Статьи
И. Еланина

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РФ

Разделы:
Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью






Под приватизацией жилых помещений в РФ понимается бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан РФ, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Такое определение дает Закон РФ от 04.07.1991 №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» (Закон).

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории РФ, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Основные принципы приватизации жилья в РФ

1. В соответствии со статьей 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования, но не более, чем один раз.

При этом несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

2. Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с Законом, а бывшие наймодатели сохраняют обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16 Закона).

3. Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения (статья 17 Закона).

4. При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, должен быть передан правопреемникам этих предприятий, учреждений, если они определены.

В противном случае предприятия или учреждения переходят в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке. При этом все жилищные права граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений, сохраняются.

Обратите внимание! Перечисленные выше принципы утрачивают силу с 1 марта 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 №189-ФЗ (Закон 189-ФЗ).

Особенности приватизации

Согласно статье 2 Закона приватизировать жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе граждане РФ. При этом соответствующее право реализуется с учетом согласия:
  • всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи;
  • несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 3.1 Закона в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными. Иными словами, при определении доли жилья, приходящегося на одного из собственников, необходимо разделить общую площадь помещения на число собственников.

Согласно статье 4 Закона не подлежат приватизации жилые помещения:
  • предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года;
  • находящиеся в аварийном состоянии;
  • в общежитиях;
  • в домах закрытых военных городков;
  • служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных;
  • стационарных учреждений социальной защиты населения, находящихся в сельской местности.

Однако положение статьи 4, в силу которого не подлежат бесплатной приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года, признано не соответствующим статье 19 Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 №6-П, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

То же относится и к положению статьи 4, запрещающему приватизацию находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения, - в той мере, в какой оно распространяется на жилищный фонд, находящийся вне территорий соответствующих учреждений социальной защиты населения. Как аналогичное положениям, ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ, рассматриваемое положение не может применяться судами, другими органами и должностными лицами (Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 №316-О).

Рассматриваемая статья 4 Закона утрачивает силу с 1 марта 2010 года (Закон 189-ФЗ).


Смотрите также:
«Порядок осуществления приватизации жилья в РФ».










© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)