Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N 11-26544

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N 11-26544


Судья: Рубцова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Суминой Л.Н., Федерякиной М.А., при секретаре П., рассмотрев по докладу судьи Суминой Л.Н. дело по апелляционной жалобе истца Л. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 14 мая 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Л. к Военному комиссариату Московской области о взыскании денежной компенсации за поднаем жилого помещения отказать,

установила:

Л. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о взыскании компенсации за поднаем жилого помещения за период с 01 июля 2010 г. по 01 января 2013 г. в сумме *** руб., ссылаясь на то, что он, капитан запаса, проходил военную службу, уволен 11 мая 2010 г., с 06 июня 2010 г. исключен из списков личного состава с оставлением в списках очередников на получение жилого помещения. В настоящее время он осуществляет поднаем жилого помещения, в связи с чем имеет право на получение *** руб. в качестве компенсации. Однако в ответ на его заявление в указанной выплате ему было отказано, что является незаконным.
Представитель истца С. в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности И. в суде иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит истец Л. по доводам апелляционной жалобы, в качестве оснований к его отмене указывая на то, что решение суда противоречит нормам действующего законодательства, в том числе положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих", предоставляющим ряд государственных гарантий и компенсаций лицам, прослужившим длительное время, уволенным с военной службы, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы дела, полагая возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени слушания дела заблаговременно по правилам ст. 113 ГПК РФ, выслушав объяснения представителя истца по доверенности С., поддержавшей в полном объеме вышеприведенные доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы данной жалобы, судебная коллегия находит состоявшееся решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
На основании ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Статьей 196 ч. 1 ГПК РФ предусмотрено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
Как следует из материалов дела, доводов и возражений представителей сторон, капитан Л. был уволен приказом Командующего войсками Московского военного округа N 103 от 11 мая 2010 г. с зачислением в запас по состоянию здоровья (л.д. 24), с указанием на то, что не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства, изъявил желание остаться в списках очередников войсковой части на получение жилого помещения; приказом командира войсковой части *** *** от 27 мая 2010 г. истец исключен из списков личного состава с 03 июня 2010 г.; выслуга лет составила 10 лет 9 месяцев (л.д. 25); Л. поставлен на воинский учет в отделе Военного комиссариата Московской области по городу Красногорск и Красногорскому району; исходя из справки ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" от 28 марта 2013 г., истец состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 12 апреля 2010 г. в составе семьи 3 человека (л.д. 30, 31); истец обратился в Военный комиссариат Московской области с заявлением о компенсации найма жилого помещения в связи с тем, что с 15 июня 2010 г. он и члены его семьи занимают квартиру ***, расположенную по адресу: ***, по договору найма, с ежемесячной выплатой арендной платы *** руб. (л.д. 42-56), в чем ему письмом от 07 мая 2013 г. было отказано.
Оценив вышеприведенные доказательства, проанализировав положения Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащего", Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, принимая во внимание тот факт, что истец на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в органах местного самоуправления не принимался, а продолжает состоять на жилищном учете в Министерстве Обороны Российской Федерации, на увольнение без обеспечения жилым помещением он дал свое согласие, тогда как военнослужащий, принимая добровольное решение о согласии на увольнение с военной службы без предоставления жилого помещения, также добровольно принимает и изменение правоотношений сторон по вопросу о праве на выплату компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, в связи с чем под категорию граждан, уволенных с военной службы и имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, указанных в абз. 2 п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", Л. не подпадает, на основании чего суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции ввиду неправильного толкования норм материального права.
Так, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом, по смыслу п. 1 ст. 23 вышеназванного Федерального закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из п. 14 ст. 15 того же Федерального закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 Постановления).
Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано недействующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина Г." разъяснено, что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствуют признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенными или подлежащими увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года N 653 с изм. от 05.09.2008 года), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем - в Москве *** рублей, в других городах и районных центрах - *** рублей, при этом предусмотрено пятидесятипроцентное увеличение компенсации за наем (поднаем) при условии совместного проживания с военнослужащими трех и более членов семьи.
