Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Ананьева Е.А.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Кокшаровой Е.А.,
судей - Солоповой И.В., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ч.А.К. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 ноября 2012 года, которым
исковые требования Ч.А.К. удовлетворены частично.
С военного комиссариата Республики Алтай в пользу Ч.А.К. взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы за выдачу доверенности в сумме <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Отказано в удовлетворении требований Ч.А.К. о взыскании с военного комиссариата Республики Алтай расходов за арендную плату в сумме <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
установила:
Ч.А.К. обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к военному комиссариату Республики Алтай, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай о возмещении убытков, мотивируя требования тем, что решением Горно-Алтайского городского суда от 15.06.2011 г. было признано незаконным решение жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай от 28.04.2008 г. за N об исключении истца из списков очередников на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. Решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай было нарушено право истца на получение жилого помещения. Истец и его члены семьи не имеют своего жилья для проживания и были вынуждены снимать жилье. 01.10.2008 г. в г. Горно-Алтайске между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2008 г. по 01.012009 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 25.02.2009 г. срок действия договора аренды по указанному договору был изменен, продлен до 29.09.2009 г. Стоимость аренды за год составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> = <данные изъяты>), 01.10.2009 г. между истцом и Ч.Л.К. заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2009 г. по 01.10.2010 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 15.10.2009 г. срок действия договора аренды был изменен на 29.09.2010 г. Стоимость за год составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 01.10.2010 г. между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2010 г. по 01.10.2011 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 26.04.2011 г. данный договор был расторгнут. Стоимость за семь месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 29.04.2011 г. между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды сроком с 29.04.2011 по 01.01.2012 г.г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. Стоимость за восемь месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 01.01.2012 г. заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.01.2012 г. по 01.12.2012 г. Арендная плата составила <данные изъяты> рублей. Стоимость за шесть месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Также истцу причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей. Финансовое обеспечение военного комиссариата Республики Алтай является расходным обязательством Российской Федерации, вред подлежит возмещению за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Обосновывая требования ст. ст. 15, 151, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, истец просил взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ: расходы на арендную плату в размере <данные изъяты> рублей, расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы за получение доверенности на представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от 03.10.2012 г. прекращено производство по делу в части исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай в связи с отказом истца от иска, Управление Федерального казначейства по Республике Алтай исключено из числа ответчиков по делу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству истец уточнил исковые требования, просил взыскать с военного комиссариата Республики Алтай расходы на арендную плату в размере <данные изъяты> рублей, расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы, произведенные в связи с получением доверенности представителем в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился Ч.А.К., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в той его части, которой ему отказано в удовлетворении требований, приняв новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что, судом не учтено того, что незаконное действие жилищной комиссии лишило Ч.А.К. права на получение жилого помещения, статуса военнослужащего, поскольку это повлекло принятие командованием комиссариата РА решения об исключении Ч.А.К. как не имеющего права на жилое помещение, из списков личного состава. Следовательно, права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения предусмотренного ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащего". Данное обстоятельство причинило убытки заявителю, состоящие из реального ущерба - расходов за арендную плату нанимаемого жилого помещения. Информация военного комиссариата доказывает то, что в списках значатся различные категории очередников и с различным порядком обеспечения жилыми помещениями, то есть по очередности, по срокам, по месту обеспечения. Применение судом первой инстанции положений Постановлений Конституционного суда РФ от 03.02.2010 года N 3-П, от 27.02.2012 года N 3-П, Федерального закона "О статусе военнослужащих" неправомерно, поскольку они регулируют правоотношения граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, либо уволенных с военной службы в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих". При рассмотрении дела, судом первой инстанции были нарушены нормы Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ и ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса РФ, а также не приняты во внимание Положение о прохождении военной службы, приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80, ФЗ "О статусе военнослужащих".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ч.А.К., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, представителя военного комиссариата Республики Алтай - А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового решения.
В соответствии с определением апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 27 марта 2013 года настоящее гражданское дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам, установленным ГПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Разрешая требования Ч.А.К., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ч.А.К. к категории военнослужащих, имеющих право на получение ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не относится ввиду того, что он после увольнения с военной службы не был принят на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, права на получение ежемесячной денежной компенсации не имеет. Расходы, понесенные в связи с наймом жилого помещения, следствием принятия жилищной комиссией решения об исключении его из списка очередников на получение жилого помещения не являются. Кроме того, суд на основании ст. 151 ГК РФ посчитал подлежащим удовлетворению требование о компенсации морального вреда в силу признания незаконным решения жилищной комиссии от 24.08.2008 года.
