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом лица из числа определенных категорий граждан должны быть признаны по установленным ЖК РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений осуществляется в таком случае в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Возложение на Управление обязанности по предоставлению истцам жилого помещения противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Законом Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС в редакции, действующей с 01.01.2013 г. не предусматривается право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет после 01 января 2005 г. на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда по договорам социального найма.
Истец о своем праве заявил после внесения изменений в вышеназванный закон Алтайского края, в связи с чем у Управления отсутствуют правовые основания для предоставления жилья, а неправомерное возложение обязанности по предоставлению жилья на лицо, которое лишено законом данных полномочий, влечет за собой нарушение действующего законодательства. Судом решение вынесено на основании нормы права, утратившей силу с 01 января 2013 года
В полномочия Управления входит учет государственного краевого жилищного фонда, а вопросами управления и распоряжения данным фондом занимается Главное управление имущественных отношений Алтайского края, однако судом спорная обязанность возложена на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, что является нарушением действующего законодательства.
Судом необоснованно возложена обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, без учета того, что в преамбуле Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" указано, что данным категориям граждан может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), то есть право на дополнительную площадь не является предопределенным, данный вопрос решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения в зависимости от конкретных обстоятельств.
С учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, надлежащими ответчиками по делу являются органы местного самоуправления - администрация г. Барнаула и администрация Индустриального района г. Барнаула.
Кроме того, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного члена семьи, судом неправильно применена норма 33 кв. м, установленная ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС для одиноко проживающего гражданина.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав истца Е.В. и прокурора Е.Ю. возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцы Е.В. и Е.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ, от брака имеют детей: А.Е. ДД.ММ.ГГ, года рождения, Е.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Семья А. проживает в трехкомнатной <адрес>, собственниками которой по 1/3 доли каждый являются А.Е. В.В. и Л.Н.
Согласно выписке из домовой книги в указанной квартире зарегистрированы и фактически проживают две семьи: Е.В., Е.В., А.Е. Е.Е. супруги В.В. и Л.Н.
Согласно справкам ВК от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> ребенок является инвалидом. Инвалидность установлена ДД.ММ.ГГ на срок до ДД.ММ.ГГ с переосвидетельствованием в ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой МСЭ.
Из заключения клинико-экспертной комиссии КГБУЗ "Городская поликлиника ***" от ДД.ММ.ГГ следует, что в связи с тяжелой формой хронического заболевания ребенка-инвалида, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", А.Е. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Также судом первой инстанции установлено, что семья А. проживает с ребенком-инвалидом в комнате площадью 12 кв. м. А.Е. страдает <данные изъяты>, ей установлен диагноз <данные изъяты> т.е. она имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанную в п. 4 Перечня заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
ДД.ММ.ГГ Е.В. обратилась в администрацию Индустриального района города Барнаула с заявлением о признании ее семьи нуждающейся для участия в программе "Молодая семья" и постановке на учет нуждающихся среди семей, имеющих детей-инвалидов, указав, что семья состоит из 4 человек - Е.В. Е.В. А.Е. Е.Е.
Постановлением *** администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ Е.В. с составом семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов.
Исходя из извещения отдела по учету и распределению жилья администрации Индустриального района от ДД.ММ.ГГ, Е.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, на 2012 г. номер ее очереди 168.
Разрешая спор и возлагая на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить семье А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд исходил из того, что несовершеннолетняя А.Е. являясь ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, проживая в квартире занятой несколькими семьями, относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
На основании части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. К таким заболеваниям относится <данные изъяты>
Исходя из установленных по делу обстоятельств, поскольку А.Е. имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанную в Перечне заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у поставленной на учет семьи П-вых с составом из 4 человек в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на обеспечение жилым помещением вне очереди.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Пунктом 5 части 2 статьи 5 названного Закона, в редакции, действующей до 01.01.2013 г. предусматривалось, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют кроме прямо указанных в статье категорий граждан, также иные граждане, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой Закона Алтайского края имели право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В связи с изменениями, внесенными в Закон Алтайского края N 136-ЗС Законом Алтайского края от 11.10.2012 г. N 74-ЗС, с 01.01.2013 г. п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края N 136-ЗС утратил силу.
В отсутствие с 01.01.2013 г. правового регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, проживающих на территории Алтайского края, судебная коллегия полагает, что вывод суда об обязанности предоставления семье А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования соответствует положениям Конституции Российской Федерации, а также Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом судебная коллегия отмечает, что семья А. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, в связи с наличием в семье ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, в период действия прежней (до 01.01.2013 г.) редакции Закона Алтайского края N 136-ЗС, и в соответствии с законодательством Алтайского края имела право на получение по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, однако это право не было реализовано, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства до 01.01.2013 г. не было принято решение о предоставлении семье такого жилого помещения, несмотря на то, что оно подлежит предоставлению во внеочередном порядке, что явилось причиной обращения с иском в суд.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для предоставления семье А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования судебной коллегией расценены как несостоятельные.
