Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Епишева Т.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секриной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года
по делу по иску Ф.В., Ф.Л. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", 2-ому отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
установила:
Ф.В., Ф.Л. обратились в суд с иском к названным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации указывая на то, что они на основании ордера номер *** от ДД.ММ.ГГ, выданного квартирно-эксплуатационной частью Барнаульского района, занимают жилое помещение на основании договора социального найма. В приватизации жилых помещений ранее не участвовали.
Военный городок с. Топчиха, в котором находится ведомственное жилое помещение, в настоящее время не относится к числу закрытых военных городков, что дает им право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду.
Истцы обращались с заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", отдел N 2 ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" о передаче им в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены необходимые для приватизации документы.
Из Департамента жилищного обеспечения Минобороны России на заявление истцов ответа до настоящего времени не поступило.
От ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступило письмо от ДД.ММ.ГГ, согласно которому заключить с ними договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили требования, просили признать за ними право собственности на жилое помещение ***, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок <адрес>, в равных долях по <данные изъяты> доле за каждым в порядке приватизации.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года исковые требования Ф.В., Ф.Л. удовлетворены. За Ф.В., Ф.Л. признаны по <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру ***, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. В решении суда указано, что спорное жилое помещение предоставлено Ф.В. и членам его семьи на основании ордера номер *** от ДД.ММ.ГГ, как наемному гражданину. Однако истец не имеет права на получение жилого помещения в собственность от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку не является военнослужащим и не имеет соответствующей выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу, как гражданскому персоналу войсковой части, в статусе служебного. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" на Министерство обороны Российской Федерации не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала жилыми помещениями по договору социального найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик ФКГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации представил заявление о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствие представителя.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с данными нормами закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п. 6 ст. 15 Закона).
Согласно положениям вышеуказанного Закона, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Из материалов дела усматривается, что Ф.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 7), выданного КЭЧ Барнаульского района, на состав семьи из четырех человек (Ф.В., Ф.Л. - его супруга, Ф.В. - сын, Ф.Н. - дочь) предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, где истцы зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Из трудовой книжки следует, что Ф.В. ДД.ММ.ГГ принят шофером в войсковую часть ***, ДД.ММ.ГГ - слесарем-ремонтником в войсковую часть ***, уволен ДД.ММ.ГГ.
Судом установлено, что истцы ранее не участвовали в приватизации, на праве собственности жилых помещений не имеют, что подтверждается справками Топчихинского производственного участка Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ ***, выданной отделом по делам архивов администрации Топчихинского района Алтайского края, а также в соответствии с ответом администрации Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края следует, что жилое помещение *** по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не передавалось, сведения о включении квартиры в число служебных квартир также отсутствуют (л.д. 19, 47, 50).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край, включавший в качестве одного из населенных пунктов с. Топчиха, исключен.
Истцами в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче им в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В ответе ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России ссылается на то обстоятельство, что оно не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поэтому заключить с истцами договор передачи в собственность жилого помещения, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 24).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск, основания предоставления жилого помещения по <адрес> за ДД.ММ.ГГ не переданы в архив 2-го Отдела, в связи с чем представить материалы по спорному жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья истцу Ф.В. в качестве служебного, как гражданскому персоналу войск, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80, в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной, в котором законом предусмотрена военная служба.
На основании пункта 6 указанной выше Инструкции, военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
На ордере *** от ДД.ММ.ГГ имеется отметка "служебная" (л.д. 7). Однако, как усматривается из материалов дела, между Ф.В. и Министерством обороны Российской Федерации договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение соответствующего органа о включении спорной квартиры в число служебных отсутствует, в связи с чем у КЭЧ Барнаульского района отсутствовали правовые основания для включения квартиры *** по адресу: <адрес> число служебных жилых помещений.
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Таким образом, апелляционная жалоба ответчика Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 09.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8143/13
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 октября 2013 г. по делу N 33-8143/13
Судья: Епишева Т.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секриной О.И.,
судей Еремина В.А., Тарасовой О.Н.,
при секретаре Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года
по делу по иску Ф.В., Ф.Л. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России, федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", 2-ому отделу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
установила:
Ф.В., Ф.Л. обратились в суд с иском к названным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в порядке приватизации указывая на то, что они на основании ордера номер *** от ДД.ММ.ГГ, выданного квартирно-эксплуатационной частью Барнаульского района, занимают жилое помещение на основании договора социального найма. В приватизации жилых помещений ранее не участвовали.
Военный городок с. Топчиха, в котором находится ведомственное жилое помещение, в настоящее время не относится к числу закрытых военных городков, что дает им право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду.