Между тем такие выводы суда являются ошибочными, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ истец имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Как следует из материалов дела, приказом КомСибВО от 29 января 2008 года N 015 Ч.А.К. досрочно уволен в запас по состоянию здоровья; приказом военного комиссариата Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года за N исключен из списков личного состава военного комиссариата Республики Алтай. ДД.ММ.ГГГГ года жилищная комиссия военного комиссариата Республики Алтай признала семью истца нуждающейся в получении жилого помещения, однако ДД.ММ.ГГГГ года свое решение изменила, исключив истца и членов его семьи из списка очередников. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 июня 2011 года по делу N 2-1192/2011 признано незаконным решение жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года за N об исключении истца из списков очередников на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. 17 декабря 2012 года Министерством обороны РФ Ч.А.К. выдан жилищный сертификат N.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено и подтверждается письменными доказательствами, что в период с 01 октября 2008 года по 03 октября 2012 года Ч.А.К. на основании договоров, заключенных с Ч.Л.К. - собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было арендовано названное жилое помещение. В связи с проживанием в доме в вышеуказанный период арендодателю передано <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 Постановления).
Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривается выплата компенсации за наем жилого помещения военнослужащим и военнослужащим, уволенным с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченными при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина Г." разъяснено, что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенным или подлежащим увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Как указано в названном Постановлении (п. п. 3, 3.1), согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15). При этом для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах. Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П, исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Несмотря на то, что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в приведенных Постановлениях, следует, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
На основании изложенного право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано ни с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Порядок и условия выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
В силу п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Таким образом, следует полагать, что истец в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В материалах дела имеются достаточные и достоверные доказательства в подтверждение того обстоятельства, что Ч.А.К. пользовался на условиях найма в спорный период жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, оплата за пользование данным жилым помещением в период с 01 октября 2008 года по 03.10.2012 года в размере <данные изъяты> рублей истцом внесена.
Оценивая изложенные обстоятельства и учитывая вышеприведенные правовые нормы, положения ст. 196 ГПК РФ, коллегия приходит к выводу о том, что имеются все основания для взыскания с военного комиссариата в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в испрашиваемом в исковом заявлении размере - <данные изъяты> рублей.
При этом апелляционная коллегия полагает, что требование о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного по мнению истца, вследствие принятия жилищной комиссией военного комиссариата Республики Алтай решения от ДД.ММ.ГГГГ года, признанного впоследствии незаконным решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.06.2011 года, удовлетворению не подлежит, в связи со следующим.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины. Обязанность по возмещению вреда в силу ст. 1069 ГК РФ может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Между тем, в силу положений ст. ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ военный комиссариат Республики Алтай надлежащим ответчиком по требованию о взыскании компенсации морального вреда причиненного незаконными действиями не является.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц ответчика.
Однако истцом не был доказан факт претерпевания морального вреда, то есть наличие физических и нравственных страданий, поскольку истец не указал, какие личные нематериальные блага, предусмотренные ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, были нарушены, и не доказал факт нарушения таких личных нематериальных благ истца. По смыслу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации длительные переживания, ухудшение состояния здоровья по поводу исключения его из очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий не относятся к личным неимущественным правам, в случае нарушения которых законом предусмотрена возможность возмещения компенсации морального вреда.
Также истцом не доказан факт наличия причинной связи между противоправным поведением ответчика и причиненным истцу моральным вредом. Доказательств того, что именно в результате неправомерных действий ответчика истцу был причинен моральный вред, истцом не представлено. В связи с чем, оснований для удовлетворения этих требований не имеется.
На основании ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, учитывая, что Ч.А.К. на основании договора об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ года была оплачена своему представителю С., которая представляла его интересы в суде первой инстанции, денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей, с учетом требований разумности и справедливости, частичного удовлетворения заявленных требований, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что в его пользу с ответчика подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Также в пользу Ч.А.К. подлежат взысканию, расходы, произведенные им в связи с выдачей представителю доверенности, необходимой для осуществления представительства в суде в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу Ч.А.К. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, оплаченная им при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ апелляционная коллегия,
определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 ноября 2012 года отменить. Принять новое решение, которым исковые требования Ч.А.К. удовлетворить частично.
Взыскать с военного комиссариата Республики Алтай в пользу Ч.А.К. компенсацию расходов, произведенных в связи с арендой жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы, в том числе расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы, связанные с выдачей доверенности представителю в сумме <данные изъяты> рублей и оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований Ч.А.К. о взыскании с военного комиссариата Республики Алтай компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, отказать.
