Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Яковченко О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Поповой Н.П.
судей Гореловой Т.В., Тертишниковой Л.А.
при секретаре К.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков администрации Железнодорожного района г. Барнаула и администрации г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июня 2013 года по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах С.С.В. к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула об обязании предоставить жилое помещение вне очереди.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах С.С.В. с иском к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г. Барнаула и с учетом уточнения требований просил обязать администрацию г. Барнаула распределить С.С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Барнаула, по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади, обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула предоставить распределенное администрацией г. Барнаула жилое помещение С.С.В.
В обоснование заявленных требований указал, что С.С.В. страдает заболеванием, дающим ей право на дополнительную жилую площадь. Кроме того, истица имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, т.к. подпадает под перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817. С ДД.ММ.ГГ С.С.В. состоит на учете в администрации Железнодорожного района г. Барнаула в списках очередников на общей очереди *** и льготной очереди среди больных ***. Помимо этого, ранее истица проживала в <адрес> в <адрес> общей площадью 50,20 кв. м, в доме зарегистрировано 7 человек. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 7,17 кв. м, что ниже установленной нормы на одного человека. Иного жилого помещения в собственности у истца нет. Также данный дом является аварийным и проживание в нем не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья социально незащищенной категории - инвалида. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах С.С.В. удовлетворены.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность, распределить администрации Железнодорожного района г. Барнаула для предоставления С.С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Барнаула, по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади.
На администрацию Железнодорожного района г. Барнаула возложена обязанность, предоставить распределенное администрацией города Барнаула жилое помещение С.С.В.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Барнаула просит решение отменить, принять новое об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем. Обеспечению жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда подлежат не все граждане РФ, а только те из них, которые в установленном порядке приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 6. ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан. Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. С.С.В. малоимущей и нуждающейся в порядке, предусмотренном ЖК РФ, не признавалась и на учет не принималась. На учет истец принята до ДД.ММ.ГГ, относится к категории граждан - инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями. В соответствии со ст. ст. 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обеспечение жилыми помещениями инвалидов, в том числе страдающих хроническими заболеваниями вставших на учет до ДД.ММ.ГГ является расходным обязательством Российской Федерации, а непосредственно полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляются органами государственной власти субъекта РФ. Органами местного самоуправления предоставляются меры социальной поддержки гражданам в форме субсидий, жилыми помещениями вышеуказанную категорию лиц, не обеспечивают, соответствующие государственные полномочия и финансирование им не передавались. На территории АК отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений инвалидам, страдающими хроническими заболеваниями, дающими право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Однако отсутствие надлежащего правового регулирования указанного порядка ввиду бездействия органов государственной АК не может служить основанием для возложения ответственности на органы местного самоуправления.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Железнодорожного района г. Барнаула просит решение отменить, принять новое об отказе в иске. В обоснование приведены аналогичные доводы с доводами жалобы администрации г. Барнаула.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, истца, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что С.С.В. жилого помещения на права собственности не имеет, проживала в доме, который является аварийным, является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, что дает ей право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч. 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Таким образом, из положений вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих условий, а именно: заболевания, при котором совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно, указанные граждане не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Судом первой инстанции установлено, что С.С.В., состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городской администрации с ДД.ММ.ГГ, номер общей очереди ***.
На основании решения *** исполкома Железнодорожного района г. Барнаула Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ С.С.В. поставлена на учет для получения жилой площади при исполкоме среди больных, номер очереди *** (л.д. 138, 9 т. 1).
С.С.В. является инвалидом с детства, инвалидность вторая группа установлена бессрочно (л.д. 73 т. 1).
Согласно заключениям Барнаульского городского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ истец имеет хроническое заболевание, относящееся к пункту "А" циркуляра *** от 13-ДД.ММ.ГГ и в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГ имеет право на пользование дополнительной (отдельной) жилой площадью (л.д. 12 - 13 т. 1).
Из информации предоставленной Алтайской краевой клинической психиатрической больницы имени Эрдмана Ю.К. от ДД.ММ.ГГ (л.д. 100 т. 1) следует, что С.С.В. находится на диспансерном наблюдении в АККПБ с 1985 года с диагнозом: <данные изъяты>.
Заболевание С.С.В. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Код заболевания по ***.
Данное заболевание указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 и относится к перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Из информации администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ следует, что С.С.В. в реестре жилищного отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула не значится, так как состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях и льготной очереди среди больных согласно списку. Заявление С.С.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов в администрацию района не поступало (л.д. 152 т. 1)
Истец С.С.В. не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается информацией предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК, филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по АК (л.д. 125 - 126 т. 1).