Истцы обращались с заявлением в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", отдел N 2 ФГКУ "Центральное региональное Управление жилищного обеспечения" о передаче им в собственность квартиры в многоквартирном доме, занимаемой на основании ордера. К заявлению были приложены необходимые для приватизации документы.
Из Департамента жилищного обеспечения Минобороны России на заявление истцов ответа до настоящего времени не поступило.
От ФГКУ "Сибирское ТУИО" поступило письмо от ДД.ММ.ГГ, согласно которому заключить с ними договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили требования, просили признать за ними право собственности на жилое помещение ***, расположенное по адресу: <адрес>, военный городок <адрес>, в равных долях по <данные изъяты> доле за каждым в порядке приватизации.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года исковые требования Ф.В., Ф.Л. удовлетворены. За Ф.В., Ф.Л. признаны по <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру ***, расположенную по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. м, в том числе жилой - <данные изъяты> кв. м, в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неправильно определены и не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела. В решении суда указано, что спорное жилое помещение предоставлено Ф.В. и членам его семьи на основании ордера номер *** от ДД.ММ.ГГ, как наемному гражданину. Однако истец не имеет права на получение жилого помещения в собственность от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку не является военнослужащим и не имеет соответствующей выслуги лет в Министерстве обороны Российской Федерации. Спорное жилое помещение было предоставлено истцу, как гражданскому персоналу войсковой части, в статусе служебного. Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" на Министерство обороны Российской Федерации не возложена обязанность по обеспечению гражданского персонала жилыми помещениями по договору социального найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истцы просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Ответчик ФКГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации представил заявление о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в отсутствие представителя.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся и надлежащим образом извещенных лиц
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Статьей 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Реализуя указанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
В соответствии с данными нормами закона, военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках (п. 6 ст. 15 Закона).
Согласно положениям вышеуказанного Закона, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы материального права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Из материалов дела усматривается, что Ф.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 7), выданного КЭЧ Барнаульского района, на состав семьи из четырех человек (Ф.В., Ф.Л. - его супруга, Ф.В. - сын, Ф.Н. - дочь) предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, где истцы зарегистрированы и проживают по настоящее время.
Из трудовой книжки следует, что Ф.В. ДД.ММ.ГГ принят шофером в войсковую часть ***, ДД.ММ.ГГ - слесарем-ремонтником в войсковую часть ***, уволен ДД.ММ.ГГ.
Судом установлено, что истцы ранее не участвовали в приватизации, на праве собственности жилых помещений не имеют, что подтверждается справками Топчихинского производственного участка Алейского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Из архивной справки от ДД.ММ.ГГ ***, выданной отделом по делам архивов администрации Топчихинского района Алтайского края, а также в соответствии с ответом администрации Топчихинского района Алтайского края, администрации Топчихинского сельсовета Топчихинского района Алтайского края следует, что жилое помещение *** по адресу: <адрес>, в муниципальную собственность не передавалось, сведения о включении квартиры в число служебных квартир также отсутствуют (л.д. 19, 47, 50).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край, включавший в качестве одного из населенных пунктов с. Топчиха, исключен.
Истцами в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации было направлено заявление по вопросу о передаче им в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В ответе ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России ссылается на то обстоятельство, что оно не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан, поэтому заключить с истцами договор передачи в собственность жилого помещения, либо дать разрешение на приватизацию указанного жилого помещения не представляется возможным (л.д. 24).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ответу ФГКУ "Центррегионжилье" 2 отдел г. Новосибирск, основания предоставления жилого помещения по <адрес> за ДД.ММ.ГГ не переданы в архив 2-го Отдела, в связи с чем представить материалы по спорному жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья истцу Ф.В. в качестве служебного, как гражданскому персоналу войск, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса РСФСР, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения", ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
В соответствии с пунктом 3 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2000 г. N 80, в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей на весь срок военной службы предоставляются служебные жилые помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной, в котором законом предусмотрена военная служба.
На основании пункта 6 указанной выше Инструкции, военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения.
На ордере *** от ДД.ММ.ГГ имеется отметка "служебная" (л.д. 7). Однако, как усматривается из материалов дела, между Ф.В. и Министерством обороны Российской Федерации договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что решение соответствующего органа о включении спорной квартиры в число служебных отсутствует, в связи с чем у КЭЧ Барнаульского района отсутствовали правовые основания для включения квартиры *** по адресу: <адрес> число служебных жилых помещений.
Давая оценку указанным правовым нормам жилищного законодательства, а также учитывая разъяснения Пленума Верховного Суда РСФСР, можно сделать вывод о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
В порядке ст. ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, не предоставлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, следует признать, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Таким образом, апелляционная жалоба ответчика Министерства обороны Российской Федерации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчика Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 23 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)