Судебные решения, арбитраж
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Потякина А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению
А.С.Н. и А.Е.И., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего А.Д.С., об оспаривании решения администрации г. Бийска об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В. судебная коллегия
установила:
А.С.Н. и А.Е.И. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ. От брака имеют сына А.Д.С., родившегося ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ А.С.Н. и А.Е.И. обратились с заявлениями в администрацию г. Бийска, в которых просили включить их с сыном в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске" на 2011-2015 годы в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и предоставить социальную выплату на приобретение жилья, указав, что семья проживает в квартире <номер> дома <номер> по <адрес>, А.Е.И. является собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры, где помимо нее зарегистрированы еще <данные изъяты> человек, в том числе муж А.С.Н. и сын А.Д.С., на одного члена семьи приходится доля жилой площади менее учетной нормы.
Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ <номер> семье А. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске на 2011-2015 годы" в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Не согласившись с данным решением, А., А.Е.И., действуя в своих интересах и в интересах малолетнего А.Д.С., обратились в суд с заявлением о признании его незаконным.
Заявление мотивировано тем, что решение жилищной комиссии администрации г. Бийска основано на том, что А. отказался от участия в приватизации квартиры по прежнему месту своего жительства (<адрес>), в связи с чем намеренно ухудшил жилищные условия. Вместе с тем, А.С.Н. не принял участия в приватизации также как и его брат, поскольку квартира была получена матерью А.С.Н. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ <номер>, дети были только зарегистрированы со своими родителями, т.к. при рождении они регистрируются по месту жительства родителей. В связи с регистрацией ДД.ММ.ГГ брака с А.Е.И. (до брака - Г.) и рождением сына заявителями было принято решение проживать совместно в квартире, собственником <данные изъяты> доли которой является А.Е.И. Реализация супругами права на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание детей не может свидетельствовать о совершении целенаправленных действий с намерением ухудшить свои условия проживания, учитывая, что на момент отказа от участия в приватизации заявители не были знакомы.
Решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ требования А. удовлетворены: признано незаконным решение администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ <номер> об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске на 2011-2015 годы"; на администрацию г. Бийска возложена обязанность признать А.С.Н., А.Е.И., А.Д.С. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить семью составом три человека в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы со ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе администрация г. Бийска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ надлежит оценивать действия по распоряжению жилищными правами каждого лица, обратившегося в орган местного самоуправления за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от семейного положения, поскольку именно лицо, а не семья является участником гражданских правоотношений, от своего имени приобретающим, распоряжающимся и прекращающим имущественные права; при рассмотрении дела заявителями не доказано, а судом не установлено отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий с целью быть включенными в список участников программы.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу А.С.Н. и А.Е.И. просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав заявителей А.С.Н., А.Е.И., представителя заявителя А.Е.И. - С.А.Н., поддержавших письменный отзыв на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее по тексту - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из приведенного толкования закона, а также из того, что отказ А.С.Н. от приватизации квартиры <номер> в доме <номер> по <адрес> не является намеренным ухудшением жилищных условий с целью признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на день приватизации указанного жилого помещения заявители совместно не проживали, семья у них отсутствовала, с соответствующими заявлениями А. обратились в администрацию г. Бийска в ДД.ММ.ГГ, то есть уже после заключения брака в ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом городского суда, поскольку он советует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела усматривается, что у семьи А. имеется <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру <номер> в доме <номер> по <адрес>, принадлежащая А.Е.И. Площадь данного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, а на семью А. приходится <данные изъяты> кв. м (по <данные изъяты> кв. м на каждого члена семьи). Поскольку указанная площадь ниже учетной нормы, установленной Постановлением администрации г. Бийска от 20 апреля 2005 года N 726 в размере 9,5 кв. м на человека, а также учитывая, что п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, заявителями был выполнен, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что решение жилищной комиссии администрации г. Бийска <номер> от ДД.ММ.ГГ является незаконным.
При этом то обстоятельство, что А.С.Н. ДД.ММ.ГГ снялся с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его родителям, с целью реализации права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание ребенка, не свидетельствует о намеренном ухудшении им своих жилищных условий, поскольку по месту прежней регистрации А.С.Н. не проживает. В связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации он не является членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего родителям, правом пользования данным жилым помещением не обладает.
Что касается того обстоятельства, что А.С.Н. в ДД.ММ.ГГ, имея право на участие в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, таким правом не воспользовался, то оно также обоснованно не расценено судом первой инстанции в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей возникло у заявителей после вступления в брак и рождения ребенка, что имело место в ДД.ММ.ГГ. Следовательно, отказываясь от участия в приватизации, заявитель не мог предполагать, что в будущем это повлечет для него возможность получения льгот в области жилищного обеспечения, поэтому его воля при отказе от участия в приватизации квартиры не была направлена на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на участие в специальной целевой программе обеспечения жильем молодых семей.
С учетом изложенного доводы жалобы о намеренном ухудшении заявителями жилищных условий с целью быть включенными в список участников программы, а также о необходимости учета поведения каждого из членов семьи А., не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Бийска Алтайского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6727/13(А)
Разделы:Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. по делу N 33-6727/13(А)
Судья: Потякина А.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Новиковой Н.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - администрации г. Бийска Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу по заявлению
А.С.Н. и А.Е.И., действующей в своих интересах и в интересах малолетнего А.Д.С., об оспаривании решения администрации г. Бийска об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В. судебная коллегия
установила:
А.С.Н. и А.Е.И. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ. От брака имеют сына А.Д.С., родившегося ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ А.С.Н. и А.Е.И. обратились с заявлениями в администрацию г. Бийска, в которых просили включить их с сыном в состав участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске" на 2011-2015 годы в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и предоставить социальную выплату на приобретение жилья, указав, что семья проживает в квартире <номер> дома <номер> по <адрес>, А.Е.И. является собственником <данные изъяты> доли указанной квартиры, где помимо нее зарегистрированы еще <данные изъяты> человек, в том числе муж А.С.Н. и сын А.Д.С., на одного члена семьи приходится доля жилой площади менее учетной нормы.
