Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2013 N 33-4774

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2013 г. N 33-4774


Судья Крысанов В.П.
Докладчик Галкина Л.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Галкиной Л.Н., Корепановой С.В.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Ленского района на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 3 июня 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Ленского района Архангельской области в интересах К.А. к администрации муниципального образования "У", к территориальному отделу по опеке и попечительству администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" об обязании предоставить жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования "Ленский муниципальный район", общей площадью не менее *** квадратных метров, по договору социального найма из специализированного жилищного фонда - отказать".
Заслушав доклад судьи Галкиной Л.Н., судебная коллегия

установила:

прокурор Ленского района Архангельской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования (далее - МО) "У" о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указал, что К.А., родившаяся *** года, относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать - К.И.Н. умерла *** года, отец К.А.В. умер *** года. К.А. до настоящего времени жилого помещения не имеет, администрацией МО "У" мер по приобретению жилья для К.А. не предпринимается. Просит суд обязать администрацию МО "У" предоставить К.А. жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования "Ленский муниципальный район", общей площадью не менее *** квадратных метров, по договору социального найма из специализированного жилищного фонда.
Определением суда от 25 апреля 2013 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен территориальный отдел по опеке и попечительству администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район".
Истец К.А., представители ответчиков - администрации МО "У", территориального отдела по опеке и попечительству администрации МО "Ленский муниципальный район", представители третьих лица - Министерства образования и науки Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области, в судебное заседание не явились.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился прокурор Ленского района, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе ссылается на свое несогласие с выводом суда о том, что *** года администрацией МО "У" предоставлено К.А. жилое помещение, расположенное по адресу: ***, и что К.А. является членом семьи нанимателя жилья - К.В.А., в то время как указанное жилое помещение было предоставлено К.В.А., а каких-либо данных о вселении в указанную квартиру К.А. в качестве члена семьи нанимателя К.В.А. не имеется. Кроме того, К.А. зарегистрирована по другому адресу. Таким образом, поскольку К.А. не является нанимателем жилого помещения, и не является членом семьи нанимателя жилого помещения по договору найма, она имеет право на предоставление жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО "У" с жалобой не согласился, просил оставить решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, выслушав прокурора Подчередниченко О.С., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (ч. 7 ст. 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 8 Закона).
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 1 января 2013 года).
В силу ст. 46 Закона Архангельской области от 20.09.2005 N 84-5-ОЗ (ред. от 17.12.2012) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам жилых помещений).
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что К.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
*** года умерла мать К.А. - К.И.Н., *** года умер ее отец - К.А.В.
Постановлением главы МО "Ленский район" от *** года N *** за К.А. и К.В.А. закреплено право на внеочередное получение жилья в пос.У в связи с отсутствием закрепленного жилого помещения.
Как следует из материалов дела, К.А. числится в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на внеочередное получение жилья в МО "Ленский муниципальный район" под N ***, в списке указано время возвращения к постоянному месту проживания (дата окончания обучения) - *** год.
Из справки государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования АО К.А., родившаяся *** года, обучается на дневном отделении (очная форма обучения) по специальности (профессии) "***", *** курс, со сроком обучения *** года, с *** года по *** года.
*** года К.В.А. - брату истца, как сироте, администрацией МО "У" предоставлено по договору социального найма N *** жилое помещение, расположенное по адресу: ***. Как следует из договора найма - совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: К.А.
Предоставленная квартира состоит из двух комнат, общая площадь квартиры -*** кв. м.
Сторонами по делу не оспаривается, что в данном жилом помещении К.А. не проживает, не вселялась в него.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что *** года К.А. предоставлено по договору социального найма жилое помещение в поселке У., в связи с чем правовых оснований, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", для предоставления ей другого жилого помещения не имеется.
Судебная коллегия считает выводы суда неправильными, основанными на неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда материалам дела.
Решение о предоставлении жилого помещения К.В. было принято администрацией МО "У" на основании заявления К.В.А. и в связи с обращением прокурора Ленского района Архангельской области в суд с иском в защиту интересов К.В.А. к администрации МО "У" о предоставлении жилого помещения, что свидетельствует о реализации К.В.А. своего права на внеочередное предоставление жилого помещения.
