Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 10.12.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3804/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. по делу N 33-3804/13


Судья: Позинская С.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Кравцовой Г.В.
при секретаре М.
с участием прокурора ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 10 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации главного специалиста - ФИО7 на решение Советского районного суда г. Брянска от 11 октября 2013 года по делу по иску прокурора Советского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения по договору социального найма,

установила:

Прокурор Советского района г. Брянска в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. Совместное проживание с ФИО1, в одной квартире невозможно. На основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N от 20 января 2011 г. ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания по общей очереди с 11 января 2011 г. По состоянию на 1 апреля 2013 г. номер очереди по списку внеочередного предоставления жилья - N Полагает, что по состоянию здоровья ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В связи с чем, прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом его права на дополнительную площадь.
В судебное заседание представитель прокуратуры Советского района г. Брянска не явился, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося представителя прокуратуры Советского района г. Брянска.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования прокурора Советского района г. Брянска, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации ФИО7 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив в судебном заседании, что Брянская городская администрация, как орган местного самоуправления, не наделена в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, бюджет муниципального образования не предусматривает средств для реализации прав граждан указанной категории. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Решением Советского районного суда от 11 октября 2013 г. исковые требования прокурора Советского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 удовлетворены, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте г. Брянска на состав семьи один человек.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации ФИО7 просит об отмене решения суда от 11 октября 2013 г., принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены положения ст. 49 ЖК РФ и ст. 16 и ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которыми орган местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти, тогда как обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями. Обеспечение жильем таких категорий граждан, к которым относится истец, не является расходным обязательством органа местного самоуправления, помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам.
ФИО1 на апелляционную жалобу принесены возражения, в которых он просит постановленное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Брянской городской администрации, надлежаще извещенный судом о месте и времени судебного заседания, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., возражения на доводы апелляционной жалобы ФИО1 и прокурора ФИО6, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом установлено, что согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N 20 января 2011 г. ФИО1, проживающий в <адрес> <адрес>, признан малоимущем и принят на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма с составом семьи 2 человека, в т.ч., ФИО8 - жена, по общей очереди и списку граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием заболевания, при котором совместное проживание невозможно, с 11 января 2011 г.
Согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N от 18 июня 2013 г. изменен количественный состав семьи состоящего на жилищном учете в списке внеочередного предоставления жилья с 11 января 2011 г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с двух человек на одного. Состав семьи ФИО1 по общей площади с 11 января 2011 г. оставлен без изменений.
На основании справки N от 03.06.2013 г. врачебной комиссии диспансерного отделения Брянской областной психиатрической больницы N в соответствии с Постановлением Правительства РФ N от 21 декабря 2004 г. ФИО1 имеет право на дополнительную жилую площадь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 п. 3 Перечня совместное проживание в одной квартире невозможно.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ФИО1, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, указанные в жалобе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан как ФИО1 не является обязательством органа местного самоуправления, помещения муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО9, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ему должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1 Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 г. N 2461-п (с изм.), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске.
Согласно п. 1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Брянска от 11 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации главного специалиста - К. - без удовлетворения.

Председательствующий
И.И.БАННЫЙ

Судьи
областного суда
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ
Г.В.КРАВЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)