Учитывая то, что уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145), и на него в силу положений Закона Алтайского края N 136-ЗС возложены полномочия по принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, ссылки в жалобе на то, что Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Не приняты во внимание также судебной коллегией как несостоятельные и доводы жалобы о том, что суд неправильно определил площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье А. и необоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение семье А. после постановки на соответствующий учет не было предоставлено вне очереди суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. При этом судом площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье А., рассчитана с учетом 1/3 доли А.Е. в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> то есть за минусом 23,96 кв. м (71,9:3), что отвечает требованиям закона.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права А.Е. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и подтверждается справками врачебной комиссии, обследовавшей А.Е.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.09.2013
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 года
Судья: Комиссарова И.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 года по делу
по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула в интересах несовершеннолетних А.Е., Е.Е. к администрации Индустриального района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
установила:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула обратился в суд в интересах несовершеннолетних А.Е., Е.Е. с иском к администрации Индустриального района г. Барнаула и Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении на ответчиков обязанности предоставить Е.В., Е.В., А.Е. и Е.Е. во внеочередном порядке на основании договора социального найма на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, из расчета общей площади по 18 квадратных метров на каждого члена семьи, с учетом права на дополнительную жилую площадь и нуждаемости в постоянном дополнительном уходе, но не более 18 квадратных метров, на А.Е. в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что семья А., состоящая из четырех человек, включая супругов Е.В. Е.В. и несовершеннолетних детей А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, Е.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживает в трехкомнатной квартире по <адрес>, общей площадью 71,9 кв. м, жилой площадью 43,2 кв. м. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Л.Н. В.В. и А.Е. по 1/3 доле каждому. Семья А. занимает комнату, площадью 12 кв. м, совместно с ними в квартире проживают брат Е.В. - В.В. с супругой Л.А. и ее матерью Л.Н.
А.Е. ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, внесенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением *** администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ Е.В. с составом семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно информации отдела по учету и распределению жилья администрации Индустриального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, Е.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, на ДД.ММ.ГГ очередь - ***. Учитывая данные обстоятельства, семья А. в составе из 4 человек в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на получение жилья во внеочередном порядке.
В судебном заседании прокурор и истец Е.В. на удовлетворении иска настаивали.
Представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, возражая против иска, ссылалась на то, что предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. Правовые основания для возложения на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности по предоставлению жилого помещения истцам отсутствуют, поскольку отсутствуют нормы права, предусматривающие предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда инвалидам (гражданам), страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после ДД.ММ.ГГ.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 г. исковые требования прокурора удовлетворены частично.
Суд обязал Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предоставить Е.В., Е.В., А.Е. и Е.Е. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Барнаула общей площадью не менее 66,04 кв. м с учетом права на дополнительную площадь.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить, в удовлетворении иска, заявленного к Управлению, истцам отказать.
В обоснование жалобы ссылается на то, что категории граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации, определяются соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом лица из числа определенных категорий граждан должны быть признаны по установленным ЖК РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Предоставление жилых помещений осуществляется в таком случае в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен законом субъекта Российской Федерации.
Возложение на Управление обязанности по предоставлению истцам жилого помещения противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения. Законом Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС в редакции, действующей с 01.01.2013 г. не предусматривается право инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет после 01 января 2005 г. на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда по договорам социального найма.
Истец о своем праве заявил после внесения изменений в вышеназванный закон Алтайского края, в связи с чем у Управления отсутствуют правовые основания для предоставления жилья, а неправомерное возложение обязанности по предоставлению жилья на лицо, которое лишено законом данных полномочий, влечет за собой нарушение действующего законодательства. Судом решение вынесено на основании нормы права, утратившей силу с 01 января 2013 года
В полномочия Управления входит учет государственного краевого жилищного фонда, а вопросами управления и распоряжения данным фондом занимается Главное управление имущественных отношений Алтайского края, однако судом спорная обязанность возложена на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, что является нарушением действующего законодательства.
Судом необоснованно возложена обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, без учета того, что в преамбуле Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" указано, что данным категориям граждан может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), то есть право на дополнительную площадь не является предопределенным, данный вопрос решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения в зависимости от конкретных обстоятельств.
С учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в определении от 17.12.2009 г. N 1563-О-О, надлежащими ответчиками по делу являются органы местного самоуправления - администрация г. Барнаула и администрация Индустриального района г. Барнаула.
Кроме того, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле установлена в размере 14 кв. м общей площади на одного члена семьи, судом неправильно применена норма 33 кв. м, установленная ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС для одиноко проживающего гражданина.
