Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 18.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7562-13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу N 33-7562-13


Судья: Головченко Е.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истицы С.И.А. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 июля 2013 года по делу
по иску С.И.А. к администрации городского округа ЗАТО Сибирский, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации", 2 отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" об оспаривании отказа в выдаче справки о сдаче жилья, заключении договора социального найма, возложении обязанности обеспечить жилым помещение по установленным нормам, заключить договор социального найма.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия

установила:

С.И.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам и просила суд:
Признать незаконными действия администрации ЗАТО Сибирский, связанные с невыдачей ей справки о сдаче жилья по установленному образцу.
Обязать администрацию ЗАТО Сибирский расторгнуть договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию ЗАТО Сибирский принять у нее жилое помещение в существующем виде и выдать справку о сдаче жилья.
Признать незаконным действия ответчика ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, связанные с требованием предоставить справку о сдаче жилья до вынесения решения о заключении с ней договора социального найма.
Признать за ней и членами ее семьи право на заключение договора социального найма жилого помещения по избранному месту жительства.
Признать отказ в заключении договора социального найма ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от (дата) *** незаконным, отменить его, обязав ответчика обеспечить ее и членов ее семьи жилым помещением по установленным нормам.
В обоснование иска истица указала, что проходила военную службу в войсковой части ***, имеет выслугу более 21 года, была признана нуждающейся в получении жилого помещения в порядке обеспечения жилыми помещениями военнослужащих по избранному месту жительства. Получив извещение о предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, она выразила свое согласие на получение жилого помещения по адресу: <адрес>.
Для реализации права на получение жилья ей необходимо было предоставить документы, подтверждающие освобождение ранее занимаемого помещения. За получением справки об этом она неоднократно обращалась в администрацию ЗАТО Сибирский, просила расторгнуть с ней договор социального найма, принять у нее и членов ее семьи жилье по месту прохождения службы: <адрес> и выдать ей справку о сдаче жилого помещения по установленному образцу. На данные заявления администрация отвечала отказом, мотивируя тем, что она не является нанимателем жилого помещения, поэтому с ней невозможно расторгнуть договор социального найма, а основания выдать справку в связи с несдачей жилья отсутствуют.
Отказ администрации ЗАТО Сибирский выдать справку о сдаче жилья повлек за собой отказ в заключении договора социального найма, который она расценивает как отказ от обязательств обеспечения ее жильем.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 июля 2013 года С.И.А. отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе с учетом дополнительной С.И.А. просит решение суда отменить и принять решение об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
Излагая в апелляционных жалобах события, предшествовавшие обращению в суд, а также имевшие место после рассмотрения судом первой инстанции ее иска, указав в качестве оснований отмены судебного постановления все основания, указанные в ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, С.И.А. не соглашаясь с решение суда, указала, что суд не усмотрел нарушения ее прав, мотивируя, что ею не представлены доказательства, тогда как ответчик "Центррегионжилье" не представил доказательств соблюдения порядка обеспечения ее жильем по избранному месту жительства.
Суд не стал выяснять и рассматривать вопрос об обязании ФГКУ "Центррегионжилье" обеспечить ее жилым помещением по избранному месту жительства, при том, что она представляла доказательства того, в настоящее время в силу действующего жилищного законодательства выделение долей в занимаемой с бывшим супругом квартире невозможно.
Отказывая в удовлетворении исковых требований об отказе в иске к администрации ЗАТО Сибирский о расторжении с ней договора социального найма, суд пришел к выводу, что в силу закона она как наниматель вправе в любое время самостоятельно расторгнуть договора найма, вместе с тем, суд не учел, что это невозможно, поскольку в квартире остается проживать ее бывший супруг С.К.А., который не может выехать из квартиры, так как это лишит его права на реализацию своих прав на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
Требование администрации ЗАТО Сибирский сдать занимаемое жилое помещение в полном объеме само по себе нарушает ее права. Суд не дал оценку наличия или отсутствия в ее действиях злоупотребления правом на обеспечение жильем по избранному месту жительства.
