Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9309/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N 33-9309/2013


Судья Епишева Т.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Блинова В.А.
при секретаре А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года
по делу по иску А.Г., Т.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации, Управление), Федеральному государственному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации), Территориальному отделу N 2 ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (по тексту - ТО N 2 ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Т.И. судебная коллегия

установила:

Истцы А.Г., Т.А. обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права долевой собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГ ***, выданного квартирно-эксплуатационной частью Барнаульского района (по тексту - Барнаульская КЭЧ) занимают квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке <адрес>, который до издания распоряжения Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ считался закрытым. Распоряжением Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ военный городок <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков.
Поскольку в приватизации жилых помещений истцы ранее не участвовали А.Г. на основании Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обратился с заявлением к ответчикам о передаче в собственность указанной квартиры с приложением необходимых документов. Обращение оставлено ответчиками без удовлетворения. Полагают, что оснований для отказа в заявлении не имелось.
Учитывая изложенное, истцы с учетом уточнения исковых требований, просили суд признать право собственности на квартиру по адресу: <адрес> по 1/2 доли за каждым из них.
Решением Топчихинского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года исковые требования А.Г., Т.А. удовлетворены.
Признано за А.Г. Т.А. в порядке приватизации право собственности по 1/2 доли на квартиру общей площадью <данные изъяты>м, в том числе жилой - <данные изъяты>.м, расположенную по адресу: <адрес>
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, отказав истцам в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что спорное жилое помещение было предоставлено А.Г. как военнослужащему в качестве служебного из ведомственного жилого фонда на время исполнения трудовых обязанностей, собственником данного имущества является Министерство обороны Российской Федерации. Управление не уполномочено распоряжаться имуществом Российской Федерации и не наделено полномочиями по передаче жилья в собственность граждан.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, выслушав пояснения истцов А.Г. Т.А. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена Барнаульской КЭЧ военнослужащему войсковой части *** А.Г. на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** на состав семьи из 5 человек совместно с женой Т.А., дочерьми Е.А. ДД.ММ.ГГ года рождения, Т.А. ДД.ММ.ГГ года рождения, и сыном А.А. ДД.ММ.ГГ года рождения.
В настоящее время нанимателями квартиры являются А.Г.., Т.А. Е.А. и А.А. в данной квартире не проживают. Изложенное подтверждается выпиской из карточки прописки РЭУ N 02 филиала "Барнаульский" ОАО "Славянка".
Согласно выписки из карточки прописки в указанной квартире зарегистрированы истцы А.Г. Т.А.., их дочь Т.А.
Истцы изъявили желание приватизировать данное жилое помещение.
Вместе с тем, как следует из ответа от ДД.ММ.ГГ ФГУ "Центррегионжилье" Министерства обороны Российской Федерации сообщил А.Г. что уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Ответом от ДД.ММ.ГГ Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации сообщил А.Г. о том, что в настоящее время департаментом прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Признание права собственности на занимаемые гражданами жилые помещения возможно в порядке гражданского судопроизводства.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации в ответе от ДД.ММ.ГГ указало о том, что в настоящее время отсутствуют какие-либо нормативные акты, в том числе ведомственные, регламентирующие порядок приватизации жилых помещений, находящихся в оперативном управлении структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации.
Суд, установив, что привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Т.А.), отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения, истцы ранее в приватизации не участвовали, на праве собственности жилых помещений не имеют, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" разъяснено, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст. 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 4 настоящего Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Ст. 11 Закона установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации 01 июня 2000 года *** военный городок <адрес> был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> из данного Перечня исключен.
Согласно передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ Барнаульской КЭЧ ФГУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а также права и обязанности Барнаульской КЭЧ, в том числе согласно приложения передан и жилой дом, в котором проживают истцы по адресу: <адрес>
По сообщениям Комитета по экономике и управлению муниципальным имуществом администрации Топчихинского района спорное жилое помещение служебным не признавалось, распоряжение администрации Топчихинского района по данному вопросу не принималось, занимаемое истцами жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось.
Администрацией Топчихинского района предоставлена аналогичная вышеизложенной информация.
Давая оценку указанным обстоятельствам, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку доказательств о том, что спорное жилое помещение в соответствии с положениями ст. 101, 105 Жилищного кодекса Российской Федерации признавалось служебным, ответчиком не представлено, квартира была передана А.Г. без установления срока, таким образом, истцы проживают в спорной квартире на условиях договора социального найма.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, должны применяться нормы Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Таким образом, оценивая доводы апелляционной жалобы ответчика о предоставлении спорного жилья истцу в качестве служебного, судебная коллегия учитывает, что согласно ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР, жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
На основании ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР, в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
На основании пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 06 мая 1983 года N 405 "О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" было разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Однако, как усматривается из материалов дела, решение соответствующего органа о включении спорной квартиры в число служебных отсутствует, в связи с чем изначально правовых оснований для включения квартиры, расположенной по адресу: <адрес> в число служебных жилых помещений не имелось.
Кроме того, на ордере от ДД.ММ.ГГ *** также отсутствует красная полоса, присущая ордерам, выдаваемым на служебное помещение.
В свою очередь, в порядке ст. 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представили допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса служебного жилого помещения. Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, а также доказательств того, что спорное жилое помещение было предоставлено истцу и членам его семьи без законных на то оснований, стороной ответчика также не представлено.
При таких обстоятельствах, поскольку статус закрытого военного городка снят, спорное жилое помещение в аварийном состоянии, в общежитии не находится, следует согласиться с судом первой инстанции о том, что после снятия статуса закрытого военного городка наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма и имеет право на приватизацию данного жилого помещения.
Доводы жалобы в указанной части не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.

Указанный уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, к числу которых относится Федеральное государственное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа указанное учреждение уполномочено, в том числе, принимать решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, суд, установив привлеченного к участию в деле надлежащего ответчика ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, правильно разрешил настоящий спор.
Ссылки ответчика ФГКУ "Сибирское ТУИО" Министерства обороны Российской Федерации об отсутствии у них полномочий по распоряжению и передаче жилья в собственность граждан в силу изложенного не могут служить препятствием для реализации истцами права, предусмотренного действующим законодательством.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Топчихинского районного суда Алтайского края от 20 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)