Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3799/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. по делу N 33-3799/2013


Судья: Колесников Д.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Храмцовой В.А.,
с участием прокурора Фоминой П.В.
при секретаре А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителей ответчиков администрации города Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 марта 2013 года по делу по иску прокурора г. Барнаула в интересах Д. к администрации г. Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах Д. к администрации г. Барнаула, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее - КЖКХ г. Барнаула) о признании незаконным бездействия по непринятию мер по замене прибора учета в квартире N *** дома N *** по <адрес> в г. Барнауле, возложении обязанности заменить прибор учета электроэнергии в указанной квартире.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что Д. является нанимателем квартиры N*** дома N*** по <адрес> в г. Барнауле. ДД.ММ.ГГ прибор учета электроэнергии, относящийся к квартире Д., признан нерасчетным, выдано предписание о его замене. В настоящее время плата за электроэнергию начисляется не по фактическим показаниям прибора учета, а в соответствии с нормативами потребления электроэнергии, которые превышают фактическое потребление, что нарушает права Д. Поскольку жилое помещение N *** по <адрес> в г. Барнауле находится в муниципальной собственности г. Барнаула, обязанность по замене прибора учета должна быть возложена на администрацию города и Комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, осуществляющего полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 марта 2013 года исковые требования прокурора, заявленные в интересах Д., удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации г. Барнаула, комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, выразившееся в непринятии мер по замене прибора учета электрической энергии по адресу: <адрес>.
На администрацию г. Барнаула, комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заменить прибор учета электрической энергии по адресу: <адрес>.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Барнаула просит решение суда отменить, приняв новое об отказе в удовлетворении иска. В качестве доводов жалобы ссылается на то, что администрация города является ненадлежащим ответчиком по данному спору, поскольку в ее полномочия не входит замена приборов учета электроэнергии; собственником квартиры, предоставленной по договору социального найма, является муниципальное образование, а не администрация города, с которой также договор социального найма не заключался. Обязанность по использованию приборов учета электрической энергии при предоставлении коммунальных услуг возложена на потребителя (собственника, нанимателя жилого помещения) таких услуг в силу п. 52 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам". На наймодателя возложена обязанность по производству капитального ремонта жилого помещения, к которому замена прибора учета электрической энергии не может быть отнесена. Положениями типового договора социального найма на нанимателя жилого помещения возложена обязанность производить за свой счет в занимаемом жилом помещении текущий ремонт, к которому относятся, в том числе работы по ремонту внутриквартирного инженерного оборудования. При этом инженерным оборудованием на основании п. 2 правил предоставления коммунальных услуг являются находящиеся в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг. Таким образом, прибор учета потребления электроэнергии является составной частью внутриквартирного инженерного оборудования. Судом не исследовался факт того, действительно ли истек срок действия и эксплуатации прибора учета электрической энергии. Кроме того, прокурором не соблюдены положения ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства реального нарушения прав Д., в связи с чем у прокурора отсутствовали основания для обращения в суд с указанным иском.
Апелляционная жалоба ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула также содержит просьбу об отмене решения суда в виду его принятия с нарушением норм материального права. В обоснование представитель ответчика ссылается на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление и указывает, что приборы учета электроэнергии в муниципальных жилых помещениях не были установлены до 01.07.2012, так как бюджетом города на 2012 год расходы на выполнение данных работ не предусмотрены. Многоквартирный дом N*** по <адрес> в г. Барнауле находится в управлении ТСЖ "Эдельвейс". В связи с тем, что до 01.07.2012 муниципальные жилые помещения не были оснащены индивидуальными приборами учета электрической энергии, до 01.07.2013 ТСЖ "Эдельвейс" обязано установить соответствующие приборы учета электрической энергии за счет собственных средств с последующим взысканием расходов с собственника помещения многоквартирного дома.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционных жалоб в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, истца Д., просивших оставить жалобы без удовлетворения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции полно исследовал доказательства по делу, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил соответствующие нормы материального закона, регулирующие вопросы возникших спорных отношений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, материальный истец Д. зарегистрирован и проживает с ДД.ММ.ГГ на основании ордера на служебную жилую помощь в квартире N ***, расположенной в доме N *** по <адрес> в г. Барнауле, является ее нанимателем. Данное жилое помещение находится в собственности городского округа - города Барнаула.
По результатам проверки электроустановок и электроучета, произведенной представителем ООО "Барнаульская сетевая компания" ДД.ММ.ГГ электросчетчик класса точности 2, находящийся в этажном щите и относящийся к квартире N*** дома N *** по <адрес> признан нерасчетным, дано указание о замене счетчика до ДД.ММ.ГГ С указанной даты по настоящее время истец оплачивает услуги по электроснабжению по установленному нормативу, а не в необходимых для него объемах, что нарушает его права.
