Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Кирилова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б. на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 мая 2013 года по делу
по иску Б. к администрации Ленинского района города Барнаула, администрации города Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
Б. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с заключением врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** Б. страдает психическим заболеванием <данные изъяты>, включенным в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Согласно заключению врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** Б. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 имеет право на пользование дополнительной жилой площадью.
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Б. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (номер очереди на общих основаниях - <данные изъяты>, среди инвалидов - <данные изъяты>).
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Б. включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под ***.
Б. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Барнаула, администрации Ленинского района г. Барнаула, в котором просил признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из одного человека с учетом права на дополнительную помощь; обязать администрацию г. Барнаула распределить администрации Ленинского района г. Барнаула для предоставления ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью с учетом дополнительной не менее 28 кв. м в границах муниципального образования - <адрес>; обязать администрацию Ленинского района г. Барнаула предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв. м во внеочередном порядке; определить срок исполнения судебного решения в части предоставления жилого помещения по договору социального найма в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда города Барнаула от 30 мая 2013 года в удовлетворении иска Б. отказано в полном объеме.
Основанием принятия решения об отказе истцу в удовлетворении иска стал вывод суда о предъявлении требований к ненадлежащим ответчикам.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять решение об удовлетворении его исковых требований, указав в качестве оснований незаконности решения суда на отсутствие с ДД.ММ.ГГ прав у него, как инвалида претендовать на жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 N 136-ЗС (ред. от 11 октября 2012 года) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в связи с исключением данной категории из ст. 5 Закона.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются гражданам в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма. Однако данное обстоятельство, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 206 года N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С 01 января 2005 года инвалиды, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 названного Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
При наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права, та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика администрация г. Барнаула просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. В возражениях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края содержится просьба об удовлетворении жалобы истца.
Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Факт наличия у истца права на обеспечение жилой площадью сторонами не оспаривается.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания ст. 31 вышеуказанного закона следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Суд, проанализировав положения Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилье ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий, предоставление которых осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Истцом такой способ защиты нарушенного права при рассмотрении настоящего спора не избирался.
В силу положений ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ЗС "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Б. также имеет право на реализацию мер по обеспечению жильем путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. Реализация данного права осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Из анализа ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они таковыми признаны органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Истец к данной категории не относится.
Иным категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с Законом Алтайского края от 11 октября 2012 года N 74-ЗС "О внесении изменения в отдельные закона Алтайского края" признан утратившим п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края, т.е истец.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет за собой возникновение у истца права на получение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования. Для возникновения обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправление необходимо наделение их такими полномочиями органом государственной власти Алтайского края. Такой нормативно-правовой акт в настоящее время отсутствует, соответственно отсутствует и обязанность у органов местного самоуправления по предоставлению гражданам, признанным инвалидами, жилых помещений из муниципального жилищного фонда в целях реализации права на получения жилья данной категории граждан.
Выводы суда в решении мотивированы, апелляционная жалоба не содержит доводов, которым бы судом первой инстанции не была дана оценка, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6126-13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N 33-6126-13
Судья: Кирилова О.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Сачкова А.Н.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б. на решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 мая 2013 года по делу
по иску Б. к администрации Ленинского района города Барнаула, администрации города Барнаула о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
установила:
Б. является инвалидом второй группы с детства, инвалидность установлена бессрочно.
В соответствии с заключением врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** Б. страдает психическим заболеванием <данные изъяты>, включенным в перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Согласно заключению врачебной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ *** Б. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 имеет право на пользование дополнительной жилой площадью.
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Б. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (номер очереди на общих основаниях - <данные изъяты>, среди инвалидов - <данные изъяты>).
Постановлением администрации Ленинского района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Б. включен в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под ***.
Б. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации г. Барнаула, администрации Ленинского района г. Барнаула, в котором просил признать за ним право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из одного человека с учетом права на дополнительную помощь; обязать администрацию г. Барнаула распределить администрации Ленинского района г. Барнаула для предоставления ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение общей площадью с учетом дополнительной не менее 28 кв. м в границах муниципального образования - <адрес>; обязать администрацию Ленинского района г. Барнаула предоставить ему благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 28 кв. м во внеочередном порядке; определить срок исполнения судебного решения в части предоставления жилого помещения по договору социального найма в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда города Барнаула от 30 мая 2013 года в удовлетворении иска Б. отказано в полном объеме.
Основанием принятия решения об отказе истцу в удовлетворении иска стал вывод суда о предъявлении требований к ненадлежащим ответчикам.
В апелляционной жалобе Б. просит решение суда первой инстанции отменить и принять решение об удовлетворении его исковых требований, указав в качестве оснований незаконности решения суда на отсутствие с ДД.ММ.ГГ прав у него, как инвалида претендовать на жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 N 136-ЗС (ред. от 11 октября 2012 года) "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" в связи с исключением данной категории из ст. 5 Закона.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются гражданам в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма. Однако данное обстоятельство, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12 апреля 2011 года N 551-О-О не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 206 года N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С 01 января 2005 года инвалиды, вставшие на учет до 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст. 28.2 названного Федерального закона. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
При наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права, та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика администрация г. Барнаула просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения. В возражениях Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Алтайского края содержится просьба об удовлетворении жалобы истца.
Выслушав истца, представителей сторон, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Факт наличия у истца права на обеспечение жилой площадью сторонами не оспаривается.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания ст. 31 вышеуказанного закона следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Суд, проанализировав положения Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 года N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилье ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", обоснованно пришел к выводу о наличии у истца права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме субсидий, предоставление которых осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Истцом такой способ защиты нарушенного права при рассмотрении настоящего спора не избирался.
В силу положений ст. ст. 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ЗС "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Б. также имеет право на реализацию мер по обеспечению жильем путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. Реализация данного права осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Из анализа ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, если они таковыми признаны органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Истец к данной категории не относится.
Иным категориям граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилые помещения могут предоставляться только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В соответствии с пп. 24 п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с Законом Алтайского края от 11 октября 2012 года N 74-ЗС "О внесении изменения в отдельные закона Алтайского края" признан утратившим п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края, т.е истец.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет за собой возникновение у истца права на получение по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования. Для возникновения обязанности по предоставлению жилого помещения из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправление необходимо наделение их такими полномочиями органом государственной власти Алтайского края. Такой нормативно-правовой акт в настоящее время отсутствует, соответственно отсутствует и обязанность у органов местного самоуправления по предоставлению гражданам, признанным инвалидами, жилых помещений из муниципального жилищного фонда в целях реализации права на получения жилья данной категории граждан.
Выводы суда в решении мотивированы, апелляционная жалоба не содержит доводов, которым бы судом первой инстанции не была дана оценка, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Барнаула Алтайского края от 30 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)