С.С.В. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в <адрес> (л.д. 10 т. 1), указанный дом принадлежит на праве собственности ее матери Т. (л.д. 11).
Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией по оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГ принято решение о признании жилого помещения в жилом <адрес> в <адрес> не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и помещение непригодным для проживания (л.д. 47, 130 т. 1). Более того, ДД.ММ.ГГ в этом доме произошел пожар (л.д. 7 т. 1).
Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что С.С.В. подлежит обеспечению жилой площадью на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.
Как указывалось выше, истец С.С.В. на основании решения *** исполкома Железнодорожного района г. Барнаула Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ поставлена на учет для получения жилой площади при исполкоме среди больных, номер очереди ***. Таким образом, ответчики по делу признали право истца на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке и взяли на себя обязанность по реализации этого права.
Спорным в апелляционной инстанции является вопрос о субъекте, обязанном обеспечить реализацию данного права истца путем предоставления из соответствующего (муниципального или государственного) жилищного фонда жилого помещения.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции, руководствовался положениями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими предоставление нуждающимся в жилых помещениях гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, жилых помещений муниципального жилищного фонда. Суд также проанализировал нормы муниципального права, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилищных прав граждан и предоставляющие муниципальным образованиям финансовые гарантии на уровне межбюджетных отношений.
Судебная коллегия, признавая верными данные выводы суда, отмечает, что федеральное законодательство, действующее на момент разрешения дела в судах первой и второй инстанции, устанавливает обязанность именно органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации положений ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений названной категории граждан в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Что касается жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации и субъектов Федерации, то они предоставляются лишь тем категориям граждан, которые указаны в специальном федеральном законе, указе Президента России или законе субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Такого специального правового регулирования в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на федеральном уровне не предусмотрено.
На территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 12.12.2006 "О предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края". п. 5 ст. 5 данного закона в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, в том числе иным категориям граждан, определенным федеральным законом и(или) законом Алтайского края. Между тем законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" указанный пункт исключен.
В связи с изложенным расходное обязательство муниципального образования по предоставлению жилых помещений названной категории граждан основано на действующем федеральном законодательстве и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета и муниципальной собственности города Барнаула.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований за счет уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на ответчиков по предоставлению жилого помещения С.С.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательства о социальной защите инвалидов (ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") обязанность по обеспечению жильем инвалидов возложена на органы государственной власти субъектов Федерации, не имеет значения для дела, поскольку истец обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как вышеуказанные нормы предусматривают обеспечением жильем в форме меры социальной поддержки в виде денежной выплаты и касаются всех инвалидов, а не только граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню.
Довод жалобы о том, что С.С.В. имеет право на улучшении жилищных условий путем получения субсидий в соответствии с Порядком, определенным субъектом Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда, так как граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до ДД.ММ.ГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилым помещением инвалидов.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод жалобы о том, то С.С.В. не была признана малоимущей, следовательно, она не вправе требовать предоставления жилой площади по договору социального найма из муниципального жилищного фонда основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.
Как указывалось выше, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
При этом, в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к полномочиям городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Из данного положения прямо следует, что именно на администрацию г. Барнаула возложена обязанность предоставления жилых помещений лицам, которых они признали нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчиков администрации Железнодорожного района г. Барнаула и администрации г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 03.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6617/13
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу N 33-6617/13
Судья Яковченко О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Поповой Н.П.
судей Гореловой Т.В., Тертишниковой Л.А.
при секретаре К.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам ответчиков администрации Железнодорожного района г. Барнаула и администрации г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 июня 2013 года по иску прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах С.С.В. к администрации г. Барнаула, администрации Железнодорожного района г. Барнаула об обязании предоставить жилое помещение вне очереди.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Железнодорожного района г. Барнаула обратился в суд в интересах С.С.В. с иском к администрации Железнодорожного района г. Барнаула, администрации г. Барнаула и с учетом уточнения требований просил обязать администрацию г. Барнаула распределить С.С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Барнаула, по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади, обязать администрацию Железнодорожного района г. Барнаула предоставить распределенное администрацией г. Барнаула жилое помещение С.С.В.
