Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жилое помещение он не получил по причине отсутствия денежных средств в бюджете и отсутствия свободного жилья в районе. Возможности арендовать жилье или приобрести его у него нет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Коробкова Е.И.
Докладчик: Пастухов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Пастухова С.А.,
судей Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: П.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области на решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01 июля 2016 года
по иску Ш. к Администрации Промышленновского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установила:
Ш. обратился с иском к Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких жилых помещений" по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов".
Он проживает в семье <данные изъяты> Его отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
С момента смерти его родителей ФИО10 обращалась в жилищный отдел администрации Промышленновского района Кемеровской области о постановке на учет Ш. для внеочередного получения жилья как ребенок-сирота. Но в администрации специалист ФИО11 отговорила их вставать на учет по категории "ребенок-сирота", так как шансов получить жилье как инвалиду у Ш. больше. <данные изъяты> Собственного жилого помещения у него нет.
Постановлением администрации Промышленновского городского поселения от 22.08.2011 г. N 34 "Об учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий" на основании его заявления он был признан нуждающимся и поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья по договору социального найма по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов".
Согласно уведомлениям заместителя Главы администрации Промышленновского муниципального района <адрес> по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N он состоит в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Закону Кемеровской области N 129-03 от 17.11.2006 г. "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", под номером 4.
До настоящего времени жилое помещение он не получил по причине отсутствия денежных средств в бюджете и отсутствии свободного жилья в районе. Но другие граждане, состоящие в очереди по аналогичной категории, давно получили жилье по решению суда, хотя в очереди были значительно дальше него. <данные изъяты> Возможности арендовать жилье или приобрести его, у него нет.
Он встал в льготную очередь как инвалид после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на него распространяется действие Закона Кемеровской области N 129-03 от 17.11.2006 г. "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений". В соответствии с действующим жилищным законодательством жилые помещения инвалиду предоставляются в пределах нормы, устанавливаемой органами местного самоуправления субъектов РФ.
Постановлением Совета народных депутатов Промышленновского района от 15.09.2005 г. N 198 "Об утверждении норм учета нуждающихся в жилье и предоставлении жилья по договорам социального найма" утверждена норма жилой площади на 1 человека, предоставляемая по договорам социально найма, в размере 18 кв. м.
Просил возложить обязанность на ответчика предоставить ему, как инвалиду второй группы, во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 18,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте пгт. Промышленная Кемеровской области.
В судебное заседание истец Ш. не явился, его представитель ФИО12, поддержал иск.
Представитель ответчика Администрации Промышленновского муниципального района - ФИО13, не признала иск.
Представитель третьего лица Департамента строительства Кемеровской области, в судебное заседание не явился.
Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01.07.2016 г. постановлено (л.д. 69 - 72):
Исковые требования Ш. к Администрации Промышленновского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области предоставить Ш., как инвалиду, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Промышленновском районе не ниже 18 кв. м, по месту жительства в черте пгт.Промышленная Кемеровской области.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области - ФИО13, просит отменить решение суда, поскольку судом в решении не указывается на то, что исходя из совокупности положений Законов Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", от 27.07.2005 г. N 99-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение данной категории граждан осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в то время как в решении суда не прослеживается обязанность привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента строительства Кемеровской области осуществить финансирование предоставления жилого помещения истцу (л.д. 79 - 82).
Представителем Департамента строительства Кемеровской области ФИО14 и представителем Ш. - ФИО12, поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 92 - 94, 97 - 100).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя истца - ФИО12, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Законом Кемеровской области от 27.07.2005 г. N 99-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Кемеровской области, в частности, полномочием по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установленной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п. 28 ст. 2 Закона).
Таким образом, Администрация Промышленновского муниципального района Кемеровской области наделена полномочиями по обеспечению жильем инвалидов путем предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Постановлением Промышленновского районного Совета народных депутатов N 198 от 15.09.2005 г. "Об утверждении норм учета нуждающихся в жилье и предоставлении жилья по договору социального найма" установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади жилья - для одиноких граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, получает пенсию по инвалидности (л.д. 8 - 9, 14).
Ш. в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства ФИО15, ФИО10, ФИО7 (л.д. 10 - 12).
