Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Мелихова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда: Губернаторова Ю.Ю., Сухачевой Т.Ю.
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 года по иску прокурора г. Астрахани в интересах К. к администрации г. Астрахани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установила:
прокурор города Астрахани обратилась в суд с иском в интересах К. к администрации города Астрахани о возложении обязанность по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указав, что К. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
К. с 5 декабря 1986 года состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку лиц, страдающих тяжелым хроническим заболеванием. Однако до настоящего времени ответчик ей жилое помещение не предоставил, что повлекло нарушение ее прав на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просил суд возложить обязанность на администрацию города Астрахани по предоставлению К. по договору социального найма благоустроенного жилого помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Петров А.В., Кашкарова Н.И. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации г. Астрахани действующая на основании доверенности Ш. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 г. исковые требования удовлетворены. Суд возложил обязанность на ответчика предоставить К. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указав, что при вынесении решения суд не учел, что у администрации города отсутствуют полномочия по предоставлению жилья гражданам, являющимися инвалидами в связи с наличием у них тяжелой форм хронического заболевания, не признанным малоимущими, вставшим на учет до 1 января 2005 года, а возложение такой обязанности влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств.
Заслушав докладчика, представителя ответчика администрации г. Астрахани Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., К., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
Материалами дела установлено, что на основании постановления Ленинского райисполкома г. Астрахани от 05 декабря 1986 г. N 492 К. состоит на учете на улучшение жилищных условий в льготной очереди.
К. проживает в с 1962 г., до настоящего времени, из списка нуждающейся в улучшении жилищных условий не исключена.
Согласно справке КЭК N 201 от 09 апреля 2007 г. К. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно статьи 36 ЖК РСФСР данная категория граждан и ранее подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. N 330, однако К. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по предоставлению К. жилого помещения на администрацию г. Астрахани, поскольку она, обладая правом на получения жилья, не входит в перечень лиц, которым жилое помещение может предоставляться из государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации в силу Закона Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", а часть 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение по предоставлению администрацией г. Астрахани жилых помещений по договору социального найма граждан-инвалидов, влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, являются не состоятельными, поскольку в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, из смысла данных статей следует, что за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 01 марта 2005 г.
В силу ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании предоставленных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела и принятии решения судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 05.09.2012 ПО ДЕЛУ N 33-2694/2012
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2012 г. по делу N 33-2694/2012
Судья: Мелихова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Мухамбеталиевой Н.Х.
судей областного суда: Губернаторова Ю.Ю., Сухачевой Т.Ю.
при секретаре: А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сухачевой Т.Ю. дело по апелляционной жалобе администрации г. Астрахани на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 года по иску прокурора г. Астрахани в интересах К. к администрации г. Астрахани о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
установила:
прокурор города Астрахани обратилась в суд с иском в интересах К. к администрации города Астрахани о возложении обязанность по предоставлению жилого помещения.
В обоснование требований указав, что К. страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
К. с 5 декабря 1986 года состоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку лиц, страдающих тяжелым хроническим заболеванием. Однако до настоящего времени ответчик ей жилое помещение не предоставил, что повлекло нарушение ее прав на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации.
Прокурор просил суд возложить обязанность на администрацию города Астрахани по предоставлению К. по договору социального найма благоустроенного жилого помещение в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Петров А.В., Кашкарова Н.И. исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации г. Астрахани действующая на основании доверенности Ш. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 г. исковые требования удовлетворены. Суд возложил обязанность на ответчика предоставить К. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Астрахани ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. Указав, что при вынесении решения суд не учел, что у администрации города отсутствуют полномочия по предоставлению жилья гражданам, являющимися инвалидами в связи с наличием у них тяжелой форм хронического заболевания, не признанным малоимущими, вставшим на учет до 1 января 2005 года, а возложение такой обязанности влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств.
Заслушав докладчика, представителя ответчика администрации г. Астрахани Т., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Дюйсембееву Э.М., К., возражавших против удовлетворения доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего кодекса перечне.
Материалами дела установлено, что на основании постановления Ленинского райисполкома г. Астрахани от 05 декабря 1986 г. N 492 К. состоит на учете на улучшение жилищных условий в льготной очереди.
К. проживает в с 1962 г., до настоящего времени, из списка нуждающейся в улучшении жилищных условий не исключена.
Согласно справке КЭК N 201 от 09 апреля 2007 г. К. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 и имеет право на дополнительную жилую площадь.
Согласно статьи 36 ЖК РСФСР данная категория граждан и ранее подлежала обеспечению жильем в первоочередном порядке и при его предоставлении руководствовались Списком заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. N 330, однако К. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Дав оценку представленным доказательствам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении обязанности по предоставлению К. жилого помещения на администрацию г. Астрахани, поскольку она, обладая правом на получения жилья, не входит в перечень лиц, которым жилое помещение может предоставляться из государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации в силу Закона Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", а часть 3 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение по предоставлению администрацией г. Астрахани жилых помещений по договору социального найма граждан-инвалидов, влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, являются не состоятельными, поскольку в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статей 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, из смысла данных статей следует, что за гражданами, не реализовавшими до 01 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 01 марта 2005 г.
В силу ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. При этом положения части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании предоставленных доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что при рассмотрении дела и принятии решения судом установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, апелляционной инстанцией не установлено. Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 19 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Астрахани - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)