В обоснование заявленных требований указал, что С.С.В. страдает заболеванием, дающим ей право на дополнительную жилую площадь. Кроме того, истица имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, т.к. подпадает под перечень, установленный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817. С ДД.ММ.ГГ С.С.В. состоит на учете в администрации Железнодорожного района г. Барнаула в списках очередников на общей очереди *** и льготной очереди среди больных ***. Помимо этого, ранее истица проживала в <адрес> в <адрес> общей площадью 50,20 кв. м, в доме зарегистрировано 7 человек. Таким образом, на каждого члена семьи приходится 7,17 кв. м, что ниже установленной нормы на одного человека. Иного жилого помещения в собственности у истца нет. Также данный дом является аварийным и проживание в нем не обеспечивает безопасность для жизни и здоровья социально незащищенной категории - инвалида. Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Барнаула в интересах С.С.В. удовлетворены.
На администрацию города Барнаула возложена обязанность, распределить администрации Железнодорожного района г. Барнаула для предоставления С.С.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Барнаула, по договору социального найма в размере 33 кв. м общей площади.
На администрацию Железнодорожного района г. Барнаула возложена обязанность, предоставить распределенное администрацией города Барнаула жилое помещение С.С.В.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г. Барнаула просит решение отменить, принять новое об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, которые выразились в следующем. Обеспечению жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищного фонда подлежат не все граждане РФ, а только те из них, которые в установленном порядке приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п. 6. ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится обеспечение жилыми помещениями только малоимущих граждан. Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. С.С.В. малоимущей и нуждающейся в порядке, предусмотренном ЖК РФ, не признавалась и на учет не принималась. На учет истец принята до ДД.ММ.ГГ, относится к категории граждан - инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями. В соответствии со ст. ст. 17, 28.2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" обеспечение жилыми помещениями инвалидов, в том числе страдающих хроническими заболеваниями вставших на учет до ДД.ММ.ГГ является расходным обязательством Российской Федерации, а непосредственно полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляются органами государственной власти субъекта РФ. Органами местного самоуправления предоставляются меры социальной поддержки гражданам в форме субсидий, жилыми помещениями вышеуказанную категорию лиц, не обеспечивают, соответствующие государственные полномочия и финансирование им не передавались. На территории АК отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилых помещений инвалидам, страдающими хроническими заболеваниями, дающими право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Однако отсутствие надлежащего правового регулирования указанного порядка ввиду бездействия органов государственной АК не может служить основанием для возложения ответственности на органы местного самоуправления.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Железнодорожного района г. Барнаула просит решение отменить, принять новое об отказе в иске. В обоснование приведены аналогичные доводы с доводами жалобы администрации г. Барнаула.
Проверив материалы дела, выслушав представителей ответчиков, истца, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что С.С.В. жилого помещения на права собственности не имеет, проживала в доме, который является аварийным, является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в соответствующий перечень, что дает ей право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Соглашаясь с данным выводом, судебная коллегия руководствуется следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1 ч. 1; ст. 7 ч. 1; ст. 18; ст. 19 ч. 1 и 2).
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (ч. 2).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время Перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года.
Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Таким образом, из положений вышеуказанной правовой нормы следует, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо наличие следующих условий, а именно: заболевания, при котором совместное проживание с гражданином в одной квартире невозможно, указанные граждане не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, а также проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Судом первой инстанции установлено, что С.С.В., состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства в городской администрации с ДД.ММ.ГГ, номер общей очереди ***.
На основании решения *** исполкома Железнодорожного района г. Барнаула Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ С.С.В. поставлена на учет для получения жилой площади при исполкоме среди больных, номер очереди *** (л.д. 138, 9 т. 1).
С.С.В. является инвалидом с детства, инвалидность вторая группа установлена бессрочно (л.д. 73 т. 1).
Согласно заключениям Барнаульского городского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ истец имеет хроническое заболевание, относящееся к пункту "А" циркуляра *** от 13-ДД.ММ.ГГ и в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от ДД.ММ.ГГ имеет право на пользование дополнительной (отдельной) жилой площадью (л.д. 12 - 13 т. 1).
Из информации предоставленной Алтайской краевой клинической психиатрической больницы имени Эрдмана Ю.К. от ДД.ММ.ГГ (л.д. 100 т. 1) следует, что С.С.В. находится на диспансерном наблюдении в АККПБ с 1985 года с диагнозом: <данные изъяты>.
Заболевание С.С.В. входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Код заболевания по ***.