Разрешая спор, суд правильно руководствовался положениями ст. ст. 210, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. N 442, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к выводу, что обязанность несения расходов по установке прибора учета электрической энергии и его замене лежит на собственнике имущества.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (п. 145, 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.01.2013).
В соответствии с п. 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012, с изм. от 19.03.2013) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Суд первой инстанции, проанализировав указанные нормы, пришел к обоснованному выводу, что обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния энергетических сетей, в том числе приборов учета электрической энергии, лежит на собственнике жилого помещения.
Также в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Иное регулирование, в соответствии с которым бремя содержания энергетических сетей, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, являющихся составной частью жилого помещения, возложено на собственника жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статьей 8 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом.
Часть 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) прибор учета, принадлежащий одному лицу, установленный в границах энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) другого лица, должен следовать судьбе указанных энергопринимающих устройств, если иное не установлено соглашением между собственником прибора учета и собственником указанных энергопринимающих устройств (п. 145).
В соответствии со статьями 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, наймодатель жилого помещения обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, а наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан в том числе проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно типовому договору социального найма жилого помещения, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315, к текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет, относятся побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Таким образом, суд верно указал, что замена приборов учета (квартирных счетчиков) не относится к работам по текущему ремонту жилого помещения, выполняемому нанимателем за свой счет.
Необходимо также учесть, что в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Таким образом, обязанность по оснащению многоквартирных жилых домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета возложена законодателем на собственников помещений в многоквартирных домах и довод апелляционной жалобы представителя Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула о том, что с 01.07.2013 ТСЖ "Эдельвейс" обязано установить соответствующие приборы учета электрической энергии за счет собственных средств с последующим взысканием расходов с собственника помещения многоквартирного дома судебная коллегия находит несостоятельным.
Установив, что Д. проживает в квартире на условиях договора социального найма, собственником жилого помещения является администрация города Барнаула, в обязанность которого входит обслуживание внутридомовых инженерных систем, суд пришел к правильному выводу, что обязанность по замене счетчика должна быть возложена на администрацию города Барнаула.
Довод жалобы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, поскольку данные действия не входят в ее обязанности, судебной коллегией не принимается.
В соответствии со ст. 57 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края (принят решением городской Думы от 20.06.2008 г. N 789) (далее-Устав) администрация города: организует содержание муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства; осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; осуществляет организацию коммунального обслуживания населения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, Уставом установлены общие положения в отношении полномочий администрации города в области жилищно-коммунального хозяйства, в виде содержания муниципального жилищного фонда, контроля за соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, частным случаем которых является замена прибора учета.
Также заявленные требования подлежат удовлетворению в отношении ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула, аргументированная позиция по данному выводу полно отражена в решении суда, с которой судебная коллегия соглашается.
В силу ч. 1 ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Из анализа данной нормы следует, что собственник жилого помещения вправе передать полномочия органу местного самоуправления действовать от его имени, либо управомочить иное лицо на заключение от имени собственника договора социального найма.
Таким образом, передача полномочия на заключение договора социального найма от имени администрации города Барнаула - собственника жилого помещения, администрации Центрального района г. Барнаула, не освобождает администрацию города от возложенной на нее обязанности собственника нести бремя содержания жилого помещения и общего имущества собственников.
Также суд пришел к правильному выводу о том, что при отсутствии прибора учета электроэнергии истец оплачивает услугу по электроснабжению по установленному нормативу, а не в необходимых для него объемах, что нарушает права Д. Данный вывод судебная коллегия находит правильным и оснований для его переоценки не усматривает.
Тот факт, что с 11.01.2013 Д. является собственником <данные изъяты> доли спорной квартиры на основании договора о передаче помещения в собственность, не может служить основанием для отмены принятого судом первой инстанции решения, поскольку правоотношения по замене прибора учета электроэнергии возникли в январе 2012 года, когда квартира находилась в муниципальной собственности, и до настоящего времени обязанность установить новый прибор учета электроэнергии не исполнена.
Довод жалобы об отсутствии у прокурора оснований для обращения в суд в интересах Д. является ошибочным и опровергается материалами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Как следует из материалов дела, истцу Д. установлена третья группа инвалидности.
Согласно ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В связи с изложенным, учитывая пенсионный возраст материального истца, а также категорию спора, вытекающего из прав и обязанностей по договору социального найма жилого помещения, обращения к прокурору, у прокурора имелись основания для обращения в суд с настоящим иском в интересах Д.
Учитывая требования закона, и установленные при рассмотрении дела обстоятельства, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционные жалобы ответчиков администрации города Барнаула и комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 27 марта 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)