Статьи
И. Еланина

ПОРЯДОК КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

Разделы:
Государственная регистрация объекта недвижимости и сделок с ним; Сделки с недвижимостью




Государственный кадастровый учет недвижимости - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате чего каждый объект недвижимости получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости сопровождается присвоением каждому объекту недвижимости кадастрового номера.

Сроки и место осуществления кадастрового учета

Постановка на учет объекта недвижимости, а равно и учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости должна быть осуществлена в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, в то же время можно уже говорить о том, что учет адреса правообладателя осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя, но только если другое не может быть установлено Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон 221-ФЗ).

Законодатель устанавливает новую норму, в соответствии с которой в течение 30 рабочих дней с момента поступления необходимых документов в порядке информационного взаимодействия органами кадастрового учета должен быть произведен кадастровый учет.

Если провести линию отличия от земельного кадастра, то можно обратить внимание, что применение программных средств в области технического учета зданий, строений, сооружений не получило широкого распространения.

Момент внесения сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере (при постановке на учет объекта недвижимости); новых сведений о соответствующем объекте недвижимости (при учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или учете адреса правообладателя); сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости) признается днем (датой) завершения кадастрового учета.

Кадастровый учет должен осуществляться только исключительно по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, подлежащий кадастровому учету. Это правило ни при каких обстоятельствах не должно изменяться.

Если объект недвижимости расположен в границах двух и более кадастровых округов, то место осуществления кадастрового учета определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Государственная пошлина за осуществление кадастрового учета

Основываясь на российском законодательстве о налогах и сборах, можно дать четкое определение государственной пошлины.

Государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц (организаций и физических лиц. Среди физических лиц мы можем выделить граждан РФ, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством и иностранных граждан. Российское законодательство исходит из принципа, что и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства должны быть равны в правах) при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом России, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 1 марта 2007 г. N 326-О-П положения статьи 333.16 Налогового кодекса в системе действующего правового регулирования означают, что государственная пошлина является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнена выдача документов.

При постановке на учет объекта недвижимости уплачивается государственная пошлина в размере, который предусматривает налоговое законодательство, данная сумма будет зависеть от того, кто вносит государственную пошлину за кадастровый учет.

При внесении изменений в кадастр учет изменения объекта недвижимости либо учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости будут осуществляться без уплаты государственной пошлины.

Представление заявителями документов для осуществления кадастрового учета

Документы, необходимые для кадастрового учета, в том числе и заявление, должны представляться в орган кадастрового учета заявителем или его официальным представителем лично либо посредством почтового отправления с обязательной описью вложения и с уведомлением о вручении.

Для постановки на учет объекта недвижимости документы, необходимые для кадастрового учета, и заявление могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования (представляется верным предположить, что законодатель в данном случае имел в виду Интернет) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

На заявлении должна стоять подпись заявителя или его представителя, эта подпись должна быть еще и нотариально удостоверена.

Практика показывает, что такую подпись лучше всего ставить прямо перед нотариусом, иначе при малейших расхождениях нотариус имеет право такую подпись не заверять в соответствии с действующим на территории России законодательством о нотариате и, соответственно, все ваши попытки будут просто тщетны. Но есть случаи (исключения), когда заверения нотариуса не требуется, - это если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. Тогда должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя, - обычно все же требуют паспорт заявителя либо его полномочного представителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным заявителем) или документ, подтверждающий личность представителя заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным представителем).

В случае, когда документы и заявление, нужные для кадастрового учета, представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя. Под электронной цифровой подписью подразумевается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается путем положительного результата проверки соответствующим сертифицированным средством электронной цифровой подписи с использованием сертификата ключа подписи принадлежности электронной цифровой подписи в электронном документе владельцу сертификата ключа подписи и отсутствия искажений в подписанном данной электронной цифровой подписью электронном документе.

При подаче всех документов заявителем или его представителем лично данный орган выдает этому заявителю или его представителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты получения. Расписка выдается этому заявителю или его представителю в день получения органом кадастрового учета таких документов.

В варианте, когда заявления и необходимые для кадастрового учета документы в орган кадастрового учета поступают посредством почтового отправления, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения органом кадастрового учета таких документов, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять какие-либо документы, не установленные Законом 221-ФЗ.

Смотрите также: "Основания осуществления кадастрового учета".










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)