Решением жилищной комиссии администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ <номер> семье А. отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске на 2011-2015 годы" в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Не согласившись с данным решением, А., А.Е.И., действуя в своих интересах и в интересах малолетнего А.Д.С., обратились в суд с заявлением о признании его незаконным.
Заявление мотивировано тем, что решение жилищной комиссии администрации г. Бийска основано на том, что А. отказался от участия в приватизации квартиры по прежнему месту своего жительства (<адрес>), в связи с чем намеренно ухудшил жилищные условия. Вместе с тем, А.С.Н. не принял участия в приватизации также как и его брат, поскольку квартира была получена матерью А.С.Н. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГ <номер>, дети были только зарегистрированы со своими родителями, т.к. при рождении они регистрируются по месту жительства родителей. В связи с регистрацией ДД.ММ.ГГ брака с А.Е.И. (до брака - Г.) и рождением сына заявителями было принято решение проживать совместно в квартире, собственником <данные изъяты> доли которой является А.Е.И. Реализация супругами права на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание детей не может свидетельствовать о совершении целенаправленных действий с намерением ухудшить свои условия проживания, учитывая, что на момент отказа от участия в приватизации заявители не были знакомы.
Решением Бийского городского суда от ДД.ММ.ГГ требования А. удовлетворены: признано незаконным решение администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ <номер> об отказе в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников городской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Бийске на 2011-2015 годы"; на администрацию г. Бийска возложена обязанность признать А.С.Н., А.Е.И., А.Д.С. нуждающимися в улучшении жилищных условий и включить семью составом три человека в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы со ДД.ММ.ГГ.
В апелляционной жалобе администрация г. Бийска просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на то, что по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ надлежит оценивать действия по распоряжению жилищными правами каждого лица, обратившегося в орган местного самоуправления за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от семейного положения, поскольку именно лицо, а не семья является участником гражданских правоотношений, от своего имени приобретающим, распоряжающимся и прекращающим имущественные права; при рассмотрении дела заявителями не доказано, а судом не установлено отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий с целью быть включенными в список участников программы.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу А.С.Н. и А.Е.И. просят оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав заявителей А.С.Н., А.Е.И., представителя заявителя А.Е.И. - С.А.Н., поддержавших письменный отзыв на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее по тексту - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с п. 6 указанных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу данной нормы отказ в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до истечения установленного срока возможен в случае доказанности совершения заявителями таких умышленных и недобросовестных действий, которые свидетельствуют о его очевидном намерении приобрести право состоять на учете.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из приведенного толкования закона, а также из того, что отказ А.С.Н. от приватизации квартиры <номер> в доме <номер> по <адрес> не является намеренным ухудшением жилищных условий с целью признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на день приватизации указанного жилого помещения заявители совместно не проживали, семья у них отсутствовала, с соответствующими заявлениями А. обратились в администрацию г. Бийска в ДД.ММ.ГГ, то есть уже после заключения брака в ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом городского суда, поскольку он советует приведенному выше законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Из материалов дела усматривается, что у семьи А. имеется <данные изъяты> доля в праве собственности на квартиру <номер> в доме <номер> по <адрес>, принадлежащая А.Е.И. Площадь данного жилого помещения составляет <данные изъяты> кв. м, а на семью А. приходится <данные изъяты> кв. м (по <данные изъяты> кв. м на каждого члена семьи). Поскольку указанная площадь ниже учетной нормы, установленной Постановлением администрации г. Бийска от 20 апреля 2005 года N 726 в размере 9,5 кв. м на человека, а также учитывая, что п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, заявителями был выполнен, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что решение жилищной комиссии администрации г. Бийска <номер> от ДД.ММ.ГГ является незаконным.
При этом то обстоятельство, что А.С.Н. ДД.ММ.ГГ снялся с регистрационного учета в жилом помещении, принадлежащем его родителям, с целью реализации права супругов на совместное проживание, ведение совместного хозяйства и воспитание ребенка, не свидетельствует о намеренном ухудшении им своих жилищных условий, поскольку по месту прежней регистрации А.С.Н. не проживает. В связи с этим в силу положений ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации он не является членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего родителям, правом пользования данным жилым помещением не обладает.
Что касается того обстоятельства, что А.С.Н. в ДД.ММ.ГГ, имея право на участие в приватизации квартиры по адресу: <адрес>, таким правом не воспользовался, то оно также обоснованно не расценено судом первой инстанции в качестве обстоятельства, свидетельствующего о намеренном ухудшении жилищных условий, поскольку право на участие в программе по обеспечению жильем молодых семей возникло у заявителей после вступления в брак и рождения ребенка, что имело место в ДД.ММ.ГГ. Следовательно, отказываясь от участия в приватизации, заявитель не мог предполагать, что в будущем это повлечет для него возможность получения льгот в области жилищного обеспечения, поэтому его воля при отказе от участия в приватизации квартиры не была направлена на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на участие в специальной целевой программе обеспечения жильем молодых семей.
С учетом изложенного доводы жалобы о намеренном ухудшении заявителями жилищных условий с целью быть включенными в список участников программы, а также о необходимости учета поведения каждого из членов семьи А., не могут быть признаны состоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по изложенным в ней доводам.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Бийска Алтайского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)