Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 20.11.2013 N 33-3895

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 ноября 2013 г. N 33-3895


судья Сажнева Н.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Устинович С.Е.
судей Койпиш В.В.
Яцун Е.М.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в лице отдела N 4 города Североморск о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
по апелляционной жалобе представителя С. - Ч. на решение Североморского городского суда Мурманской области от 11 сентября 2013 года, которым постановлено:
"Исковые требования С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в лице отдела N 4 г. Североморск о признании права на получение государственного жилищного сертификата оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., объяснения представителя истца С. - Ч., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

С. обратился в суд с иском к 4 отделу ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, а затем Российской Федерации. Уволен с военной службы в _ _ году по истечении срока военной службы, выслуга лет на момент увольнения в календарном исчислении составила *** лет, в льготном исчислении - *** год. В настоящее время является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, имеет статус "Ветеран военной службы".
Жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации не обеспечивался, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получал, право на приватизацию жилых помещений не реализовывал.
В настоящее время проживает в служебном жилом помещении, расположенном по адресу:... область, ЗАТО поселок..., улица..., дом *, квартира *.
В 2005 году поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в ЗАТО поселок...... области, но в течение 8 лет жилым помещением обеспечен не был.
Помимо этого, состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением в... районе базирования в/ч * под N *. После реорганизации в/ч * списки нуждающихся были переданы в в/ч * поселка..., а в дальнейшем в отдел N 4 (город Североморск) ФГУ "Западрегионжилье".
В целях реализации права на улучшение жилищных условий путем получения государственного жилищного сертификата (далее по тексту - ГЖС) в марте 2011 года подал ответчику соответствующее заявление о выдаче ему ГЖС.
Уведомлением от _ _ июня 2013 года ему отказано во включении в список граждан на получение ГЖС для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" в связи с несоответствием требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 Указа.
Полагает данный отказ незаконным.
Просил суд признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, включить его в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ч. в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика - 4 отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе С., ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым иск удовлетворить.
Полагает, что имел право на жилищное обеспечение как военнослужащий - гражданин, проживающий на дату увольнения с военной службы в закрытом военном городке.
Вывод суда о том, что истец не представил доказательства, подтверждающие, что поселок Видяево Мурманской области является закрытым военным городком, находит необоснованным.
Указывает, что суд не установил, какой статус имел поселок Видяево Мурманской области на момент увольнения истца с военной службы.
Обращает внимание, что в 1998 году поселок имел соответствующие признаки, указанные в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих": являлся обособленным, имел пропускной режим - то есть в полной мере отвечал требованиям, предъявляемым к закрытым военным городкам.
Полагает, что изменение статуса поселка Видяево Мурманской области, а также последующие изменения в законодательстве не являются основанием для лишения его прав на обеспечение жильем посредством выдачи ГЖС.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец С., представитель 4 отдела города Североморск ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, регламентируются "Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
В силу пункта 1 указанной Инструкции для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы.
Ведение реестра военнослужащих и членов их семей, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в силу пункта 7 Инструкции осуществляет уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 5 данной Инструкции правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и отдел N 4 г. Североморска Мурманской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал законодательство, регулирующее спорные отношения, в том числе нормативные акты, действовавшие на дату увольнения истца с военной службы и весь период до обращения его к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.
Судом установлено, что приказом Командующего I флотилией подводных лодок Краснознаменного Северного Флота N * от _ _ февраля 1998 года С. уволен с военной службы с зачислением в запас по части 1 статьи 48 Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы).
Приказом командира в/ч * от _ _ марта 1998 года N * с _ _ марта 1998 года С. исключен из списков личного состава части, снят со всех видов довольствия и обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в *** РВК Мурманской области. Выслуга лет составила в календарном исчислении *** лет *** месяца *** дней, в льготном - *** год *** месяцев *** день.
Согласно справке N *, выданной МБУ "*** (Служба заказчика)" ЗАТО ***, С. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ЗАТО поселок..., улица..., дом *, квартира * - с _ _ декабря 1997 года на основании ордера N * от _ _ января 1984 года.
В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей на момент увольнения истца, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