Председательствующий
Е.А.КОКШАРОВА
Судьи
С.А.ШИНЖИНА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ОТ 24.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-195
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2013 г. по делу N 33-195
Председательствующий: Ананьева Е.А.
Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего - Кокшаровой Е.А.,
судей - Солоповой И.В., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ч.А.К. на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 ноября 2012 года, которым
исковые требования Ч.А.К. удовлетворены частично.
С военного комиссариата Республики Алтай в пользу Ч.А.К. взыскана компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы за выдачу доверенности в сумме <данные изъяты> рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Отказано в удовлетворении требований Ч.А.К. о взыскании с военного комиссариата Республики Алтай расходов за арендную плату в сумме <данные изъяты> рублей, расходов по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., апелляционная коллегия
установила:
Ч.А.К. обратился в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с иском к военному комиссариату Республики Алтай, Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай о возмещении убытков, мотивируя требования тем, что решением Горно-Алтайского городского суда от 15.06.2011 г. было признано незаконным решение жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай от 28.04.2008 г. за N об исключении истца из списков очередников на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. Решением жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай было нарушено право истца на получение жилого помещения. Истец и его члены семьи не имеют своего жилья для проживания и были вынуждены снимать жилье. 01.10.2008 г. в г. Горно-Алтайске между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2008 г. по 01.012009 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 25.02.2009 г. срок действия договора аренды по указанному договору был изменен, продлен до 29.09.2009 г. Стоимость аренды за год составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> = <данные изъяты>), 01.10.2009 г. между истцом и Ч.Л.К. заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2009 г. по 01.10.2010 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 15.10.2009 г. срок действия договора аренды был изменен на 29.09.2010 г. Стоимость за год составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 01.10.2010 г. между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.10.2010 г. по 01.10.2011 г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. 26.04.2011 г. данный договор был расторгнут. Стоимость за семь месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 29.04.2011 г. между истцом и Ч.Л.К. был заключен договор аренды сроком с 29.04.2011 по 01.01.2012 г.г., арендная плата составила <данные изъяты> рублей. Стоимость за восемь месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). 01.01.2012 г. заключен договор аренды жилого помещения на срок с 01.01.2012 г. по 01.12.2012 г. Арендная плата составила <данные изъяты> рублей. Стоимость за шесть месяцев составила <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей. Также истцу причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты> рублей. Финансовое обеспечение военного комиссариата Республики Алтай является расходным обязательством Российской Федерации, вред подлежит возмещению за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ. Обосновывая требования ст. ст. 15, 151, 1064, 1069, 1071 ГК РФ, истец просил взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ: расходы на арендную плату в размере <данные изъяты> рублей, расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы за получение доверенности на представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Определением суда от 03.10.2012 г. прекращено производство по делу в части исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Республике Алтай в связи с отказом истца от иска, Управление Федерального казначейства по Республике Алтай исключено из числа ответчиков по делу.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству истец уточнил исковые требования, просил взыскать с военного комиссариата Республики Алтай расходы на арендную плату в размере <данные изъяты> рублей, расходы на услуги представителя в размере <данные изъяты> рублей, расходы, произведенные в связи с получением доверенности представителем в размере <данные изъяты> рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым не согласился Ч.А.К., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в той его части, которой ему отказано в удовлетворении требований, приняв новое решение об удовлетворении требований. В обоснование жалобы указывает, что, судом не учтено того, что незаконное действие жилищной комиссии лишило Ч.А.К. права на получение жилого помещения, статуса военнослужащего, поскольку это повлекло принятие командованием комиссариата РА решения об исключении Ч.А.К. как не имеющего права на жилое помещение, из списков личного состава. Следовательно, права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения предусмотренного ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащего". Данное обстоятельство причинило убытки заявителю, состоящие из реального ущерба - расходов за арендную плату нанимаемого жилого помещения. Информация военного комиссариата доказывает то, что в списках значатся различные категории очередников и с различным порядком обеспечения жилыми помещениями, то есть по очередности, по срокам, по месту обеспечения. Применение судом первой инстанции положений Постановлений Конституционного суда РФ от 03.02.2010 года N 3-П, от 27.02.2012 года N 3-П, Федерального закона "О статусе военнослужащих" неправомерно, поскольку они регулируют правоотношения граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, либо уволенных с военной службы в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащих". При рассмотрении дела, судом первой инстанции были нарушены нормы Конституции РФ, Гражданского Кодекса РФ и ст. 67 Гражданского процессуального Кодекса РФ, а также не приняты во внимание Положение о прохождении военной службы, приказ Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 года N 80, ФЗ "О статусе военнослужащих".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ч.А.К., поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, представителя военного комиссариата Республики Алтай - А., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права с принятием по делу нового решения.
