Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Шатуленко И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 28 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 01 октября 2015 года, которым постановлено: исковые требования Красновишерского районного прокурора, предъявленные в интересах М.Р. к Правительству Пермского края, удовлетворить. Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить М.Р., /дата рождения/, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на территории Пермского края в пределах муниципального образования "Красновишерский муниципальный район".
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Красновишерский районный прокурор с учетом уточнений обратился в суд с иском, предъявленным в интересах М.Р. к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить М.Р. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, на территории Пермского края в пределах муниципального образования "Красновишерский муниципальный район". Заявленные требования прокурор обосновал тем, что М.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - М. решением Красновишерского районного суда от 26.10.2010 г. лишена в отношении нее родительских прав. Сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери. Ввиду отсутствия родительского попечения в соответствии с приказом Территориального управления М.Р. была передана под опеку А. М.Р. проживает на территории Пермского края. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении М.Р. сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества не имеется. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма М.Р. не является, в приватизации не участвовала, в собственности жилья не имеет. На основании протокола N 2 от 21.05.2013 г. М.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. Следовательно, согласно действующему законодательству, М.Р. вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в приведенном выше порядке. Однако проверкой установлено, что гарантированное законом право на жилье у М.Р. нарушается, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Прокурор в судебном заседании поддержала исковые требования, предъявленные к Правительству Пермского края по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. От исковых требований, предъявленных к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району, отказалась.
Истец М.Р. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Пояснила, что проживает в г. Красновишерске по адресу: <...>, регистрации не имеет.
Представитель Межрайонного территориального управления N 7 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Правительства Пермского края, ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края", Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого в части предоставления истцу жилого помещения на территории города Перми просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Суд не учел тот факт, что с согласия истца может быть предоставлено жилое помещение в иных муниципальных образованиях Пермского края. Просят решение суда изменить в части предоставления истцу жилого помещения на территории Красновишерского муниципального района и определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красновишерского района опровергает доводы апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
В судебном заседании установлено, что истец М.Р., /дата рождения/, то есть на дату обращения в суд с настоящим иском достигла 18-летнего возраста. Ее мать - М. решением Красновишерского районного суда от 26.10.2010 г. лишена в отношении нее родительских прав. Сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери. Ввиду отсутствия родительского попечения в соответствии с приказом Территориального управления М.Р. была передана под опеку А. М.Р. проживает на территории Пермского края. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении М.Р. сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества не имеется. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма М.Р. не является, в приватизации не участвовала, в собственности жилья не имеет. Постановлением администрации Красновишерского городского поселения Пермского края N 272 от 29.08.2011 г. М.Р. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Решением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому муниципальному району от 21.05.2013 г. N 2 в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1339-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", М.Р. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Пермского края.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что поскольку М.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18-летнего возраста, жилья в собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, на дату разрешения спора она не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустройства, подлежит удовлетворению.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является город г. Красновишерск. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить истцу жилое помещение в пределах Красновишерского муниципального района.
Не влекут отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел то, что с согласия истца может быть предоставлено жилое помещение в иных муниципальных образованиях Пермского края.
Из п. 1.4. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п следует, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Стороны не лишены возможности заключения соглашения о предоставлении истцу жилого помещения в ином муниципальном районе на любой стадии судопроизводства, в том числе на стадии исполнения решения суда.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 28.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-13943/2015
Требование: О возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения в собственности или на праве пользования не имеет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N 33-13943
Судья Шатуленко И.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего: Змеевой Ю.А.,
судей: Варовой Л.Н., Панковой Т.В.,
при секретаре О.,
рассмотрев 28 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 01 октября 2015 года, которым постановлено: исковые требования Красновишерского районного прокурора, предъявленные в интересах М.Р. к Правительству Пермского края, удовлетворить. Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить М.Р., /дата рождения/, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям общей площадью не менее 33 кв. м на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на территории Пермского края в пределах муниципального образования "Красновишерский муниципальный район".