<данные изъяты>
Постановлением администрации Промышленновского городского поселения Кемеровской области от 22.08.2011 г. N 34 "Об учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий" Ш. признан нуждающимся и поставлен на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма (л.д. 7).
Согласно информации Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области от 02.03.2016 г. и от 28.03.2016 г. истец состоит в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма согласно п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ под N 4 (л.д. 18, 19).
До настоящего времени истец жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ФИО16 имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области о том, что предоставление жилого помещения истцу осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, полномочия по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" (в том числе и инвалидов), переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с п. 33 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 N 99-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения". Указанные отдельные государственные полномочия Кемеровской области, согласно приведенному закону, осуществляются органами местного самоуправления за счет предоставления из бюджета Кемеровской области субвенций бюджетам муниципальных образований.
Финансирование данных переданных полномочий осуществляется за счет средств областной субвенции, предоставляемой из бюджета Кемеровской области органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области" подпрограммы "Доступное и комфортное жилье населению Кемеровской области" государственной программы Кемеровской области "Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 г. N 461.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - на администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01 июля 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-12133/2016
Требование: О понуждении к предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец указал, что состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жилое помещение он не получил по причине отсутствия денежных средств в бюджете и отсутствия свободного жилья в районе. Возможности арендовать жилье или приобрести его у него нет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N 33-12133
Судья: Коробкова Е.И.
Докладчик: Пастухов С.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Пастухова С.А.,
судей Фроловой Т.В., Лавник М.В.,
при секретаре: П.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области на решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01 июля 2016 года
по иску Ш. к Администрации Промышленновского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,
установила:
Ш. обратился с иском к Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Требования мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких жилых помещений" по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов".
Он проживает в семье <данные изъяты> Его отец ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.
С момента смерти его родителей ФИО10 обращалась в жилищный отдел администрации Промышленновского района Кемеровской области о постановке на учет Ш. для внеочередного получения жилья как ребенок-сирота. Но в администрации специалист ФИО11 отговорила их вставать на учет по категории "ребенок-сирота", так как шансов получить жилье как инвалиду у Ш. больше. <данные изъяты> Собственного жилого помещения у него нет.
Постановлением администрации Промышленновского городского поселения от 22.08.2011 г. N 34 "Об учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий" на основании его заявления он был признан нуждающимся и поставлен на учет как нуждающийся в получении жилья по договору социального найма по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов".
Согласно уведомлениям заместителя Главы администрации Промышленновского муниципального района <адрес> по социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N он состоит в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и Закону Кемеровской области N 129-03 от 17.11.2006 г. "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", под номером 4.
До настоящего времени жилое помещение он не получил по причине отсутствия денежных средств в бюджете и отсутствии свободного жилья в районе. Но другие граждане, состоящие в очереди по аналогичной категории, давно получили жилье по решению суда, хотя в очереди были значительно дальше него. <данные изъяты> Возможности арендовать жилье или приобрести его, у него нет.
Он встал в льготную очередь как инвалид после ДД.ММ.ГГГГ, поэтому на него распространяется действие Закона Кемеровской области N 129-03 от 17.11.2006 г. "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений". В соответствии с действующим жилищным законодательством жилые помещения инвалиду предоставляются в пределах нормы, устанавливаемой органами местного самоуправления субъектов РФ.
Постановлением Совета народных депутатов Промышленновского района от 15.09.2005 г. N 198 "Об утверждении норм учета нуждающихся в жилье и предоставлении жилья по договорам социального найма" утверждена норма жилой площади на 1 человека, предоставляемая по договорам социально найма, в размере 18 кв. м.
Просил возложить обязанность на ответчика предоставить ему, как инвалиду второй группы, во внеочередном порядке жилое помещение не ниже предусмотренной социальной нормы 18,0 кв. м, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, по месту жительства в черте пгт. Промышленная Кемеровской области.
В судебное заседание истец Ш. не явился, его представитель ФИО12, поддержал иск.
Представитель ответчика Администрации Промышленновского муниципального района - ФИО13, не признала иск.
Представитель третьего лица Департамента строительства Кемеровской области, в судебное заседание не явился.
