Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 22.10.2012 ПО ДЕЛУ N 33-3303

Разделы:
Дарение недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 октября 2012 г. по делу N 33-3303


Судья: Шуравин А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Коробейниковой Л.Н.,
судей Мельниковой Г.Ю., Ступак Ю.А.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 22 октября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО 1 на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 15 августа 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления ФИО 1 о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации муниципального образования "Можгинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N "О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО 1",
заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ступак Ю.А., объяснения ФИО 1, его представителя ФИО 7, действующей по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ, изучив материалы дела,

установила:

ФИО 1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации муниципального образования "Можгинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N "О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО 1". Свои требования мотивировал тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году. Администрацией МО "Можгинский район" был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации МО "Можгинский район" его сняли с учета на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ по причине выявления факта дарения им жилого помещения в ДД.ММ.ГГГГ года, что является намеренным ухудшением жилищных условий. Постановление о снятии с учета считает необоснованным и незаконным, так как намерений ухудшать свои жилищные условия у него не было, на момент дарения квартиры он не состоял на учете как нуждающийся в жилом помещении, а имел лишь право на обеспечение жильем в общем порядке. Право на обеспечение за счет федерального бюджета у него возникло лишь после внесения Федеральным законом N 130-ФЗ от 04.06.2011 года изменений в Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В настоящее время он не имеет в собственности никаких объектов недвижимости, проживает в жилом помещении на основании договора найма, членом семьи собственника которого не является.
В судебном заседании заявитель ФИО 1 на заявленных требованиях настаивал.
Представитель заявителя ФИО 7 требования ФИО 1 поддержала, полагала, что законных оснований для снятия ФИО 1 с учета у администрации не имелось.
Представитель заинтересованного лица Администрации МО "Можгинский район" ФИО 8 требования заявителя не признала в полном объеме. Пояснила, что ФИО 1 снят с учета в связи с тем, что в <данные изъяты> года он подарил принадлежащий ему дом своей дочери, вследствие чего стал нуждающимся в улучшении жилищных условий. При постановке ФИО 1 на учет данный факт по вине работников администрации выявлен не был.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель ФИО 1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований, полагая, что судом не учтены доводы заявителя относительно отсутствия в его действиях по заключению сделки дарения умысла на приобретение права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Намерения ухудшать свои жилищные условия и приобрести право встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он не имел, так как редакцией п. 1 ст. 15 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действовавшей на дату заключения договора дарения, предусматривается обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий данной категории граждан в общем порядке. Право на обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета заявитель приобрел лишь после внесения в указанную норму изменений (редакция от ДД.ММ.ГГГГ N 130-ФЗ). Судом не учтена правовая позиция Верховного Суда РФ по аналогичному делу. С момента постановки ФИО 1 на учет до его снятия с учета каких-либо изменений в его жилищном и семейном положении не произошло.
Согласно возражениям Администрации МО "Можгинский район" доводы жалобы являются необоснованными.
Судебное заседание суда апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 327, 257 ГПК РФ проведено в отсутствие заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Можгинский район", извещенного о дате и месте рассмотрения жалобы.
Заявитель в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал.
Представитель заявителя ФИО 7 доводы жалобы поддержала.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, Судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
В соответствии с подпунктом "е" п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17, 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пунктом 18 Правил предусмотрено, что выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Таким образом, согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Согласно п.п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Статья 52 Жилищного кодекса РФ устанавливает порядок принятия граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.
Из материалов дела следует, что ФИО 1 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Постановлением главы Администрации МО "Можгинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО 1 в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", решения Можгинского районного Совета депутатов "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории Можгинского района" от 29.11.2007 года N 8.8, протокола от ДД.ММ.ГГГГ N рабочего совещания отдела по делам строительства, архитектуры и ЖКХ по рассмотрению заявлений граждан о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях получения безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета.
Постановлением главы Администрации МО "Можгинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N "О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий" ФИО 1 снят с учета, основанием указана служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ. Из письма от ДД.ММ.ГГГГ, направленном ФИО 1 главой Администрации МО "Можгинский район", следует, что в результате проверки выявлены несоответствия документов в учетном деле. До ДД.ММ.ГГГГ, то есть до заключения договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, ФИО 1 являлся собственником указанного жилого дома и был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной площади, а в связи с заключением договора дарения он приобрел право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N обстоятельства, послужившие основанием для снятия ФИО 1 с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подтверждаются материалами дела: договором дарения жилого дома под номером N по <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельством о государственной регистрации права ФИО 10 на указанный жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ; договором найма жилого помещения; выпиской из домовой книги, и по существу ФИО 1 не оспариваются.
Вместе с тем, заявитель выражает несогласие с принятым органом местного самоуправления решением по мотиву отсутствия в его действиях умысла на намеренное ухудшение жилищных условий.
В суде первой инстанции установлено, что ФИО 1 на протяжении длительного времени проживал совместно со своей супругой ФИО 9 в доме по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>. На момент оформления договора дарения (ДД.ММ.ГГГГ) ФИО 1 как собственник дома был обеспечен жилым помещением, следовательно, до заключения договора дарения не являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Анализ приведенных правовых норм, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Заявитель совершил дарение своего единственного жилья дочери ФИО 10, разрешив в дальнейшем вопрос о своем месте жительства путем заключения договора найма с новым собственником переданного в дар дома. ФИО 10 в данном жилом помещении не проживала и не проживает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий и, как следствие, законности постановления главы администрации МО "Можгинский район" от ДД.ММ.ГГГГ N "О снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО 1". Путем вынесения постановления от ДД.ММ.ГГГГ N администрация МО "Можгинский район" таким образом в соответствии с полномочиями, предоставленными ей законом, устранила выявленное нарушение.
Ссылка апеллянта на судебную практику - определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-В11-1 - не может быть принята во внимание, поскольку вышеуказанное определение не имеет преюдициального значения для разрешения данного заявления. Кроме того, по существу спор указанным определением не рассмотрен, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, аналогичны основаниям заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления, направлены на иное толкование норм материального права, в связи с чем они не могут служить основанием к отмене решения суда, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 15 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО 1 - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Н.КОРОБЕЙНИКОВА

Судьи
Г.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Ю.А.СТУПАК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)