Судом не дана оценка выводам ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" о том, что она в настоящее время имеет право на обеспечение жильем меньшей площади, чем предлагалось ей ранее.
В дополнительной апелляционной жалобе С.И.А. в качестве доводов незаконности решения, цитируя положения Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280, указывает на отсутствие у ответчика законных оснований до принятия решения о предоставлении жилого помещения требовать у нее справку об освобождении ранее предоставленного жилого помещения.
Поскольку занимаемое ею жилое помещение находится в муниципальной собственности, то у нее отсутствуют в силу закона безусловная обязанность сдавать это жилое помещение органу федеральной исполнительной власти, не обладающему какими-либо правами на указанное помещение.
В апелляционную инстанции представители ответчиков, третьи лица С.К.А., К.Е.К. не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены.
Выслушав истицу, третье лицо С.А.К., изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что С.И.А. являлась военнослужащей, ее выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации на (дата) составила более 21 года.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от (дата) *** в связи с признанием военно-врачебной комиссией не годной к военной службе С.И.А. уволена в отставку.
(дата) между администрацией ЗАТО Сибирский и С.К.А. был заключен договор социального найма 3-комнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес>. В качестве членов семьи в договоре указаны истица С.И.А., дочь С.Е.К. (после вступления в брак К.) и сын С.А.К.
Дополнительным соглашением от (дата) в качестве члена семьи в договор социального найма включен внук К.К.
(дата) брак между С.К.А. и С.И.А. прекращен на основании решения мирового судьи судебного участка N <адрес> Алтайского края от (дата).
(дата) С.И.А. обратилась с заявлением к начальнику ФГКУ "Центррегионжилье" о принятии ее и членов ее семьи: дочери С.Е.К. и сына С.А.К. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также ЖК РФ).
Решением от (дата) *** С.И.А. и члены ее семьи: дочь К.Е.К. и сын С.А.К. поставлена на учет с (дата) как военнослужащий, нуждающийся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
(дата) С.И.А. обратилась в администрацию ЗАТО Сибирский с заявлением о выдаче справки о сдаче занимаемого ею с сыном и дочерью жилья.
(дата) начальником отдела по учету и распределения жилья администрации ЗАТО Сибирский в выдаче справки С.И.А. отказано ввиду того, что от нанимателя квартиры <адрес> заявление о расторжении договора социального найма и сдаче жилья не поступало.
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от (дата) *** С.И.А. отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м по адресу: <адрес> связи с превышением нормы предоставления жилого помещения, установленного ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с учетом отсутствия документов о сдаче ранее полученного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц. Принятием указанного Закона государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства и гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены статьей 15 указанного Федерального закона.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из положений ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства. Пунктом 5 указанной нормы Закона предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 (далее - Инструкции) военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, после получения извещений, указанных в пункте 12 настоящей Инструкции (извещение о распределении жилых помещений), при их согласии с предоставлением распределенных жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие с предоставлением распределенного жилого помещения.
При отсутствии права собственности Российской Федерации на жилые помещения, военнослужащий при согласии с предоставлением и заселением распределенного жилого помещения вправе обратиться в уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа с заявлением, на основании которого уполномоченный орган и (или) структурное подразделение уполномоченного органа принимают решение о заселении жилого помещения, на основании которого в заявителем заключается договор о пользовании.
На основании п. 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласно Приложение 10 к настоящей Инструкции.
В соответствии с пунктом 18 Инструкции с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции.
В соответствии с действующим в настоящее время порядком предоставления помещений по договорам социального найма в соответствии со ст. 15 Закона "О статусе военнослужащих", установленным вышеуказанной Инструкцией, гражданину предоставляется два месяца на заключение договора социального найма с момента выдачи решения о предоставлении жилого помещения. Указанный срок предоставляется, в том числе и для разрешения вопроса об освобождении ранее занимаемого жилого помещения и его передачи уполномоченной организации.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость и порядок сдачи ранее занимаемого военнослужащим служебного жилого помещения для возможности заключения договора социального найма предоставленного жилого помещения.