Решением Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01.07.2016 г. постановлено (л.д. 69 - 72):
Исковые требования Ш. к Администрации Промышленновского муниципального района о понуждении в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области предоставить Ш., как инвалиду, во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, площадью с учетом нормы жилой площади при предоставлении жилья в Промышленновском районе не ниже 18 кв. м, по месту жительства в черте пгт.Промышленная Кемеровской области.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области - ФИО13, просит отменить решение суда, поскольку судом в решении не указывается на то, что исходя из совокупности положений Законов Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений", от 27.07.2005 г. N 99-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение данной категории граждан осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, в то время как в решении суда не прослеживается обязанность привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Департамента строительства Кемеровской области осуществить финансирование предоставления жилого помещения истцу (л.д. 79 - 82).
Представителем Департамента строительства Кемеровской области ФИО14 и представителем Ш. - ФИО12, поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 92 - 94, 97 - 100).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя истца - ФИО12, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По правилам ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 1 и 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378.
Гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Жилые помещения по договорам социального найма по общему правилу предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе с тем, в ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Такой перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-03 "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" право на получение жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом имеют следующие категории граждан: инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Законом Кемеровской области от 27.07.2005 г. N 99-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения" органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями Кемеровской области, в частности, полномочием по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, установленной Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (п. 28 ст. 2 Закона).
Таким образом, Администрация Промышленновского муниципального района Кемеровской области наделена полномочиями по обеспечению жильем инвалидов путем предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда.
Постановлением Промышленновского районного Совета народных депутатов N 198 от 15.09.2005 г. "Об утверждении норм учета нуждающихся в жилье и предоставлении жилья по договору социального найма" установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади жилья - для одиноких граждан.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ш., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно, получает пенсию по инвалидности (л.д. 8 - 9, 14).
Ш. в собственности жилья не имеет, проживает и состоит на регистрационном учете по месту жительства в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживают и состоят на регистрационном учете по месту жительства ФИО15, ФИО10, ФИО7 (л.д. 10 - 12).
<данные изъяты>
Постановлением администрации Промышленновского городского поселения Кемеровской области от 22.08.2011 г. N 34 "Об учете нуждающихся в получении жилья по договору социального найма и о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий" Ш. признан нуждающимся и поставлен на учет нуждающихся в получении жилья по договору социального найма (л.д. 7).
Согласно информации Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области от 02.03.2016 г. и от 28.03.2016 г. истец состоит в списке граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья по договору социального найма согласно п. 3 части 2 ст. 57 ЖК РФ под N 4 (л.д. 18, 19).
До настоящего времени истец жильем не обеспечен.
При таких обстоятельствах, разрешая заявленные по данному делу требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ФИО16 имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области о том, что предоставление жилого помещения истцу осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе и в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 указанного Федерального закона при этом предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (ст. ст. 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (ст. ст. 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Действительно, содержащееся в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Вместе с тем, полномочия по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом Кемеровской области от 17.11.2006 г. N 129-ОЗ "О категориях граждан, имеющих право на получение по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Кемеровской области, и порядке предоставления им таких помещений" (в том числе и инвалидов), переданы органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с п. 33 ст. 2 Закона Кемеровской области от 27.07.2005 N 99-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения". Указанные отдельные государственные полномочия Кемеровской области, согласно приведенному закону, осуществляются органами местного самоуправления за счет предоставления из бюджета Кемеровской области субвенций бюджетам муниципальных образований.
Финансирование данных переданных полномочий осуществляется за счет средств областной субвенции, предоставляемой из бюджета Кемеровской области органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в рамках реализации мероприятия "Обеспечение жильем социальных категорий граждан, установленных законодательством Кемеровской области" подпрограммы "Доступное и комфортное жилье населению Кемеровской области" государственной программы Кемеровской области "Жилищная и социальная инфраструктура Кузбасса" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.10.2013 г. N 461.
При таком положении суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению истца жилым помещением по договору социального найма в соответствии с действующим законодательством возложена именно на орган местного самоуправления - на администрацию Промышленновского муниципального района Кемеровской области.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и выводов суда об установленных обстоятельствах, что не может являться основанием для отмены решения суда.
Разрешая дело, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права нарушений норм процессуального права не допущено. Выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Решение суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Промышленновского районного суда Кемеровской области от 01 июля 2016 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Промышленновского муниципального района Кемеровской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)