Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.06.2013 N 33-3488/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июня 2013 г. N 33-3488/13


Судья: Хохряков Н.А.
Докладчик: Рудь Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Смоленцева М.В.,
судей Галкиной Л.Н., Рудь Т.Н.,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 24 июня 2013 года дело по апелляционной жалобе Д.Р. на решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 17 апреля 2013 года, которым постановлено:
"в иске Д.Р. к администрации муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" о признании незаконными действия главы администрации муниципального образования "Шенкурское" об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности признать нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Д.Р. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Шенкурский муниципальный район" о признании незаконными действия главы администрации муниципального образования "Шенкурское" об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировала тем, что, являясь ветераном Великой Отечественной войны и вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на улучшение жилищных условий и постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Она является собственником 5/6 долей в жилом помещении, в котором кроме нее еще зарегистрированы по месту жительства сын и внучка, в связи, с чем обеспеченность каждого члена семьи меньше учетной нормы. На неоднократные обращения к ответчику с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, получала отказ по основаниям того, что, прописав в своей квартире внучку, она намерено ухудшила свои жилищные условия.
С отказами администрации она не согласна, поскольку имеет третью группу инвалидности по общему заболеванию, проживает в двухкомнатной квартире, общая площадь которой, составляет 41,6 кв. м, не имеет водопровода, с печным отоплением, что составляет для нее неудобства, поскольку ей 83 года она нуждается в постороннем уходе. В качестве лица, ухаживающего за ней, пенсионным органом назначена ее внучка Д.В., и только поэтому она зарегистрировала ее в своей квартире с 10 апреля 2010 года, без намерения ухудшить свои жилищные условия.
В судебном заседании истец на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика с иском не согласился, указав, что внучка истца в квартиру не вселялась, с истцом не проживала, живет и работает в другом населенном пункте, уход за своей бабушкой не осуществляет, зарегистрирована в квартире истца только с целью постановки последней на учет для получения жилья.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласилась Д.Р. и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указала, что она является ветераном войны и труда, вдовой ветерана Великой Отечественной войны и поэтому имеет право на улучшение жилищных условий. Квартира, в которой она проживает в настоящее время, очень холодная, в ней печное отопление и отсутствует вода. Ее внучка надлежащим образом выполняет свои обязанности по уходу за ней.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности (пункт 2), являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии со статьей 50 (части 4, 5) ЖК Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", членам их семей, для предоставления участнику Великой Отечественной войны мер социальной поддержки в виде предоставления жилья, помимо статуса участника Великой Отечественной войны либо члена семьи, необходимо установление факта нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Д.Р., имеет права, льготы и преимущества, установленные для ветеранов Великой Отечественной войны, имеет третью группу инвалидности по общему заболеванию.
Администрация МО "Шенкурское" 21 апреля 2010 года и 4 марта 2011 года, отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по тем основаниям, что она намерено ухудшила жилищные условия, так как до даты обращения с заявлением совокупная жилая обеспеченность каждого члена семьи составляла более учетной нормы, для постановки на учет, а жилье пригодно для проживания.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Д.Р. намеренно ухудшила жилищные условия.
В силу ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением муниципального Совета депутатов МО "Шенкурское" от мая 2010 года N 131 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в размере 12 кв. метра общей площади на одного человека.
Установлено, что истец с 7 июля 1993 года зарегистрирована в двухкомнатной квартире по адресу: г. Шенкурск, ул..., д..., кв..., является собственником 5/6 доли в праве собственности на указанную квартиру.
Также с июля 1993 года в квартире истца проживает ее сын Д.Н., а с апреля 2010 года зарегистрирована по месту жительства по данному адресу внучка истца Д.В.
У истца в собственности находится 5/6 доли квартиры, общей площадью 41,6 кв. метра, то есть на долю истца приходится 34,7 кв. метров общей площади квартиры.
С учетом всех зарегистрированных в жилом помещении на истца приходится жилой площади менее учетной нормы (11,56 м кв).
Вместе с тем, судебная коллегия согласна с выводом суда о том, что фактически внучка Д.Р. не проживала в жилом помещении, а регистрация носила формальный характер.
Выводы суда первой инстанции подтверждаются показаниями свидетеля С.П.А. - участкового уполномоченного инспектора полиции, справками администрации МО "Федорогорское", телефонограммой главного зоотехника ИП "Виткова", выпиской из районной газеты "Важский край" от 27 июля 2012 года, согласно которым Д.В. последние 7 лет постоянно проживает в <...>, с 2008 года работает дояркой в КХ "Наводово".
В судебном заседании апелляционной инстанции 10 июня 2013 года истец подтвердила, что ее внучка снята с регистрационного учета по месту жительства в ее квартире 13 мая 2013 года и не проживает в ней.
Таким образом, не имеется оснований полагать, что истец является нуждающейся в предоставлении жилого помещения, поскольку размер общей площади жилого помещения составляет более учетной нормы на одного проживающего.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение) предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. Для признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания необходимо заключение соответствующей комиссии.
Согласно пункту 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Однако жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям конкретного населенного пункта.
Согласно Постановлению главы МО "Шенкурское" Шенкурского района Архангельской области от 28 июля 2010 года N 117 установлен для г. Шенкурска минимальный уровень благоустройства: централизованное электроосвещение, автономное печное отопление, в одно- и двухэтажных жилых домах допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Кроме того, в соответствии с п. 41 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, в частности, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме.
Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает истец, является пригодным для проживания, дом соответствует всем установленным требованиям, в том числе и по степени благоустройства для данного населенного пункта.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает истец, находится в удовлетворительном состоянии, соответствует нормам общей площади жилого помещения на одного зарегистрированного гражданина, и уровню благоустройства для населенного пункта, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным отказа в постановке на учет истца как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и понуждении ответчика поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Виноградовского районного суда Архангельской области от 17 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий
М.В.СМОЛЕНЦЕВ

Судьи
Л.Н.ГАЛКИНА
Т.Н.РУДЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)