Истицей доказательств фактического освобождения занимаемого жилого помещения ни до принятия решения ответчиком об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения в связи с избранием нового места жительства, ни до принятия судом первой инстанции решения не представлено. Данное обстоятельство и послужило основанием отказа истице в иске в полном объеме.
То обстоятельство, что занимаемое истицей жилое помещение находится в муниципальной собственности и по ее мнению не подлежит обязательному освобождению, с последующим решением вопроса о его перераспределении, является несостоятельным.
Действительно, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 392-р жилой дом, расположенный в <адрес> передан в муниципальную собственность <адрес>.
Вместе с тем, данное обстоятельство не исключает для истицы обязанности сдачи данного жилого помещения в <адрес>.
Согласно п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 наличие жилой площади у граждан в закрытых военных городках является основаниям признания нуждающимися в получении жилых помещений.
В связи с особым правовым статусом ЗАТО Сибирский, регламентированным Законом Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" и п. 20 Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.1998 N 655, на территории ЗАТО Сибирский могут проживать граждане, деятельность которых связана с осуществлением деятельности организациями (объектами), расположенными на территории ЗАТО, в том числе военнослужащие, проходящие службы в воинских частях, расположенных на территории закрытого образования.
В силу ст. 7 вышеуказанного Закона граждане, утратившие производственную и служебную связь с организациями и (или) объектами ЗАТО, подлежат переселению и обеспечению жильем по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации Российской Федерации.
Таким образом, на истице в силу действующего законодательства в связи с предоставлением ей жилого помещения лежит обязанность по сдаче занимаемого в ЗАТО Сибирский жилого помещения, которое ей было предоставлено в связи с осуществлением военной службы.
В соответствии с Порядком сдачи-приема жилого помещения муниципального жилищного фонда ЗАТО Сибирский, утвержденного постановлением администрации городского округа ЗАТО Сибирский от (дата) ***, сдача жилого помещения оформляется актом, при этом наниматель и все зарегистрированные в жилом помещении граждане снимаются с регистрационного учета по месту жительства или пребывания.
Таким образом, поскольку истицей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду первой инстанции доказательства освобождения жилого помещения по месту жительства в ЗАТО Сибирский не представлено, то в силу закона ответчики не могли выполнить действия о понуждении к совершению которых просит истица, в том числе выдаче справки, заключении договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к указанию на то, что истица и члены ее семьи (дочь и сын) не могут освободить и сдать жилое помещение в полном объеме ввиду проживания в нем бывшего супруга истицы С.К.А. Вместе с тем, доказательств того, что истица и члены ее семьи предприняли действия по фактическому освобождению квартиры, что имело правовое значение при разрешении спора, не представлено.
Несостоятелен довод С.К.А. о том, что судом не разрешены ее требования об обязании ФГКУ "Центррегионжилье" обеспечить ее жилым помещением по избранному месту жительства. Судом в решении в этой части исковых требований выводы суда мотивированы и сводятся к тому, что право С.И.А. на обеспечение жильем по избранному месту жительства в установленном законом порядке ответчиками не оспорено и при соблюдении порядка предоставления жилых помещений данной категории граждан, она будет обеспечена таким жилым помещением в будущем.
Решение же вопроса о размере площади жилого помещения, которое может быть истице предоставлено в будущем в порядке очередности и его наличия, входит в компетенцию уполномоченных органов с учетом тех обстоятельств, которые будет существовать на момент принятия решения о предоставлении жилого помещения.
Все действия, совершенные истицей после принятия обжалуемого решения от (дата), в том числе оформление нотариально удостоверенных обязательств о снятии с регистрационного учета по месту жительства, не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку предметом спора являлись действия сторон до (дата).
Судом при рассмотрении гражданского дела правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, верно применен материальный закон, выводы суда об отказе истице С.И.А. в удовлетворении исковых требований в решении мотивированы, апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которым бы судом не была дана оценка.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 18 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы С.И.А. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)