Пунктом 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" определено, что денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Также Верховный Суд РФ в Определении от 14.04.2009 N 2н-9/09 признал, что нормы Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудником Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 01 января 2005 года, противоречат закону и в силу ст. 120 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Кроме того, Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.06.2013 N 12-П абзац второй п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан несоответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма - по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, - лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом, что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства.
Исходя из изложенного, истец в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
При этом, право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано ни с датой его принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции о том, что истец не имеет права на получение денежной компенсации, поскольку состоит на учете не в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, а по последнему месту службы, которое не является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ и тем более органом местного самоуправления, основан на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку после увольнения с военной службы истец не исключен из списков на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета после его увольнения с военной службы без предоставления жилого помещения, признание факта его нуждаемости в жилом помещении означает констатацию уполномоченным органом наличия основания для возникновения права на предоставление истцу жилого помещения, обязанность федеральных органов исполнительной власти обеспечить истца жилым помещением сохранилась, следовательно, у суда не имелось законных оснований для отказа истцу в получении компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований частично ввиду следующего.
Поскольку истец направлен на воинский учет в Военный комиссариат Московской области по городу Красногорск и Красногорскому району, его выслуга лет составила 10 лет 9 месяцев, он не исключен из списка очередников войсковой части на получение постоянного жилого помещения, реализации субсидии по государственному жилищного сертификату, имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью вне зависимости от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения с даты постановки на учет нуждающихся, в данном случае - с 12 апреля 2010 г., до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением при увольнении с военной службы, в том числе в спорный период, несмотря на наличие у него такого права, что не оспаривал представитель ответчика ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции, материалы дела содержат достаточные и достоверные доказательства в подтверждение того обстоятельства, что в период с 01 июля 2010 г. по 01 января 2013 г. пользовался на условиях найма квартирой, расположенной по адресу: ***, принадлежащей ***, оплата за пользование названным жилым помещением установлена в размере *** рублей, данные средства за указанный период истцом внесены, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.09.2008 года N 653 с изм. от 05.09.2008 года), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере, не превышающем в других городах и районных центрах - *** рублей, тогда как истец на учете нуждающихся состоит в Военном комиссариате Московской области по городу Красногорск и Красногорскому району, судебная коллегия считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца за вышеназванный период времени, составляющий 30 месяцев, денежную компенсация за наем жилого помещения *** рублей = *** рублей x 30 месяцев.
Исходя из положений ст. ст. 88, 94, 98 ГПК РФ, также подлежит удовлетворению требование о взыскании с ответчика 1 000 рублей, уплаченных истцом нотариусу г. Москвы за удостоверение доверенности на представление его интересов в суде представителем С., участвующей в судебных заседаниях как в суде первой инстанции, так и суда апелляционной инстанции (л.д. 29).
Рассматривая требование о взыскании с Военного комиссариата Московской области уплаченную истцом государственную пошлину при подаче искового заявления в суд в размере *** рублей (л.д. 81), а также *** рублей за подачу апелляционной жалобы (л.д. 81), судебная коллегия учитывает, что данные расходы понесены истцом в связи с рассмотрением настоящего дела, исходя из которого отказ ответчика в выплате истцу денежной компенсации за наем жилого помещения признан незаконным, в связи с чем требования последнего о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения судом апелляционной инстанции удовлетворены частично, следовательно, подлежат удовлетворению и требования о взыскании с Военного комиссариата Московской области как с территориального органа Министерства обороны РФ, в соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 года N 1132, и являющегося самостоятельным юридическим лицом, уплаченной истцом государственной пошлины при подаче искового заявления и апелляционной жалобы, пропорционально удовлетворенной части иска, что составит *** рублей = *** рублей + *** рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 14 мая 2013 года отменить, вынести новое решение.
Иск Л. к Военному комиссариату Московской области удовлетворить частично.
Взыскать с Военного комиссариата Московской области *** рублей компенсации за наем жилого помещения за период с 01 июля 2010 года по 01 января 2013 года, *** рублей в счет возмещения расходов, понесенных на оплату удостоверения доверенности и *** рублей уплаченной государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований Л. отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)