Заслушав доклад судьи Панковой Т.В., пояснения прокурора Кузнецовой С.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей оставить решение суда без изменения, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Красновишерский районный прокурор с учетом уточнений обратился в суд с иском, предъявленным в интересах М.Р. к Правительству Пермского края о возложении обязанности предоставить М.Р. на условиях договора найма специализированного жилого помещения жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м, на территории Пермского края в пределах муниципального образования "Красновишерский муниципальный район". Заявленные требования прокурор обосновал тем, что М.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать - М. решением Красновишерского районного суда от 26.10.2010 г. лишена в отношении нее родительских прав. Сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери. Ввиду отсутствия родительского попечения в соответствии с приказом Территориального управления М.Р. была передана под опеку А. М.Р. проживает на территории Пермского края. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении М.Р. сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества не имеется. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма М.Р. не является, в приватизации не участвовала, в собственности жилья не имеет. На основании протокола N 2 от 21.05.2013 г. М.Р. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения. Следовательно, согласно действующему законодательству, М.Р. вправе претендовать на обеспечение жилым помещением в приведенном выше порядке. Однако проверкой установлено, что гарантированное законом право на жилье у М.Р. нарушается, до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена.
Прокурор в судебном заседании поддержала исковые требования, предъявленные к Правительству Пермского края по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. От исковых требований, предъявленных к Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району, отказалась.
Истец М.Р. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала. Пояснила, что проживает в г. Красновишерске по адресу: <...>, регистрации не имеет.
Представитель Межрайонного территориального управления N 7 Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Правительства Пермского края, ГКУ Пермского края "Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края", Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края", Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об изменении которого в части предоставления истцу жилого помещения на территории города Перми просит представитель Правительства Пермского края, указывая в апелляционной жалобе на то, что Федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта Российской Федерации, где проживают лица данной категории. Суд не учел тот факт, что с согласия истца может быть предоставлено жилое помещение в иных муниципальных образованиях Пермского края. Просят решение суда изменить в части предоставления истцу жилого помещения на территории Красновишерского муниципального района и определить место предоставления жилого помещения на территории Пермского края.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Красновишерского района опровергает доводы апелляционной жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
В судебном заседании установлено, что истец М.Р., /дата рождения/, то есть на дату обращения в суд с настоящим иском достигла 18-летнего возраста. Ее мать - М. решением Красновишерского районного суда от 26.10.2010 г. лишена в отношении нее родительских прав. Сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери. Ввиду отсутствия родительского попечения в соответствии с приказом Территориального управления М.Р. была передана под опеку А. М.Р. проживает на территории Пермского края. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении М.Р. сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества не имеется. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма М.Р. не является, в приватизации не участвовала, в собственности жилья не имеет. Постановлением администрации Красновишерского городского поселения Пермского края N 272 от 29.08.2011 г. М.Р. принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Решением Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому муниципальному району от 21.05.2013 г. N 2 в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1339-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", М.Р. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Пермского края.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что поскольку М.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла 18-летнего возраста, жилья в собственности не имеет, нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, на дату разрешения спора она не обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, требование прокурора о предоставлении истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего требованиям благоустройства, подлежит удовлетворению.
Указанные выводы суда правомерны, они основаны на правильном применении норм материального права и установленных судом обстоятельствах дела.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК "О специализированном жилищном фонде Пермского края" жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений следующим категориям граждан: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. N 127-ПК жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным в части 1 настоящей статьи лицам в порядке, установленном Правительством Пермского края, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны и отмену решения не влекут, так как выводов суда не опровергают.
Из п. 1.3, п. 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п, следует, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:
- жилое помещение предоставляется в виде жилого дома или квартиры, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Пермского края, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения;
- жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности);
- жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства (п. 1.3).
Из изложенного Порядка следует, что жилое помещение предоставляется детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по месту их жительства.
Местом жительства истца, в силу ст. 20 ГК РФ, является город г. Красновишерск. Следовательно, суд обоснованно возложил на Правительство Пермского края обязанность предоставить истцу жилое помещение в пределах Красновишерского муниципального района.
Не влекут отмены решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел то, что с согласия истца может быть предоставлено жилое помещение в иных муниципальных образованиях Пермского края.
Из п. 1.4. Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. N 1194-п следует, что в случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства.
Стороны не лишены возможности заключения соглашения о предоставлении истцу жилого помещения в ином муниципальном районе на любой стадии судопроизводства, в том числе на стадии исполнения решения суда.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ допущено не было.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Соликамского городского суда Пермского края от 01 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)