Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8791/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 г. по делу N 33-8791/2013


Судья: Бакланов Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Рудь Е.П., Храмцовой В.А.,
при секретаре Б.Н.С.,
с участием прокурора Ф.П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 30 мая 2013 года
по иску прокурора Ленинского района г. Барнаула в интересах Ш.С.А. к администрации г. Барнаула, администрации Ленинского района г. Барнаула, Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия

установила:

Прокурор Ленинского района г. Барнаула, действуя в интересах Ш.С.А., обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации Ленинского района г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании за Ш.С.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь; возложении на администрацию г. Барнаула, Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству обязанности распределить администрации Ленинского района г. Барнаула в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, для предоставления Ш.С.А. в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы - 33 кв. м, с учетом ее права на дополнительную жилую площадь; возложении на администрацию Ленинского района г. Барнаула обязанности предоставить Ш.С.А. вне очереди в черте муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленной нормы - 33 кв. м, с учетом права на дополнительную жилую площадь, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указано на то, что Ш.С.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, проживает в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, занятой несколькими семьями. Также Ш.С.А. страдает заболеванием, которое относится к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Ш.С.А. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке истец не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
За Ш.С.А. признано право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Ш.С.А. во внеочередном порядке по договору социального найма в границах муниципального образования - город Барнаул благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее <данные изъяты> кв. м, в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, подав на него апелляционную жалобу с просьбой об отмене судебного постановления и принятии нового об отказе в иске.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что вывод суда о возложении на Управление обязанности предоставить жилое помещение истцу противоречит нормам действующего законодательства. В статье 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" содержится исчерпывающий перечень лиц, которым предоставляется жилое помещение субъектом федерации. Законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" в названный закон Алтайского края N 136-ЗС были внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2013 года, согласно которым ранее имевшийся пункт 5 ст. 5 Закона, предусматривавший право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иным категориям граждан, определенных федеральным законом и Законом Алтайского края, признан утратившим силу. В связи с чем с 01 января 2013 года полномочия Управления четко определены, предоставление жилых помещений инвалидам, вставшим на учет после 01 января 2005 года, не входит в компетенцию ответчика. Суд, рассматривая спор, фактически применил недействующую с 01.01.2013 г. норму права.
Неправомерно руководствуясь только тем, что осуществление государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории края возложено на Управление, судом принято решение о возложении на ответчика обязанности по предоставлению жилья категории лиц, которая не обладает таким правом. В полномочия Управления входит только учет государственного краевого жилищного фонда, а вопросами управления и распоряжения государственным имуществом занимается Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Истцом не представлено доказательств наличия совокупности юридических фактов, установленных п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимых для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и, как следствие, права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении спора судом не дана оценка тому факту, что Ш.С.А. на праве собственности принадлежит 2/3 доли в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, что составляет <данные изъяты> кв. м. В данном жилом помещении истец проживает со своим родным сыном и внуками одной семьей, лицевой счет не разделен. Проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеется подобный больной, не является самостоятельным основанием для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях и признания за гражданином права на предоставление жилого помещения. Постановка Ш.С.А. органом местного самоуправления на учет для внеочередного предоставления жилья (при наличии у нее в собственности <данные изъяты> кв. м) по договору социального найма без законных оснований не порождает у истца соответствующего права, и то, что органы местного самоуправления своевременно не сняли Ш.С.А. с учета, не порождает оснований для предоставления жилого помещения вне очереди.
Надлежащим ответчиком по делу являются органы местного самоуправления - администрация г. Барнаула и администрация соответствующего района г. Барнаула, так как на них в силу ФЗ от 16.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, к которым относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями.
Суд удовлетворил требования о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817. Однако вопрос о праве на дополнительную площадь решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения в зависимости от конкретных обстоятельств дела и не является предопределенным. В данном случае ввиду того, что Ш.С.А. состоит на учете в качестве нуждающихся составом семьи один человек, необходимость в предоставлении ей дополнительной жилой площади отсутствует.
Судом неверно произведен расчет общей площади предоставляемого истцу жилого помещения. С учетом принадлежащей истцу 2/3 доли в праве собственности на квартиру, что составляет <данные изъяты> кв. м, истец не имеет права на предоставление жилого помещения государственного или муниципального фонда, так как обеспечена жильем сверх установленных норм в Алтайском крае.
В возражениях прокурора на жалобу содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - У.С.И. поддержала доводы жалобы, процессуальный истец Ф.П.В. указала на законность и обоснованность решения суда.
Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения ходатайства материального истца Ш.С.А. об отложении судебного заседания в связи с ее нахождением на лечении в дневном стационаре до ДД.ММ.ГГ, поскольку это приведен к затягиванию рассмотрения дела.
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Часть 3 указанной статьи гласит, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно пункту 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с указанным Перечнем к тяжелой форме хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире относится заболевание по <данные изъяты>.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ш.С.А. проживает в <адрес> в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, которая принадлежит на праве собственности Ш.С.А. - 2/3 доли, Ш.Т.А. - 1/3 доли. (л.д. 9 - 10).
Согласно выписке из домовой книги в указанном жилом помещении помимо истца зарегистрированы: <данные изъяты>.
Также из представленных доказательств, судом установлено, что в квартире фактически проживают несколько семей. Доказательств, опровергающих данный факт ответчиком не представлено, в связи с чем доводы жалобы, что истец проживает одной семьей со своим сыном и внуками, что не является основанием для признания его нуждающейся в жилом помещении, во внимание не принимаются.
Ш.С.А. является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно (л.д. 8).
По заключению врачебной комиссии КГБУЗ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ *** Ш.С.А. имеет право на пользование дополнительной жилой площадью, страдает заболеванием с указанием диагноза <данные изъяты> (л.д. 113, 97).
По делу также установлено, что на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Ш.С.А. признана нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включена в список граждан, <данные изъяты>, нуждающихся в жилых помещениях, по<адрес>.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, постольку Ш.С.А. как лицо, подпадающее под данную группу граждан, подлежит обеспечению вне очереди жилым помещением.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 12 августа 2013 года N 422). Согласно п. 2.1.18 Положения к полномочиям Управления относится предоставление отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Доводы жалобы ответчика о том, что на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не подлежит удовлетворению, поскольку направлен на иное толкование норм материального права.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2011 года N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный Суд РФ, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края Закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01.01.2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или Законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что субъект Российской Федерации является ответственным лицом за обеспечение Ш.С.А. жилым помещением, в связи с чем доводы жалобы о надлежащем ответчике - органе местного самоуправления во внимание не принимаются.
Не принимается во внимание довод жалобы о незаконности постановки материального истца на учет в качестве нуждающегося, поскольку постановление администрации <адрес>, которым Ш.С.А. признана нуждающейся в жилых помещениях, не оспорено и не отменено.
Довод жалобы о неверном определении судом размера предоставляемого жилого помещения во внимание не принимается, так как указанный размер правильно установлен судом исходя из ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метра общей площади для одиноко проживающего гражданина, а также с учетом права Ш.С.А. на дополнительную жилую площадь, закрепленное Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817. Ссылка жалобы о том, что вопрос о праве на дополнительную площадь решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и не является предопределенным, не основана на законе, поскольку данное право истца прямо предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". При этом при расчете площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено Ш.С.А., судом учтена площадь квартиры, в которой истице на праве собственности принадлежит 2/3 доли.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрения дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку доводы жалобы направлены на иное толкование закона, оснований для ее удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)