В соответствии с определением апелляционной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 27 марта 2013 года настоящее гражданское дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам, установленным ГПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Разрешая требования Ч.А.К., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Ч.А.К. к категории военнослужащих, имеющих право на получение ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не относится ввиду того, что он после увольнения с военной службы не был принят на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем, права на получение ежемесячной денежной компенсации не имеет. Расходы, понесенные в связи с наймом жилого помещения, следствием принятия жилищной комиссией решения об исключении его из списка очередников на получение жилого помещения не являются. Кроме того, суд на основании ст. 151 ГК РФ посчитал подлежащим удовлетворению требование о компенсации морального вреда в силу признания незаконным решения жилищной комиссии от 24.08.2008 года.
Между тем такие выводы суда являются ошибочными, поскольку в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ истец имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
Как следует из материалов дела, приказом КомСибВО от 29 января 2008 года N 015 Ч.А.К. досрочно уволен в запас по состоянию здоровья; приказом военного комиссариата Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года за N исключен из списков личного состава военного комиссариата Республики Алтай. ДД.ММ.ГГГГ года жилищная комиссия военного комиссариата Республики Алтай признала семью истца нуждающейся в получении жилого помещения, однако ДД.ММ.ГГГГ года свое решение изменила, исключив истца и членов его семьи из списка очередников. Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15 июня 2011 года по делу N 2-1192/2011 признано незаконным решение жилищной комиссии военного комиссариата Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ года за N об исключении истца из списков очередников на получение жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации. 17 декабря 2012 года Министерством обороны РФ Ч.А.К. выдан жилищный сертификат N.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции установлено и подтверждается письменными доказательствами, что в период с 01 октября 2008 года по 03 октября 2012 года Ч.А.К. на основании договоров, заключенных с Ч.Л.К. - собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> было арендовано названное жилое помещение. В связи с проживанием в доме в вышеуказанный период арендодателю передано <данные изъяты> рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
При этом согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, в силу п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты и размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений определены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909, в соответствии с положениями которого выплата денежной компенсации осуществляется органом Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, осуществляющим пенсионное обеспечение по месту жительства лиц, уволенных с военной службы. При этом финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы (п. 4 Постановления).
Решением Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53, оставленным без изменения Определением Верховного Суда РФ от 11.11.2008 N КАС08-566, условие о выплате компенсации только уволенным и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотренное п. 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам, уволенным с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей", признано не действующим в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 01 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам, как ограничивающая получение компенсации, предусмотренной п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Положениями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривается выплата компенсации за наем жилого помещения военнослужащим и военнослужащим, уволенным с военной службы жилыми помещениями, не обеспеченными при увольнении с военной службы жилыми помещениями, при перемене места жительства гарантии конституционного права на жилище - до момента фактической реализации ими данного права.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина Г." разъяснено, что положения п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 и уволенным или подлежащим увольнению после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 01.01.2005. Иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 01 января 2005 года).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2012 N 3-П абзац второй пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений с датой их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, лишает тем самым граждан, поступивших на военную службу до 1 января 2005 года и принятых на соответствующий учет после этой даты, возможности получения данной меры социальной поддержки на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые были приняты на учет до 1 января 2005 года. Как указано в названном Постановлении (п. п. 3, 3.1), согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 15). При этом для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, названный Федеральный закон предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций на период до обеспечения их жилыми помещениями, включая ежемесячную денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений, предоставляемую за счет средств федерального бюджета (пункт 14 статьи 15). Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке данной категории граждан, уволенных с военной службы, что не снимает с него обязанности по обеспечению фактической реализации этими гражданами конституционного права на жилище в установленных законом формах. Мера социальной поддержки граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, в виде ежемесячной выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений носит, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П, исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые они вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилье в период до выполнения государством взятого на себя обязательства. Несмотря на то, что само по себе право граждан, уволенных с военной службы и не обеспеченных жилыми помещениями, на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений непосредственно в Конституции Российской Федерации не закреплено, федеральный законодатель при определении круга лиц, которым данное право предоставляется, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Из приведенных выше норм и правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в приведенных Постановлениях, следует, что право военнослужащих на получение компенсации за наем (поднаем) жилых помещений связано с их правом на обеспечение жилым помещением и невозможностью обеспечить их жилым помещением, и такая компенсация выплачивается до обеспечения указанного лица жилым помещением, в связи с чем отсутствуют основания для отказа истцу в выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения до фактического обеспечения жилым помещением как лицу, признанному в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении и уволенному без предоставления такого жилого помещения с сохранением обязанности государства обеспечить его жилым помещением по последнему месту военной службы.