Данное заболевание указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378 и относится к перечню заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Из информации администрации Железнодорожного района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ следует, что С.С.В. в реестре жилищного отдела комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула не значится, так как состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на общих основаниях и льготной очереди среди больных согласно списку. Заявление С.С.В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении среди инвалидов в администрацию района не поступало (л.д. 152 т. 1)
Истец С.С.В. не имеет в собственности жилых помещений, что подтверждается информацией предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по АК, филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по АК (л.д. 125 - 126 т. 1).
С.С.В. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в <адрес> (л.д. 10 т. 1), указанный дом принадлежит на праве собственности ее матери Т. (л.д. 11).
Как следует из материалов дела, межведомственной комиссией по оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда ДД.ММ.ГГ принято решение о признании жилого помещения в жилом <адрес> в <адрес> не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и помещение непригодным для проживания (л.д. 47, 130 т. 1). Более того, ДД.ММ.ГГ в этом доме произошел пожар (л.д. 7 т. 1).
Оценив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о том, что С.С.В. подлежит обеспечению жилой площадью на условиях договора социального найма во внеочередном порядке.
Как указывалось выше, истец С.С.В. на основании решения *** исполкома Железнодорожного района г. Барнаула Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ поставлена на учет для получения жилой площади при исполкоме среди больных, номер очереди ***. Таким образом, ответчики по делу признали право истца на предоставление ей жилого помещения во внеочередном порядке и взяли на себя обязанность по реализации этого права.
Спорным в апелляционной инстанции является вопрос о субъекте, обязанном обеспечить реализацию данного права истца путем предоставления из соответствующего (муниципального или государственного) жилищного фонда жилого помещения.
Разрешая данный вопрос, суд первой инстанции, руководствовался положениями ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающими предоставление нуждающимся в жилых помещениях гражданам по договорам социального найма, по общему правилу, жилых помещений муниципального жилищного фонда. Суд также проанализировал нормы муниципального права, возлагающие на органы местного самоуправления обязанность по обеспечению жилищных прав граждан и предоставляющие муниципальным образованиям финансовые гарантии на уровне межбюджетных отношений.
Судебная коллегия, признавая верными данные выводы суда, отмечает, что федеральное законодательство, действующее на момент разрешения дела в судах первой и второй инстанции, устанавливает обязанность именно органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений рассматриваемой категории граждан.
Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1). Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
В целях реализации положений ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Таким образом, предоставление жилых помещений названной категории граждан в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления. Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Что касается жилых помещений государственного жилищного фонда Российской Федерации и субъектов Федерации, то они предоставляются лишь тем категориям граждан, которые указаны в специальном федеральном законе, указе Президента России или законе субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Такого специального правового регулирования в отношении граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, на федеральном уровне не предусмотрено.
На территории Алтайского края действует закон Алтайского края от 12.12.2006 "О предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края". п. 5 ст. 5 данного закона в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования, в том числе иным категориям граждан, определенным федеральным законом и(или) законом Алтайского края. Между тем законом Алтайского края от 11.10.2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края" указанный пункт исключен.
В связи с изложенным расходное обязательство муниципального образования по предоставлению жилых помещений названной категории граждан основано на действующем федеральном законодательстве и подлежит исполнению за счет средств местного бюджета и муниципальной собственности города Барнаула.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований за счет уполномоченного органа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил обязанность на ответчиков по предоставлению жилого помещения С.С.В.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в силу законодательства о социальной защите инвалидов (ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") обязанность по обеспечению жильем инвалидов возложена на органы государственной власти субъектов Федерации, не имеет значения для дела, поскольку истец обратился в суд с требованием о предоставлении жилого помещения по основаниям ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как вышеуказанные нормы предусматривают обеспечением жильем в форме меры социальной поддержки в виде денежной выплаты и касаются всех инвалидов, а не только граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний согласно Перечню.
Довод жалобы о том, что С.С.В. имеет право на улучшении жилищных условий путем получения субсидий в соответствии с Порядком, определенным субъектом Российской Федерации, не может повлечь отмену решения суда, так как граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до ДД.ММ.ГГ на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилым помещением инвалидов.
Из ст. 31 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации. Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод жалобы о том, то С.С.В. не была признана малоимущей, следовательно, она не вправе требовать предоставления жилой площади по договору социального найма из муниципального жилищного фонда основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства. В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.
Как указывалось выше, граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, то есть по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.
При этом, в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к полномочиям городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством. Из данного положения прямо следует, что именно на администрацию г. Барнаула возложена обязанность предоставления жилых помещений лицам, которых они признали нуждающимися в жилых помещениях, в том числе, во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для отмены или изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу ответчиков администрации Железнодорожного района г. Барнаула и администрации г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)