Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4975/2013

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N 33-4975/2013


Судья Мансурова Г.Ж.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.
при секретаре Г.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Р.Л.П., Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2013 года по делу
по иску Р.Л.П. к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, администрации г. Барнаула, администрации Ленинского района г. Барнаула о возложении обязанности предоставить жилое помещение
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия

установила:

Р.Л.П. обратилась в суд с иском к Управлению Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству о возложении обязанности предоставить ей в пределах границ <адрес> жилое помещение общей площадью с учетом дополнительной <данные изъяты> кв. м, определении срока исполнения судебного решения в части предоставления жилого помещения по договору социального найма до ДД.ММ.ГГ.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ администрацией <адрес> она принята на учет среди инвалидов в качестве нуждающейся в жилом помещении. Ей установлен диагноз - <данные изъяты>), который входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ, при котором невозможно совместное проживание с другими гражданами в одной квартире.
Решением Ленинского районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Р.Л.П. удовлетворены частично и постановлено.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить Р.Л.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма не менее <данные изъяты> квадратных метров в пределах <адрес> Алтайского края, соответствующее санитарным и техническим условиям.
В апелляционной жалобе Р.Л.П. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, возложив на ответчика обязанность предоставить ей жилое помещение площадью <данные изъяты> кв. м.
В апелляционной жалобе Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству просит решение отменить, как постановленное с нарушением норм действующего законодательства.
В качестве оснований к отмене решения указывает на то, что с 01.01.2013 вступили в силу изменения в Закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", которыми положения, наделявшие граждан-инвалидов правом на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда по договорам социального найма, исключены.
Вывод суда о необходимости возложения обязанности по предоставлению истице жилого помещения на Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является необоснованным, поскольку в полномочия Управления входит только учет государственного краевого жилищного фонда, а вопросы управления и распоряжения государственным имуществом относятся к компетенции Главного управления имущественных отношений Алтайского края.
Истицей суду не представлено доказательств нуждаемости в жилом помещении. При рассмотрении спора установлено, что Р.Л.П. имеет в собственности комнату общей площадью <данные изъяты> кв. м и проживает в ней одна, данному факту судом оценка не дана.
Постановка истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, в том числе во внеочередном порядке по договору социального найма без законных оснований не порождает у истицы соответствующего права, а у ответчика - обязанности.
Суд не учел того, что предоставление органами государственной власти данной категории граждан жилых помещений с учетом права на дополнительную жилую площадь, является правом, а не обязанностью. Данное решение должно приниматься с учетом конкретных обстоятельств.
Обязанность по предоставлению истице жилого помещения по договору социального найма должна быть возложены на органы местного самоуправления, в связи с чем Управление является ненадлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, поскольку органы местного самоуправления должны предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение муниципального жилищного фонда, то применение положений закона субъекта Российской Федерации, устанавливающей норму предоставления площади жилого помещения 33 кв. м незаконно, ввиду того, что должны учитываться нормы предоставления жилого помещения, установленные органами местного самоуправления.
Выслушав истицу, представителей ответчиков, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственников жилых помещений, членов их семьи, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" одним из оснований признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет является: проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно (п. 2).
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием нуждаемости. Семьи, в составе которых есть такой больной, переселяются в интересах иных проживающих в квартире лиц. При этом размер занимаемой истицей общей площади жилого помещения при решении вопроса о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, правового значения не имеет.
Как установлено судом Р.Л.П. являлась собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на <адрес> <адрес> Алтайского края (л.д. 37). После заключения соглашения о реальном разделе от ДД.ММ.ГГ с М.Н.А., М.Е.В., М.Д.А., Н.М.С., Н.Н.А. право общей долевой собственности было прекращено и произведен реальный раздел указанной квартиры на четыре комнаты, и в личную собственность Р.Л.П. перешла комната *** общей площадью <данные изъяты> кв. м (л.д. 53-66,6,8-9), где она проживает и зарегистрирована (л.д. 38 оборот).
Согласно копии справки серии МСЭ-2004 *** истица является инвалидом второй группы по общему заболеванию (л.д. 39-40). Согласно справке врачебной комиссии краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "<данные изъяты>" Р.Л.П. страдает хроническим <данные изъяты>, которое подпадает под перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Диагноз, дающий право на дополнительную площадь; код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (<данные изъяты> (л.д. 8-9).
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** Р.Л.П. включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма под *** (л.д. 31),
Судом установлено, что Р.Л.П. имеет право на предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, поскольку, страдает тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, проживает в квартире, занятой несколькими семьями и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности и имеет право на дополнительную жилую площадь.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В соответствии с Законом Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменения в отдельные закона Алтайского края" признан утратившим п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", согласно которому право на предоставление по договорам социального найма имели иные категории граждан, определенные федеральными законами и (или) законом Алтайского края. Вместе с тем, данное обстоятельство не может повлиять на право истицы претендовать на предоставление жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования, поскольку в силу ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этих актом.
Поскольку о своем праве истица заявила до внесения изменений в Закон Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС, ее право осталось нереализованным, соответственно не может считаться исполненной обязанность ответчика по предоставлению жилого помещения.
Не основан на законе довод апелляционной жалобы о том, что Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству является ненадлежащим ответчиком по иску истицы.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержке и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года N 145).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истице жилья во внеочередном порядке в соответствии с законом "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края".
Согласно ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" норма предоставления жилого помещения фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего гражданина.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого семье по договору социального найма, учитывается площадь жилого помещения, имеющегося в собственности членов семьи. (ст. 9 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС) С учетом этого, суд обосновано учел площадь занимаемой истицей комнаты в размере <данные изъяты> кв. м.
В соответствии ч. 6 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что истица страдает заболеванием, дающим инвалидам права на дополнительную жилую площадь в соответствии с "Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о наличии у истицы права на предоставление жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь в размере <данные изъяты> кв. м, согласно ч. 2 ст. 8 Закона Алтайского края от 11.12.2006 N 136-ЗС.
В этой части доводы апелляционной жалобы сторон основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В остальной части апелляционная жалоба ответчика не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрения дела, влияли на законность решения.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)