На основании изложенного право истца на получение ежемесячной денежной компенсации не может быть связано ни с датой принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, ни с тем, поставлен ли истец на учет по последнему месту службы или в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта. В противном случае будет иметь место неравное положение истца с иными лицами, относящимися к той же категории, что недопустимо в силу ч. 2 статьи 19 и ч. 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Порядок и условия выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения гражданам, уволенным с военной службы, но не обеспеченным жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909.
В силу п. 4 Положения о выплате денежной компенсации на наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и членам их семей" денежная компенсация выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.
Таким образом, следует полагать, что истец в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ имеет право на разовое обеспечение его благоустроенным жилым помещением в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а до обеспечения его жилой площадью, независимо от даты его увольнения с военной службы - на денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения.
В материалах дела имеются достаточные и достоверные доказательства в подтверждение того обстоятельства, что Ч.А.К. пользовался на условиях найма в спорный период жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, оплата за пользование данным жилым помещением в период с 01 октября 2008 года по 03.10.2012 года в размере <данные изъяты> рублей истцом внесена.
Оценивая изложенные обстоятельства и учитывая вышеприведенные правовые нормы, положения ст. 196 ГПК РФ, коллегия приходит к выводу о том, что имеются все основания для взыскания с военного комиссариата в пользу истца компенсации за наем жилого помещения в испрашиваемом в исковом заявлении размере - <данные изъяты> рублей.
При этом апелляционная коллегия полагает, что требование о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного по мнению истца, вследствие принятия жилищной комиссией военного комиссариата Республики Алтай решения от ДД.ММ.ГГГГ года, признанного впоследствии незаконным решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 15.06.2011 года, удовлетворению не подлежит, в связи со следующим.
По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины. Обязанность по возмещению вреда в силу ст. 1069 ГК РФ может быть возложена на лиц, не являющихся причинителями вреда.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Между тем, в силу положений ст. ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ военный комиссариат Республики Алтай надлежащим ответчиком по требованию о взыскании компенсации морального вреда причиненного незаконными действиями не является.
В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Таким образом, основанием к удовлетворению исковых требований о взыскании морального вреда является установление факта нарушения личных неимущественных прав истца или других нематериальных благ и наличие причинно-следственной связи между таким нарушением и неправомерным бездействием должностных лиц ответчика.
Однако истцом не был доказан факт претерпевания морального вреда, то есть наличие физических и нравственных страданий, поскольку истец не указал, какие личные нематериальные блага, предусмотренные ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, были нарушены, и не доказал факт нарушения таких личных нематериальных благ истца. По смыслу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации длительные переживания, ухудшение состояния здоровья по поводу исключения его из очереди, нуждающихся в улучшении жилищных условий не относятся к личным неимущественным правам, в случае нарушения которых законом предусмотрена возможность возмещения компенсации морального вреда.
Также истцом не доказан факт наличия причинной связи между противоправным поведением ответчика и причиненным истцу моральным вредом. Доказательств того, что именно в результате неправомерных действий ответчика истцу был причинен моральный вред, истцом не представлено. В связи с чем, оснований для удовлетворения этих требований не имеется.
На основании ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ, учитывая, что Ч.А.К. на основании договора об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ года была оплачена своему представителю С., которая представляла его интересы в суде первой инстанции, денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей, с учетом требований разумности и справедливости, частичного удовлетворения заявленных требований, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что в его пользу с ответчика подлежат взысканию расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей.
Также в пользу Ч.А.К. подлежат взысканию, расходы, произведенные им в связи с выдачей представителю доверенности, необходимой для осуществления представительства в суде в размере <данные изъяты> рублей.
Кроме того, исходя из положений ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу Ч.А.К. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей, оплаченная им при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ апелляционная коллегия,
определила:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 27 ноября 2012 года отменить. Принять новое решение, которым исковые требования Ч.А.К. удовлетворить частично.
Взыскать с военного комиссариата Республики Алтай в пользу Ч.А.К. компенсацию расходов, произведенных в связи с арендой жилого помещения в сумме <данные изъяты> рублей, судебные расходы, в том числе расходы, связанные с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, расходы, связанные с выдачей доверенности представителю в сумме <данные изъяты> рублей и оплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении исковых требований Ч.А.К. о взыскании с военного комиссариата Республики Алтай компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, отказать.
Председательствующий
Е.А.КОКШАРОВА
Судьи
С.А.ШИНЖИНА
И.В.СОЛОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)