Статьи
А. Локтионова

НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Разделы:
Налогообложение недвижимости и сделок с ней; Экономика и управление недвижимостью





Одним из основных направлений налоговой политики называется необходимость принятия главы Налогового кодекса, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости. Однако при этом указывается на недопустимость увеличения налогового бремени граждан, что должно быть достигнуто за счет системы налоговых вычетов.

Минфин России впервые обнародовал документ "Основные направления налоговой политики в РФ на 2008 - 2010 гг.", где в качестве одного из направлений было названо совершенствование налога на имущество физических лиц посредством введения налога на недвижимость.

Указанная концепция реформирования налоговой системы предполагает введение налога на недвижимость путем преобразование налога на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость.

Причины введения налога

Основными причинами, способствующими введению в России единого налога на недвижимое имущество, являются следующие:
  • налог на недвижимость как имущественный налог экономически нейтрален (меры налоговой политики направлены на снижение других налогов (НДС, налога на прибыль, НДФЛ, акцизов);
  • по налогу на недвижимое имущество, в отличие от других налогов, нет международной налоговой конкуренции;
  • введение единого налога на недвижимое имущество приведет к упрощению сбора и контроля.

Конечно же, одной из причин введения налога является следующая: порядок исчисления налога в зависимости от рыночной стоимости объекта и, как следствие, увеличение налогового бремени на владельцев нескольких объектов направлены на стимулирование отчуждения собственниками этих объектов.

Эксперимент введения налога в Великом Новгороде

Обращение к зарубежному опыту позволяет увидеть, что в ряде стран (США, Канада, Нидерланды, Швеция) существует единый налог на недвижимость.

Для лиц, имеющих гражданство Великобритании, недвижимое имущество облагается двумя налогами: налог на коммерческую собственность и налог на собственность физических лиц. Во всех этих странах сумма налога зависит от рыночной стоимости недвижимости.

Попытка - эксперимент введения налога на недвижимость были проведены и в нашей стране – в Великом Новгороде.

По словам зам. председателя Совета Федерации С.Ю. Орлова, "став источником местного бюджета, налог на недвижимость повысил ответственность местного самоуправления за организацию налогообложения... стимулировал создание реестра объектов недвижимости" (Стенограмма Круглого стола "Налог на недвижимость: результаты эксперимента в Великом Новгороде и Твери" // Муниципальная экономика. 2006. №2. С. 20.).

В целом итоги проведенного эксперимента оценены как положительные.

Одним из безусловных преимуществ обсуждаемого налога является то, что он позволяет предприятиям развивать производство без дополнительных налоговых издержек.

Вместе с тем полученный в результате эксперимента опыт применим лишь в случае, если объектом налога будет являться недвижимое имущество организаций, поскольку эксперимент не затрагивал налогообложение граждан.

Налог на недвижимость граждан и организаций

Объектом налогообложения по новому налогу является недвижимость жилого назначения (дома, квартиры и другие жилые помещения, дачи) и гаражи, а также земельные участки, на которых расположены данные объекты или которые предоставлены для их строительства.

Плательщики налога - физические и юридические лица, являющиеся собственниками недвижимого имущества.

Для налогоплательщиков - физических лиц устанавливается налоговый вычет, определяемый исходя из необлагаемой нормы и количества членов семьи, проживающих совместно с налогоплательщиком.

Налоговая база устанавливается на основе оценки стоимости недвижимости для целей налогообложения с использованием понижающего коэффициента 0,8.

Ставка налога устанавливается органами местного самоуправления в пределах от 0,1 до 1%. В пределах данной территории ставка едина для физических и юридических лиц.

Преимущества введения налога: плюсы не для всех

По мнению зам. министра финансов С. Шаталова, "в перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц будут составлять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей" (Финансовые известия от 13.03.2007).

Установление налога на недвижимость жилого назначения обеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья.

Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья и увеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы.

Кроме того, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимость местных властей.

Но нельзя забывать о том, что налог на имущество организаций является региональным, в связи с чем с введением местного налога на недвижимость бюджеты субъектов Федерации понесут значительные потери. Кроме того, в связи с обширностью территории нашего государства в разных регионах муниципалитеты обладают различной способностью к собиранию указанного налога, соответственно, налоговые поступления могут значительно отличаться.

Если налог на недвижимость юридических лиц с позиций государства, кроме фискальной, должен выполнять именно стимулирующую роль (развитие производства, развитие застройки), то налоги на недвижимость и земельный участок физических лиц, прежде всего, призваны реализовать принцип справедливого распределения налогового бремени, поскольку оба эти налога - налоги на богатство в той или иной степени.

Вообще следует отметить следующее: введение в РФ налога на недвижимость физических лиц в первую очередь связано с направленностью государства на реализацию идей социальной справедливости.

Более того, введение налога на жилую недвижимость граждан не приведет к упрощению налоговой системы, уменьшению количества налогов.

Целесообразным представляется поэтапное введение налога. Это будет способствовать упрощению налоговой системы, сокращению числа налогов и, соответственно, снижению затрат на их администрирование, а также развитию строительства нового жилья, благоустройству и развитию территорий муниципальных образований.

Кроме того, руководители Минфина России осознают и прогнозируют увеличение налоговой нагрузки на население.

Установленная ставка в границах от 0,1 до 1% рыночной стоимости имущества ощутимо ниже, чем в зарубежных странах. Однако, безусловно, нужно стремиться установить ее в максимально нижнем пределе с учетом высокой стоимости недвижимости в городах и низким уровнем доходов населения.









© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)