Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1593/13

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N 33-1593/13


Судья Любимова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Костогладовой О.Г., Кузнецовой С.В.,
при секретаре Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации города Барнаула на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 г. по делу
по иску П.Е.А., П.Е.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации Индустриального района города Барнаула и администрации города Барнаула о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия

установила:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Индустриального района города Барнаула, в котором просили обязать ответчика предоставить их семье во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в городе Барнауле, общей площадью не менее 56 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В обоснование иска ссылались на то, что их семья из 4 человек, состоящая из родителей и двух несовершеннолетних детей, живет в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, жилой площадью <данные изъяты> кв. м. Совместно с ними в квартире живет также брат П.Е.А. - ФИО3 с супругой ФИО4 и ее мать ФИО5 Семья истцов занимает комнату 12 кв. м. Квартира принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5, ФИО3 и ФИО1 по <данные изъяты> доле каждому.
ФИО1 является ребенком-инвалидом, и с июня 2012 года семья истцов состоит на учете в администрации Индустриального района города Барнаула в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. ФИО1 состоит на диспансерном учете с диагнозом - ДЦП с грубой задержкой психического развития, эпилепсия, состояние ребенка тяжелое, она не может передвигаться, находится в лежачем положении, за ней необходимо осуществлять круглосуточный уход. Жилищные условия для семьи истцов являются невыносимыми. На обращение в администрацию Индустриального района г. Барнаула о внеочередном предоставлении жилья истцы получили отказ, который считают незаконным.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, в окончательном варианте просили обязать ответчиков администрацию Индустриального района города Барнаула и администрацию города Барнаула предоставить П.Е.А., ФИО2, ФИО1 и П.Е.В. во внеочередном порядке на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в <адрес>, общей площадью (с учетом дополнительной) не менее 82 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 г. исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию города Барнаула предоставить П.Е.А., П.Е.В., ФИО1 и ФИО2 во внеочередном порядке на основании договора социального найма на состав семьи из четырех человек благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в <адрес>, общей площадью не менее 82 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе администрация города Барнаула просит решение отменить, в удовлетворении иска истцам отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что судом неправильно применена ст. 57 ЖК РФ. В силу ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ. Семья П-вых не признана малоимущей в соответствии с нормами жилищного законодательства и на учете нуждающихся среди категорий граждан, которые должны быть обеспечены жильем за счет органов местного самоуправления, не состоит.
Кроме того, истцы заявили требования к администрации Индустриального района г. Барнаула, а суд удовлетворил требования к Администрации города Барнаула. В соответствии с решением Барнаульской городской Думы от 27.03.2009 г. N 75 администрации районов города предоставляют в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, выделенные администрации района. Таким образом, администрация города Барнаула не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма.
При вынесении решения суд учел норму предоставления в размере 18 кв. м общей площади на одного человека в соответствии с законом Алтайского края N 136-ЗС от 12.12.2006 г., однако данная норма установлена для предоставления жилых помещений краевого жилищного фонда. В соответствии с указанным законом полномочиями в области обеспечения граждан жилыми помещениями наделено Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которое является юридическим лицом, в связи с чем, администрацией города Барнаула заявлялось ходатайство о привлечении Управления к участию в деле в качестве третьего лица, которое суд в нарушение процессуальных норм не удовлетворил.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы П.Е.В. и П.Е.А. просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ответчика администрации г. Барнаула - Н., настаивавшей на доводах жалобы, истца П.Е.А. и ее представителя П.А., просивших оставить решение без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, истцы П.Е.А. и П.Е.В. являются родителями ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения.
Инвалидность ребенку установлена ДД.ММ.ГГ на срок до ДД.ММ.ГГ с переосвидетельствованием в ДД.ММ.ГГ года.
Несовершеннолетняя ФИО1 проживает с родителями и сестрой ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, в трехкомнатной <адрес>, и является собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру. Сособственниками квартиры являются также ФИО3 и ФИО5
В квартире зарегистрированы и фактически проживают: семья истцов - П.Е.А., П.Е.В., ФИО1, ФИО2, семья ФИО3, а также ФИО5 Семья истцов, согласно их пояснениям, занимает одну комнату в указанной квартире.
Согласно заключениям клинико-экспертных комиссий КГБУЗ "Городская поликлиника ***" от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ *** ФИО1 страдает <данные изъяты>, ей установлен диагноз по классификации <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГ П.Е.А. обратилась к Главе администрации Индустриального района города Барнаула с заявлением о признании ее семьи нуждающейся для участия в программе "Молодая семья" и постановке на учет нуждающихся среди семей, имеющих детей-инвалидов, указав, что семья состоит из 4 человек - П.Е.А., П.Е.В., ФИО1, ФИО2
Постановлением N 911 администрации Индустриального района города Барнаула от ДД.ММ.ГГ П.Е.А. с составом семьи из 4 человек поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов.
Исходя из извещения отдела по учету и распределению жилья администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ, П.Е.А. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях среди федеральных льготников, на 2012 г. очередь - <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 378 от 16.06.2006 г. утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.К таким заболеваниям относится эпилепсия <данные изъяты>
Исходя из установленных по делу обстоятельств, поскольку семья П-вых поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях среди семей, имеющих детей-инвалидов, ФИО1 имеет тяжелую форму хронического заболевания, указанную в Перечне заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у семьи П-вых с составом из 4 человек в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ права на обеспечение жилым помещением вне очереди.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что обязанность по обеспечению истцов вне очереди жилым помещением должна быть возложена на администрацию города Барнаула.
Возлагая на администрацию города Барнаула обязанность по предоставлению истцам во внеочередном порядке на основании договора социального найма жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что инвалиды, поставленные на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями по общим правилам предоставления жилых помещений по договорам социального найма, предусмотренным жилищным законодательством, с той лишь разницей, что жилое помещение предоставляется им во внеочередном порядке. Полномочия по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, как и другим малоимущим и нуждающимся в жилом помещении гражданам, отнесены к вопросам местного значения городских и сельских поселений.
Такой вывод суда противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения.
Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Список внеочередников формируется и ведется органом местного самоуправления в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 14 сентября 2006 г. N 92-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определенных законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год, наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Алтайскому краю, по обеспечению жильем граждан, указанных в ч. 2 настоящей статьи, в том числе в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, меры социальной поддержки по обеспечению жильем которых установлены ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч. ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 г. N 136-ЗС).
Статьей 5 названного Закона (в редакции, действующей на день вынесения решения) установлено, что право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования имели кроме прямо указанных в статье категорий граждан, также иные граждане, определенные федеральным законом и (или) законом Алтайского края.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Администрации края от 10 апреля 2006 года ***).
Таким образом, в соответствии с законодательством Алтайского края на территории Алтайского края уполномоченным органом по принятию решения о предоставлении инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов жилого помещения по договору социального найма на день вынесения судебного решения являлось Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, на которое и могла быть возложена спорная обязанность. Доводы апелляционной жалобы администрации города Барнаула о неправомерном возложении на нее такой обязанности являются обоснованными.
На основании изложенного, учитывая то, что Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству не являлось ответчиком по делу, судебная коллегия отменяет решение и принимает новое решение об отказе истцам в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика администрации города Барнаула удовлетворить.
Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 20 декабря 2012 г. отменить, принять по делу новое решение
Отказать П.Е.А., П.Е.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 в иске к администрации Индустриального района города Барнаула и администрации города Барнаула о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)