Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6697/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N 33-6697/2013


Судья: Осколкова Г.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Александровой Л.А., Дмитриевой О.С.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 февраля 2013 года
по иску Щ. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

установила:

Щ. обратился в суд с иском, в котором просил признать право собственности на жилое помещение по <адрес>, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м, в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного Войсковой частью ***, занимает <адрес>. В связи с тем, что в приватизации жилых помещений ранее участия не принимал, обратился в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и в ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" с заявлением о передаче в собственность спорной квартиры. В его адрес поступили ответы ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" и ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", согласно которым заключить с истцом договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилья не делегированы, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации. Истец полагает, что у ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" не имелось оснований для отказа в удовлетворении его заявления.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 04 февраля 2013 года за Щ. признано право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью *** кв. м, жилой площадью *** кв. м в порядке приватизации.
В апелляционной жалобе ответчик Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просит решение отменить.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что в связи с реорганизацией учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации не создано соответствующей организации, которая имела бы полномочия по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления.
При рассмотрении дел о приватизации жилых помещений, предоставленных военнослужащим, следует руководствоваться и применять нормы статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также учитывать, что приватизировать жилое помещение могут только те военнослужащие, которые заключили контракт, начиная с 1998 года. Жилое помещение на безвозмездной основе от Министерства обороны Российской Федерации предоставляется гражданам, указанным в ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", один раз. Кроме того, гражданин должен представить документы, подтверждающие неучастие его в приватизации на территории всей Российской Федерации.
В материалы дела не представлены доказательства о прохождении истцом военной службы. На Министерство обороны Российской Федерации не возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями лиц гражданского персонала и иных граждан, не являющихся военнослужащими.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Щ. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав представителя истца Щ. - А., просившего решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствие со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона о приватизации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу Щ. с семьей, состоящей из трех человек, на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа передана на праве пользования трехкомнатная квартира площадью *** кв. м по адресу: <адрес>.
С нанимателем в жилое помещение были вселены его супруга ФИО2, дочери ФИО1 и ФИО3
Кроме истца в спорном жилом помещении зарегистрированы и проживают его супруга ФИО2 и дочь ФИО3, которые отказались от участия в приватизации.
Жилой дом по <адрес> является федеральной собственностью, после реорганизации в форме присоединения Алейской Квартирно-эксплуатационной части находится в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Щ. проживает и зарегистрирован в городе Алейске, ранее не принимал участия в приватизации и у него не имеется жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, спорное жилое помещение отсутствует в реестре объектов муниципальной собственности <адрес>, находится в оперативном управлении ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, не относится к специализированному жилищному фонду, не располагается в закрытом военном городке, спорная квартира имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на верном толковании норм материального права.
В пункте 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим, увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставление в собственность жилых помещений по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В силу ст. ст. 2, 8 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Доводы жалобы о необходимости руководствоваться указанным в Федеральном законе от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядком предоставления жилья, а не общими принципами Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и что приватизировать жилое помещение могут только те военнослужащие, которые заключили контракт, начиная с 1998 года, основаны на неверном толковании норм материального права. В данном случае спорные правоотношения регулируются Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Довод жалобы о непредставлении доказательств о прохождении истцом военной службы не является основанием к отмене решения. Согласно выписке из послужного списка Щ. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся курсантом в/ч ***, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в группе советских войск ГДР, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлся служащим органов внутренних дел МВД России. Данное обстоятельство в суде первой инстанции не оспаривалось. Кроме того, ордер, выданный истцу Алейской КЭЧ, в установленном законом порядке не признан недействительным.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о праве истца приобрести занимаемое им жилое помещение в собственность в порядке приватизации.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья военнослужащим в собственность возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, а в частности на ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, не влечет отмену решения, поскольку Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является организацией, созданной для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации. ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения", являясь специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, создано в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации на территории Центрального округа. Полномочия собственника жилищного фонда в Сибирском округе осуществляет ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. В связи с реорганизацией в форме присоединения Алейской Квартирно-эксплуатационной части законным представителем Министерства обороны Российской Федерации является ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", которому передано имущество, права и обязанности Алейской КЭЧ.
Утверждение в жалобе о том, что не создано соответствующей организации, которая имела бы полномочия по решению вопросов, связанных с приватизацией жилых помещений в порядке, установленном Законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не может служить препятствием для реализации истцом права, предусмотренного действующим законодательством.
Ссылка в жалобе на обязанность истца представить справки, подтверждающие не участие его в приватизации на территории каждого субъекта Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимается как основанная на неверном толковании норм материального права. Из материалов дела усматривается, что истец с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован в городе Алейске Алтайского края, где не принимал участие в приватизации.
Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, ответчик не привел в жалобе доводы, содержащие указания на обстоятельства, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным письменным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Алейского городского суда Алтайского края от 04 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)