Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Салихова Х.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Л. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за ней и ее детьми отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
установила:
Л., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Л.А. 2004 года рождения и А. 2010 года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфы РБ, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфы о признании права собственности в порядке приватизации, комнаты N ... общежития по адресу: ..., указывая, что данное изолированное жилое помещение было представлено им по договору найма жилого помещения N ... от ... года. Л. с семьей зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении с 2003 г., иного жилья не имеют. Истица использовала свое право на приватизацию до 1999 года (в то время была несовершеннолетней), на основании ст. 11 Федерального закона "О приватизации" несовершеннолетние, ставшие собственниками жилого помещения в порядке приватизации сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия. Дети Л.: дочь Л.А. и сын А. в приватизации участия не принимали. Для использования своего права приватизации истица обратилась в Администрацию городского округа г. Уфы, которой им было отказано в предоставлении этого права в связи с тем, что жилое помещение по указанному адресу в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфы не значится.
Общежитие принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, а с апреля 2011 года данное общежитие находится в оперативном управлении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района", правообладателем является Российская Федерация.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Л. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Л., выслушав представителя Л. - К., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно с поручением Президента РФ N Пр-336 от 22.11.2010 года руководители субъектов РФ должны были подготовить график передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2011 г. N 115 "О создании Межведомственной рабочей комиссии по передаче объектов Министерства обороны РФ в собственность муниципальных образований Республики Башкортостан" создана Межведомственная комиссия, состав которой утвержден правительством РБ.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 г. N 6-П признано соответствующим Конституции Российской Федерации, положение ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" (в редакции статьи 12 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Конституционным судом установлено, что единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и поэтому не предопределяет каких-либо особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и органическому распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляется на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, Л. и ее несовершеннолетние дети Л.А. 2004 года рождения и А. 2010 года рождения проживают по адресу: ... на основании договора социального найма жилого помещения в общежитии N ... от ... года (л.д. 5).
Согласно справке о регистрации N ... от ... года по адресу: ... Л. зарегистрирована с ... года, дочь Л.А. с ... года, сын А. с ... года (л.д. 7).
Жилое здание по ... принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района". Статус общежития и его принадлежность МО РФ не изменялись, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от ... года (л.д. 6).
Л. обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ с заявлением о приватизации жилого помещения по адресу: ....
Согласно письму Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ N П-1176 от ... года жилое помещение по адресу: ... в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфа РБ не значится, в связи с чем оснований для передачи в собственность, указанного жилого помещения не имеется (л.д. 34).
По утверждению истицы Л. она с несовершеннолетними детьми Л.А. и А. зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении по адресу: ... с 2003 г., иного жилья не имеют, правом на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения не воспользовалась.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Л. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за ней и ее несовершеннолетними детьми Л.А. и А., поскольку спорное жилое помещение по адресу: ... в ведение органов местного самоуправления не передавалось, муниципальной собственностью не является, собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице ФГУ "Уфимская КЭЧ", которая согласие на приватизацию жилого помещения, занимаемого истицей Л. и ее несовершеннолетними детьми Л.А. и А. не давал.
Довод жалобы о том, что в отношении спорного жилого помещения по адресу: ... действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма не может служить основаниям для отмены решения суда, поскольку данное жилое помещение находится только на стадии передачи в муниципальную собственность, на данный момент спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района".
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 16.08.2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N 33-12778/2012
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N 33-12778/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Салихова Х.А.
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л. на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Л. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за ней и ее детьми отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
установила:
Л., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей Л.А. 2004 года рождения и А. 2010 года рождения, обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфы РБ, Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфы о признании права собственности в порядке приватизации, комнаты N ... общежития по адресу: ..., указывая, что данное изолированное жилое помещение было представлено им по договору найма жилого помещения N ... от ... года. Л. с семьей зарегистрированы и проживают в данном жилом помещении с 2003 г., иного жилья не имеют. Истица использовала свое право на приватизацию до 1999 года (в то время была несовершеннолетней), на основании ст. 11 Федерального закона "О приватизации" несовершеннолетние, ставшие собственниками жилого помещения в порядке приватизации сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия. Дети Л.: дочь Л.А. и сын А. в приватизации участия не принимали. Для использования своего права приватизации истица обратилась в Администрацию городского округа г. Уфы, которой им было отказано в предоставлении этого права в связи с тем, что жилое помещение по указанному адресу в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфы не значится.
Общежитие принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, а с апреля 2011 года данное общежитие находится в оперативном управлении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района", правообладателем является Российская Федерация.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Л. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Л., выслушав представителя Л. - К., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно с поручением Президента РФ N Пр-336 от 22.11.2010 года руководители субъектов РФ должны были подготовить график передачи жилого фонда и инженерных коммуникаций Министерства обороны РФ в муниципальную собственность. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2011 г. N 115 "О создании Межведомственной рабочей комиссии по передаче объектов Министерства обороны РФ в собственность муниципальных образований Республики Башкортостан" создана Межведомственная комиссия, состав которой утвержден правительством РБ.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991 года приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом государственной власти или органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2006 г. N 6-П признано соответствующим Конституции Российской Федерации, положение ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" (в редакции статьи 12 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года. Конституционным судом установлено, что единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и поэтому не предопределяет каких-либо особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и органическому распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляется на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Согласно ст. 4 Федерального закона "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела, Л. и ее несовершеннолетние дети Л.А. 2004 года рождения и А. 2010 года рождения проживают по адресу: ... на основании договора социального найма жилого помещения в общежитии N ... от ... года (л.д. 5).
Согласно справке о регистрации N ... от ... года по адресу: ... Л. зарегистрирована с ... года, дочь Л.А. с ... года, сын А. с ... года (л.д. 7).
Жилое здание по ... принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района". Статус общежития и его принадлежность МО РФ не изменялись, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ... от ... года (л.д. 6).
Л. обратилась в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ с заявлением о приватизации жилого помещения по адресу: ....
Согласно письму Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ N П-1176 от ... года жилое помещение по адресу: ... в реестре муниципального имущества городского округа г. Уфа РБ не значится, в связи с чем оснований для передачи в собственность, указанного жилого помещения не имеется (л.д. 34).
По утверждению истицы Л. она с несовершеннолетними детьми Л.А. и А. зарегистрированы и проживают в спорном жилом помещении по адресу: ... с 2003 г., иного жилья не имеют, правом на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения не воспользовалась.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Л. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации за ней и ее несовершеннолетними детьми Л.А. и А., поскольку спорное жилое помещение по адресу: ... в ведение органов местного самоуправления не передавалось, муниципальной собственностью не является, собственником жилого помещения является Российская Федерация в лице ФГУ "Уфимская КЭЧ", которая согласие на приватизацию жилого помещения, занимаемого истицей Л. и ее несовершеннолетними детьми Л.А. и А. не давал.
Довод жалобы о том, что в отношении спорного жилого помещения по адресу: ... действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма не может служить основаниям для отмены решения суда, поскольку данное жилое помещение находится только на стадии передачи в муниципальную собственность, на данный момент спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в хозяйственном ведении ФГУ "Уфимская квартирно-эксплуатационная часть района".
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 16.08.2012 года.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 16 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Т.НУРИСЛАМОВ
Судьи
Т.М.КИНЬЯГУЛОВА
Х.А.САЛИХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)