С 01 января 1998 года Закон Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в пункт 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 N 122-ФЗ) установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Подробно проанализировав положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", суд сделал правильный вывод, что согласно указанной норме реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с выполнением им определенных действий, в частности, с обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 "О статусе военнослужащих", согласно внесенным в указанную норму изменениям, действовавшим с 01 января 2005 года, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществлялось в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С 01 января 2011 года абзац 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным законом статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения граждан, уволенных с военной службы и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие категории граждан, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: это граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" уполномоченным органом, который обладает правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через Федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Как установлено судом, С. до увольнения с военной службы либо при увольнении с нее не обращался с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию воинской части либо в орган местного с самоуправления по избранному месту жительства для постановки его на учет как нуждающегося в получении жилого помещения либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не представлено истцом и доказательств тому, что до 01 января 2005 года он был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении либо, что решением жилищной комиссии по месту прохождения военной службы, признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства.
Довод стороны истца о том, что после увольнения в запас С. был поставлен на очередь в списки Командующего Северным флотом для получения жилья по избранному месту жительства, судом первой инстанции тщательно исследован и мотивированно опровергнут.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что фонд Командующего Северным флотом по обеспечению жильем лиц, уволенных с военной службы, официальным статусом наделен не был, вместе с тем, в силу действующего на тот период законодательства вопросы постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях находились в ведении органов местного самоуправления.
Доказательств, подтверждающих, что в отношении истца на основании его рапорта принималось решение о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях компетентными органами не представлено.
Не усмотрев оснований для признания за истцом права в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года N 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" (далее - Указ) на получение субсидии для приобретения жилого помещения за счет ассигнований федерального бюджета, удостоверяемого государственным жилищным сертификатом, суд первой инстанции правильно исходил из установленного указанной нормой положения, согласно которому одним из обязательных условий для получения жилищного сертификата категориями граждан, поименованными в Указе, является принятие этих лиц на учет в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С. на таком учете не состоял и не состоит, впервые с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма с приложением пакета документов он обратился в адрес ответчика в марте 2011 года. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Отклоняя довод стороны истца о том, что С. имеет право на получение государственного жилищного сертификата по основаниям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" от 26 марта 2006 года N 153, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что целью предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в соответствии с данной нормой является необходимость отселения из закрытых военных городков лиц, утративших связь с военным ведомством, однако доказательств тому, что поселок Видяево Мурманской области, где проживает истец, относится к закрытым военным городкам, а также к поселкам учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, представителем истца не представлено.
При этом, в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденный соответствующим Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р, поселок Видяево Мурманской области не включался.
Указом Президента Российской Федерации от 06 марта 2001 года N 269 "О преобразовании поселка Видяево Мурманской области в закрытое административно - территориальное образование и утверждении его границ" поселок Видяево Мурманской области преобразован в закрытое административно - территориальное образование - поселок Видяево, что не является тождественным закрытому военному городку Вооруженных Сил Российской Федерации, решение вопросов переселения из которого не входит в компетенцию ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, в том числе 4 отдела.
Учитывая изложенное, истец не лишен возможности обеспечения жильем в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" от 14 июля 1992 года N 3297-1 в связи с переселением из закрытого административно-территориального образования на новое место жительства, осуществляемого органом местного самоуправления, в котором истец по данному основанию состоит на учете, что было подтверждено материалами дела и не оспаривалось стороной истца в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Выводы суда основаны на собранных по делу доказательствах, которые суд правильно оценил по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в полном соответствии с правилами статей 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права, с которым судебная коллегия не может согласиться.
Оснований для иной оценки собранных по делу доказательств не имеется. Поэтому доводы апелляционной жалобы о неверной оценке доказательств по делу не могут быть основанием для отмены или изменения постановленного решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского городского суда Мурманской области от 11 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу С. - Ч. - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)