При этом, суд не учел, что у К.А., в силу указанных выше норм закона и установленных судом обстоятельств дела, возникло самостоятельное право на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", независимое от аналогичного права ее брата- К.В.А. Соответственно, каждый из них самостоятельно реализует свое право, то есть каждый вправе обратиться к ответчику с заявлением о предоставлении отдельного жилого помещения.
В то же время, ни К.В.А., ни прокурор в своем иске не просили о предоставлении жилого помещения с учетом К.А.
При принятии решения о предоставлении К.В.А. жилого помещения и при заключении с ним договора социального найма мнение К.А. и ее согласие на реализацию права на внеочередное предоставление жилого помещения путем вселения в одно жилое помещение с братом по единому договору социального найма -не выяснялось, так же как не выяснялось и мнение органа опеки и попечительства.
Принимая во внимание указанное выше, а также то, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением лиц из числа детей-сирот носит заявительный характер, а К.А. в *** г.г. не заявляла о своем праве на внеочередное предоставление жилья, судебная коллегия полагает неправомерным включение истца в договор социального найма квартиры ***, заключенный с К.В.А.
Исходя из правового анализа ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением ставится в зависимость от того, являются ли они нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, свидетельствуют о том, что истец не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилья.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 02.07.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При разрешении вопроса о признании членом семьи нанимателя других лиц суд обязан выяснить характер их отношений с нанимателем, выяснить фактическое содержание волеизъявления нанимателя в отношении их вселения в жилое помещение, установить, имели ли место ведение общего хозяйства (общие расходы), оказание взаимной помощи, другие обстоятельства, свидетельствующие о наличии семейных отношений. То есть для признания других лиц членами семьи нанимателя следует выяснить, вселялись ли они для проживания в жилое помещение как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям.
Как следует из объяснений К.А. прокурору Ленского района, о предоставлении квартиры в п. У. К.В.А. с учетом К.А. и заключении договора социального найма администрация МО "У" ее не уведомляла, ее согласия не спрашивала, с договором социального найма ее не ознакамливала. В настоящее время она проживает у родственников, собственного жилья не имеет. Возможности совместного проживания с братом у нее нет, так как он против такого проживания. У брата своя семья - жена и ребенок. Допуска в спорное жилье она не имеет, ключи от квартиры у нее отсутствуют.
Стороной ответчика не представлены доказательства вселения К.А. в спорное жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя К.В.А., совместного проживания с ним на спорной жилой площади, ведения общего хозяйства, несения общих расходов, следовательно, К.А. не может быть признана членом семьи нанимателя К.В.А.
С учетом того, что К.А., не являлась членом семьи нанимателя, права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: *** не приобрела, ее указание в договоре найма жилого помещения в качестве члена семьи нанимателя К.В.А. не имеет правового значения по делу.
Поскольку истец не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения, собственником жилья, следовательно, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Разрешая вопрос о том, на кого возложить обязанность по предоставлению жилого помещения, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, К.А. после окончания учебы намерена проживать в п. У., где у нее имеется возможность трудоустроиться.
Таким образом, предоставление жилья К.А. в черте п.У. будет соответствовать целям социальной поддержки К.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального образования "У".
Жилое помещение истцу должно быть предоставлено исходя из нормы предоставления, установленной решением совета депутатов МО "У" от *** года N ***, составляющей *** квадратных метров общей площади на одного человека.
Исковые требования к территориальному отделу по опеке и попечительству администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" удовлетворению не подлежат, поскольку в обязанности указанного ответчика не входит решение вопросов о предоставлении жилых помещений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление прокурора Ленского района удовлетворить, решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 13 февраля 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования прокурора Ленского района Архангельской области в интересах К.А. к администрации муниципального образования "У" о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования "У" предоставить К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее *** квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, в черте п. У за счет средств бюджета АО, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
В удовлетворении исковых требований к территориальному отделу по опеке и попечительству администрации муниципального образования "Ленский муниципальный район" - отказать.

Председательствующий
М.В.СМОЛЕНЦЕВ

Судьи
Л.Н.ГАЛКИНА
С.В.КОРЕПАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)