Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 17.09.2010 ПО ДЕЛУ N 33-9373/2010

Разделы:
Ипотека недвижимости; Сделки с недвижимостью; Ипотечный кредит; Банковские операции

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. по делу N 33-9373/2010


Судья: Дурнова Н.Г.

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Ермаковой Е.И.,
Судей: Сокол Т.Б., Калинниковой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Д.Е., Д.А. - по доверенности Е. на решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 июля 2010 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Д.Е. и Д.А. к Самарскому областному фонду жилья и ипотеки о взыскании социальной выплаты отказать".
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Д.Е., Д.А. - по доверенности Е., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Самарского областного фонда жилья и ипотеки - по доверенности С., судебная коллегия
установила:

Д.Е., Д.А. обратились в суд с иском к Самарскому областному фонда жилья и ипотеки (далее СОФЖИ) о взыскании невыплаченной в полном размере социальной выплаты молодой семье на погашение части жилищного кредита, в связи с рождением ребенка.
В обоснование требований указали, что 17.04.2009 года они через Самарский областной фонд жилья и ипотеки заключили с ОАО КБ "Солидарность" кредитный договор, по которому получили денежные средства в размере 1 360 000 рублей для приобретения квартиры, расположенной по адресу: <...>. Дата обезличена у них родился сын - Д.К.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2009 г. N 232, в целях получения данной социальной выплаты 04.05.2009 г. они обратились с соответствующим заявлением к ответчику, приложив все необходимые документы. В письменном извещении от 15.05.2009 г. ответчик указал, что их семья признана соответствующей условиям подпрограммы и имеет право на получение выплаты, которая согласно предварительному расчету составляет 606 600 рублей. Впоследствии денежные средства были им перечислены, но в меньшем размере - 530 100 рублей.
На их обращение, несоответствие выплаченной суммы СОФЖИ объяснило тем, что на момент подачи документов действовало Постановление Главы г.о. Самара N 371 от 20.04.2009 г., согласно которому норматив стоимости 1 кв. м жилья на 2-й квартал 2009 г. составлял 33 700 руб. Однако, 13.07.2009 г. постановлением N 646 Администрации г.о. Самара отменила действие ранее принятого постановления и утвердила новый норматив на 2-й квартал 2009 года в размере 29 450 руб., что и повлекло изменение размера социальной выплаты.
С решением СОФЖИ истцы не согласны, считают, что размер социальной выплаты был определен неправильно, поскольку п. 2.3 Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, расчет размера социальной выплаты в их случае должен осуществляется исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором зарегистрирована молодая семья, на дату заключения договора ипотечного жилищного кредитования (получения денежных средств по договору займа). Поскольку кредитный договор был подписан 17.04.09 года, как и договор купли-продажи квартиры, а фактически денежные средства по кредитному договору ими получены 28.04.2010 г., полагают, что расчет социальной выплаты должен был быть осуществлен, исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г. Самара, установленного постановлением Главы г.о. Самара от 20.04.2009 г. N 371, который составлял 33 700 руб. Таким образом, размер социальной выплаты составляет 606 000 рублей (33 700 x 18). Разница между подлежащей перечислению денежной суммой и фактически перечисленной, составляет 75 900 рублей.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истцы просили суд взыскать с Самарского областного фонда жилья и ипотеки в их пользу денежные средства в размере 75 900 рублей, а также понесенные судебные издержки.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Д.А., Д.Е. - Е.Д. просит отменить решение суда, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Законом Самарской области от 13.07.2009 г. N 89-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области" срок подачи соответствующих заявлений для молодых семей, указанных в п. 1 ст. 13 Закона N 96- ГД от 29.06.2004 года, продлен до 01.09.2009 года.
Подпрограммой "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 г., утвержденными Законом Самарской области N 86-ГД от 11.07.2006 г. предусмотрено, что получателем средств областного бюджета, выделяемых в рамках настоящей Подпрограммы на выплату социальных выплат в виде компенсаций молодым семьям в связи с рождением ребенка, является Самарский областной Фонд жилья и ипотеки (для молодых семей, проживающих в городских округах).
Согласно положениям Подпрограммы, Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации при рождении ребенка молодым семьям - участникам подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы утверждается Правительством Самарской области.
В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2009 г. N 232, социальная выплата при рождении ребенка предоставляется молодым семьям, постоянно проживающим на территории Самарской области, на момент рождения (усыновления) ребенка, а в случае привлечения молодой семьей средств ипотечного жилищного кредита (займа) также и на момент заключения договора ипотечного жилищного кредитования (получения денежных средств по договору займа).
Судом установлено, что 17.04.2009 года Д.Е. и Д.А., отвечая требованиям подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, заключили кредитный договор с ОАО КБ "Солидарность", по которому получили целевой кредит в размере 1 360 000 рублей сроком на 120 месяцев для приобретения квартиры, расположенной по адресу: <...>.
В тот же день семья Д-вых заключила договор купли-продажи указанной квартиры, а 21.04.2009 года супруги получили свидетельство о государственной регистрации права общей совместной собственности на данное жилое помещение.
Дата обезличена г. у истцов родился сын - Д.К.
04.05.2009 г. Д.Е., Д.А. обратились с заявлением в СОФЖИ о предоставлении социальной выплаты как молодой семье при рождении ребенка, предоставив все необходимые документы.
15.05.2009 года СОФЖИ было принято решение о предоставлении семье Д-вых, как участнице подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11 июля 2006 года N 86-ГД, социальной выплаты в виде компенсации при рождении ребенка на погашение части ипотечного жилищного кредита.
