Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 11.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7250/2013

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 сентября 2013 г. по делу N 33-7250/2013


Судья: Луханина О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В.
судей Дмитриевой О.С., Новоселовой Е.Г.
при секретаре С.А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.В. на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску С.В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-му отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации <адрес> Алтайского края о признании решения исполкома от ДД.ММ.ГГ *** незаконным и подлежащим отмене в части, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия

установила:

С.В. обратилась в суд с иском к ответчикам, в уточненном варианте требований просила признать решение исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** в части утверждения <адрес> в <адрес> в качестве служебной незаконным и подлежащим отмене; признать за ней право собственности на указанное жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование требований указала, что на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Квартирно-эксплуатационной частью Алейского гарнизона, она занимает ведомственное жилое помещение - двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от ДД.ММ.ГГ считался закрытым. В приватизации жилых помещений ранее не участвовала.
На основании статьи 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГ номер 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" она обратилась с заявлением в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" о передаче ей в собственность квартиры, занимаемой на основании ордера. От ответчиков поступил ответ, согласно которому заключить с ней договор передачи в собственность жилого помещения либо дать разрешение на приватизацию не представляется возможным, так как полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегированы.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований С.В. отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Не согласна с выводом суда о том, что решение об отнесении спорной квартиры к служебным принято уполномоченным на тот момент органом, поскольку жилищный фонд военного городка относится к федеральной собственности, принимать решения в отношении которого администрация <адрес> была не вправе. Отсутствует государственная регистрация спорной квартиры как служебного жилого помещения в едином государственном реестре прав на недвижимость. Из ордера на вселение *** от ДД.ММ.ГГ не усматривается, что жилое помещение было предоставлено как служебное. Кроме того, в 2011 году военный городок Алейского гарнизона был исключен из перечня закрытых военных городков. Просит учесть, что спорная квартира была предоставлена в качестве улучшения жилищных условий взамен ранее занимаемой квартиры по адресу: <адрес>, которая была предоставлена ее супругу в 1973 году в связи с наличием трудовых отношений с Министерством обороны Российской Федерации. В настоящее время она не может быть выселена из занимаемого жилого помещения в связи с отсутствием у нее иного жилья.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчики Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, 2-й отдел Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации просят оставить ее без удовлетворения.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя истца А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вместе с тем, в силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 42. Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Статья 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР ДД.ММ.ГГ), действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления и предоставления жилого помещения, предусматривала, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих (ст. 104 ЖК РСФСР).
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения (ст. 105 ЖК РСФСР).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1053 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ номер 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда (п. 1 ст. 4 данного ФЗ).
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей (п. 1 ст. 6 этого ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1301 (ред. от ДД.ММ.ГГ) "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
Судом первой инстанции по данному делу правильно применены указанные нормы права, верно определены все обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют имеющимся доказательствам.
Как следует из материалов дела, супруг истца - С.А.К. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ состоял в трудовых отношениях с <данные изъяты> (л.д. 42 - 43).
В связи с наличием трудовых отношений С.А.К. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ, выданного Алейской КЭЧ, была предоставлена двухкомнатная квартира по <адрес> на состав семьи, состоящей из жены С.В., <данные изъяты> года рождения, и дочери Н. (л.д. 7).
С ДД.ММ.ГГ истец С.В. зарегистрирована в спорном жилом помещении и на ее имя открыт финансово-лицевой счет, что подтверждается выпиской из лицевого счета *** от ДД.ММ.ГГ и выпиской из поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГ (л.д. 5 - 7).
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации и закреплен на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью, что подтверждается справкой ТУ Росимущества в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ N ТА-269 (л.д. 76).
В настоящее время правопреемником Алейской КЭЧ является федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р.
Согласно архивной справке *** от ДД.ММ.ГГ, выданной архивным отделом администрации <адрес> Алтайского края, решением исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** <адрес> по адресу: <адрес> утверждена как служебная в жилищном фонде <данные изъяты> (л.д. 27).
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что важнейшим признаком служебного жилого помещения, предоставленного до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ДД.ММ.ГГ), является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо о того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о законности решения исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** о закреплении за спорным жилым помещением статуса служебной квартиры. Спорная квартира была отнесена к числу служебных в городе Алейске в установленном законом порядке, по решению уполномоченного на тот момент органа.
Орган, осуществляющий управление государственным имуществом, в период с ДД.ММ.ГГ по настоящее время решение об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимал.
Таким образом, семье С.А.К. ДД.ММ.ГГ Министерством обороны Российской Федерации для проживания было предоставлено служебное жилое помещение, признанное таковым в установленном законом порядке, решения об исключении данного жилого помещения из числа служебных, которое является правом, а не обязанностью собственника жилого фонда, не принималось.
Понятия же государственной регистрации и государственного учета жилищного фонда, на которые имеются ссылки в жалобе, исходя из приведенных выше положений законодательства, не являются равнозначными.
Служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам. Однако это не означает, что законом установлено придание жилому помещению статуса служебного путем обязательного внесения соответствующих сведений в данные государственного учета недвижимости.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на спорную квартиру не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку это право собственности возникло еще до введения в действие ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ.
Доводы жалобы о том, что ордер на вселение *** от ДД.ММ.ГГ, выданный С.А.К., не является служебным, также не влекут отмену решения, поскольку, как указано выше, спорная квартира в установленном законом порядке отнесена к числу служебных и не подлежит приватизации.
Также не имеет юридического значения и тот факт, что в 2011 году военный городок Алейского гарнизона был исключен из перечня закрытых военных городков, поскольку данное обстоятельства само по себе не влечет изменение статуса жилого помещения.
Также судебная коллегия находит несостоятельным доводы представителя истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции о том, что на момент включения спорного жилого помещения в число служебных оно было занято по договору социального найма другими гражданами, в связи с чем не могло быть отнесено к специализированному жилищному фонду.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество. Между тем, законодательством, действовавшим на момент включения спорного жилого помещения в число служебных, подобных ограничений не было предусмотрено.
Кроме того, из имеющейся в материалах дела справки *** от ДД.ММ.ГГ, выданной РЭУ *** <данные изъяты> свидетельствующей о том, что в квартире по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован <данные изъяты>, не усматривается, что жилое помещение было предоставлено ему по договору социального найма. Другими материалами дела указанное обстоятельство также не подтверждается.
Иные доводы жалобы судебной коллегией не принимаются как не имеющие правового значения для разрешения настоящего спора.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, основаны на неверном толковании материального закона, а поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истца С.В. на решение Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)