Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 16.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9542

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 г. по делу N 33-9542


Судья Иванова Н.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Судневой В.Н.
Судей Фомина В.И., Кузнецовой Г.Ю.
при секретаре К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Б.С., Б.А.А., Б.А.И. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июля 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Б.С., Б.А.А., Б.А.И. к администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения, отказать.
Заслушав доклад судьи Судневой В.Н., объяснения Б.С. и ее представителя - Ч., поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Б.С. обратилась в суд с иском о возложении на администрацию обязанности предоставить по договору социального найма на состав семьи из трех человек отдельное благоустроенное жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры в пределах г. Перми отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 49,4 кв. м, жилой площадью не менее 31,9 кв. м. В обоснование исковых требований указала, что является собственником 2-комнатной квартиры, общей площадью 49,4 кв. м, в том числе жилой - 31,9 кв. м, расположенной по адресу: <...>. В данной квартире зарегистрированы: Б.А.И. - муж. Б.А.А. - дочь. Дом по указанному адресу признан непригодным для проживания. В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ право на получение вне очереди жилья по договорам социального найма имеют граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Поскольку Жилищный кодекс РФ не урегулировал жилищные отношения между органами местного самоуправления и гражданами, являющимися собственниками жилых помещении признанных в установленном порядке непригодными для проживания, истец считает возможным применение по аналогии положений ст. 57 Жилищного кодекса РФ, которая регулирует сходные правоотношения.
Впоследствии истцами Б.С., Б.А.А., Б.А.И. подано уточненное исковое заявление, в котором они просят обязать администрацию г. Перми предоставить Б.С., Б.А.И., Б.А.А. по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в виде 2-х комнатной квартиры в пределах г. Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 49,4 кв. м, жилой площадью не менее 31.9 кв. м,
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Б.С., Б.А.А., Б.А.И. Указывают, что Жилищный кодекс РФ не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. При этом исходя из положений ст. 57 ЖК РФ не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодным для проживания является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств обусловивших непригодность жилого помещения. Поскольку ЖК РФ не урегулировал жилищные отношения между органами местного самоуправления и гражданами, являющимися собственниками жилых помещений, признанными в установленном порядке непригодными для проживания, то полагают возможным применение по аналогии положений ст. 57 ЖК РФ. Считают несостоятельными выводы суда о том, что им не предоставлено доказательств признания малоимущими в установленном законом порядке. К каким либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов РФ, имеющим право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, они не относятся.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене не находит.
В соответствии с ч. 1, 3, 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 2, 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещении которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, что на основании договора купли-продажи от 20 октября 2000 года Б.С. является собственником жилого помещения двухкомнатной квартиры общей площадью 49.4 кв. м жилой - 31, 9 кв. м по адресу: <...>. В данной квартире зарегистрированы Б.А.И. - муж, Б.А.А. - дочь (л.д. 16, 17, 26. 27).
Согласно заключению межведомственной комиссии от 14 февраля 2012 года жилой дом по ул. <...> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 22).
Жилой дом по ул. <...> г. Перми не включен в муниципальную адресную Программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2013-2015 годы, утвержденную Постановлением администрации г. Перми от 26.06.2013 N 520
Разрешая спор по существу и отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку истцами не представлено доказательств того, что они органами местного самоуправления признаны малоимущими в установленном законом порядке, оснований для возложения обязанности на администрацию г. Перми по предоставлению жилого помещения не имеется.
Как верно указал суд первой инстанции, сам факт проживания истцов в жилом помещении, которое находится в жилом доме, не пригодном для проживания, не возлагает на орган местного самоуправления обязанности обеспечить их жильем, поскольку такая обязанность возникает в отношении только тех нуждающихся в жилье лиц, которые не способны в силу своей имущественной несостоятельности самостоятельно обеспечить себя жильем в силу пункта 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, а также части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает, поскольку они основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в их совокупности, по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Выводы суда согласуется с позицией, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, в соответствии с которой - федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам. жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть I статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
На заседании суда апелляционной инстанции Б.С. показала, что решения о признании малоимущими ее и членов семьи в установленном законом порядке не принималось. К каким либо иным категориям граждан, определенным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, имеющими право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, истцы не относятся.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции истца в поданном в суд иске, которая была предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции и которая не вызывает сомнения у суда апелляционной инстанции, а несогласие заявителя с выводами суда само по себе не может служить основанием для отмены решения суда.
Доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия полагает, что разрешая заявленные требовании, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 июля 2013 года по доводам апелляционной жалобы Б.С., Б.А.А., Б.А.И. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)