Согласно п. 1.5 "Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка", утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.05.2009 г. N 232, социальная выплата при рождении ребенка предоставляется молодой семье в пределах определяемых в установленном порядке на соответствующий финансовый год Министерству экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области как главному распорядителю средств областного бюджета объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям в соответствии с соглашением на оказание государственных услуг по предоставлению молодым семьям социальных выплат при рождении ребенка в порядке очередности, сформированной специализированными организациями по дате подачи молодой семьей заявления о предоставлении социальной выплаты при рождении ребенка.
Установлено, что после поступления на счет СОФЖИ необходимых бюджетных средств, 08.12.2009 года семье истцов в порядке очередности была предоставлена социальная выплата при рождении ребенка в размере 530 100 рублей, перечисление которой в счет погашения части задолженности Д-вых по кредитному договору подтверждается платежным поручением.
Согласно справки ОАО КБ "Солидарность", остаток ссудной задолженности по состоянию на 08.12.09 г. по кредитному договору от 17.04.2009 года составил 1 322 747 руб., а на момент рассмотрения дела судом - 670 290 руб.
В силу п. 2 ст. 15 Закона Самарской области от 29.06.2004 года N 96-ГД "Об ипотечном жилищном кредитовании в Самарской области", молодая семья, указанная в п. 1 ст. 13 настоящего Закона, имеет право на получение социальной выплаты при рождении (усыновлении) ребенка в размере, равном стоимости 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пунктом 2.3 указанного выше "Порядка предоставления социальных выплат в виде компенсации молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка", предусмотрено, что расчет размера социальной выплаты при рождении ребенка, предоставляемой молодой семье, родившей (усыновившей) ребенка до 15 мая 2009 года и обратившейся в специализированную организацию не позднее 01.09.2009 г., осуществляется специализированными организациями исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором зарегистрирована молодая семья, на дату заключения договора ипотечного жилищного кредитования (получения денежных средств по договору займа).
Установлено, что компенсационная выплата Д-вым произведена из расчета нормативной стоимости 1 кв. м жилья - 29 450 руб. (29 450 руб. x 18 кв. м = 530 100 руб.)
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что расчет размера социальной выплаты СОФЖИ осуществлен без учета норматива стоимости 1 кв. м жилья на 2-й квартал 2009 года, который в соответствии с постановлением Главы г.о. Самара N 371 от 20.04.2009 г. на момент заключения ими кредитного договора и получения денежных средств составлял 33 700 рублей.
В силу положений Закона Самарской области N 86-ГД от 11.07.2006 г., утвердившего Подпрограмму "Молодой семье - доступное жилье" областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 г., норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию Самарской области устанавливается органом местного самоуправления, но не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Самарской области, ежеквартально утверждаемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство регионального развития РФ.
Указанное выше постановление Главы г.о. Самара N 371 от 20.04.2009 г. "Об утверждении норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по г.о. Самара на второй квартал 2009 года для расчета размера социальных выплат, предоставляемых молодым семьям на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей..." было издано в соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 25.03.2009 г. N 79 "О средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на второй квартал 2009 года", согласно которому средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Самарской области была установлена в размере 33 700 рублей.
Между тем, как правильно указал суд, Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.06.2009 года N 210, Приказ Министра регионального развития РФ N от 25.03.2009 г. N 79 признан утратившим силу, а норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Самарской области на второй и третий кварталы 2009 года установлен в размере 29 450 рублей.
Во исполнение требований названного Приказа, а также законодательства Самарской области, регулирующего порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, Администрацией г.о. Самара 13.07.2009 года было принято постановление N 646, которым на второй и третий кварталы 2009 года по городскому округу Самара был утвержден норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера социальных выплат в сумме 29 450 рублей, а постановление Главы г.о. Самара от 20.04.2009 года N 371 признано утратившим силу.
Согласно положениям Закона Самарской области N 86-ГД от 11.07.2006 г., распределение средств, выделяемых на представление социальных выплат в виде компенсаций за счет средств областного бюджета молодым семьям при рождении ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на текущий год.
При таких обстоятельствах, исходя из установленных обстоятельств дела, учитывая, что к моменту осуществления социальной выплаты Д-вым на погашение части ипотечного жилищного кредита, в связи с рождением ребенка (08.12.2009 г.), постановление Главы г.о. Самара N 371 от 20.04.2009 г. утратило силу, а норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера социальных выплат на 2 квартал 2009 года (когда истцами был заключен кредитный договор и получены заемные денежные средства), регламентировался постановлением Администрации г.о. Самара от 13.07.2009 года N 646, суд пришел к правильному выводу о том, что Самарским областным Фондом жилья и ипотеки расчет размера социальной выплаты Д-вым при рождении ребенка был обоснованно произведен из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по г.о. Самара в размере 29 450 рублей, поскольку именно из расчета такой стоимости 1 кв. м жилья областным бюджетом выделялись денежные средства молодым семьям - участникам Подпрограммы на указанные цели.
Таким образом, СОФЖИ правомерно предоставил молодой семье Д-вых социальную выплату в размере 530 100 рублей, зачислив ее на лицевой счет получателей, открытый в кредитной организации (п. 4.1, 4.2 Порядка).
Правовых оснований для применения СОФЖИ при расчете размера социальной выплаты утратившего силу Постановления Администрации городского округа Самара N 371 от 20.04.09 г. не имелось.
Доводы кассационной жалобы представителя Д.Е. и Д.А. о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, постановив необоснованное решение, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 19 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Д.Е., Д.А. - Е. без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)