В возражениях на апелляционную жалобу участвующий в деле прокурор просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав истца Е.В. и прокурора Е.Ю. возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверяя законность судебного решения в пределах доводов жалобы в соответствии с требованиями ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцы Е.В. и Е.В. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ, от брака имеют детей: А.Е. ДД.ММ.ГГ, года рождения, Е.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Семья А. проживает в трехкомнатной <адрес>, собственниками которой по 1/3 доли каждый являются А.Е. В.В. и Л.Н.
Согласно выписке из домовой книги в указанной квартире зарегистрированы и фактически проживают две семьи: Е.В., Е.В., А.Е. Е.Е. супруги В.В. и Л.Н.
Согласно справкам ВК от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ А.Е., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете с диагнозом <данные изъяты> ребенок является инвалидом. Инвалидность установлена ДД.ММ.ГГ на срок до ДД.ММ.ГГ с переосвидетельствованием в ДД.ММ.ГГ, что подтверждается справкой МСЭ.
Из заключения клинико-экспертной комиссии КГБУЗ "Городская поликлиника ***" от ДД.ММ.ГГ следует, что в связи с тяжелой формой хронического заболевания ребенка-инвалида, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", А.Е. имеет право на дополнительную жилую площадь.
Также судом первой инстанции установлено, что семья А. проживает с ребенком-инвалидом в комнате площадью 12 кв. м. А.Е. страдает <данные изъяты>, ей установлен диагноз <данные изъяты> т.е. она имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанную в п. 4 Перечня заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
ДД.ММ.ГГ Е.В. обратилась в администрацию Индустриального района города Барнаула с заявлением о признании ее семьи нуждающейся для участия в программе "Молодая семья" и постановке на учет нуждающихся среди семей, имеющих детей-инвалидов, указав, что семья состоит из 4 человек - Е.В. Е.В. А.Е. Е.Е.
Постановлением *** администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ Е.В. с составом семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов.
Исходя из извещения отдела по учету и распределению жилья администрации Индустриального района от ДД.ММ.ГГ, Е.В. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, на 2012 г. номер ее очереди 168.
Разрешая спор и возлагая на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанность предоставить семье А. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд исходил из того, что несовершеннолетняя А.Е. являясь ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, проживая в квартире занятой несколькими семьями, относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19 части 1 и 2).
Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
На основании части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. К таким заболеваниям относится <данные изъяты>
Исходя из установленных по делу обстоятельств, поскольку А.Е. имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанную в Перечне заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у поставленной на учет семьи П-вых с составом из 4 человек в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на обеспечение жилым помещением вне очереди.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Пунктом 5 части 2 статьи 5 названного Закона, в редакции, действующей до 01.01.2013 г. предусматривалось, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имеют кроме прямо указанных в статье категорий граждан, также иные граждане, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой Закона Алтайского края имели право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.
В связи с изменениями, внесенными в Закон Алтайского края N 136-ЗС Законом Алтайского края от 11.10.2012 г. N 74-ЗС, с 01.01.2013 г. п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края N 136-ЗС утратил силу.
В отсутствие с 01.01.2013 г. правового регулирования порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, проживающих на территории Алтайского края, судебная коллегия полагает, что вывод суда об обязанности предоставления семье А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования соответствует положениям Конституции Российской Федерации, а также Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
При этом судебная коллегия отмечает, что семья А. была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, в связи с наличием в семье ребенка-инвалида, страдающего тяжелой формой хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, в период действия прежней (до 01.01.2013 г.) редакции Закона Алтайского края N 136-ЗС, и в соответствии с законодательством Алтайского края имела право на получение по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, однако это право не было реализовано, поскольку уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства до 01.01.2013 г. не было принято решение о предоставлении семье такого жилого помещения, несмотря на то, что оно подлежит предоставлению во внеочередном порядке, что явилось причиной обращения с иском в суд.
В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы об отсутствии законных оснований для предоставления семье А. вне очереди по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования судебной коллегией расценены как несостоятельные.
Учитывая то, что уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145), и на него в силу положений Закона Алтайского края N 136-ЗС возложены полномочия по принятию решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении по договору социального найма жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, ссылки в жалобе на то, что Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Не приняты во внимание также судебной коллегией как несостоятельные и доводы жалобы о том, что суд неправильно определил площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье А. и необоснованно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.
Учитывая то, что в нарушение требований закона жилое помещение семье А. после постановки на соответствующий учет не было предоставлено вне очереди суд обоснованно применил нормы предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма, предусмотренные ст. 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, а именно: 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. При этом судом площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению семье А., рассчитана с учетом 1/3 доли А.Е. в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> то есть за минусом 23,96 кв. м (71,9:3), что отвечает требованиям закона.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению материальным истцам жилого помещения с учетом права А.Е. на дополнительную площадь также является законным, поскольку право на дополнительную площадь предусмотрено Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и подтверждается справками врачебной комиссии, обследовавшей А.Е.
В связи с изложенным, учитывая то, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 03 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)