Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2016 года по делу N А76-32205/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" - Лазарев И.А. (доверенность от 12.04.2016),
Министерства образования и науки Челябинской области - Низамов Р.С. (доверенность от 11.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" (далее - заявитель, ООО "ЧДС Колибри", общество, соискатель лицензии) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным приказа от 07.12.2015 N 03-Л-2034 Министерства образования и науки Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Минобр Челябинской области, Министерство).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции при принятии решения, неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции к спорным правоотношениям неверно применил нормы СанПин 2.4.1.3147-13, поскольку данный документ не устанавливает круг лиц, осуществляющих деятельность, связанную с размещением дошкольных групп в жилых помещениях жилищного фонда. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание нормы ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14. Поскольку в данном случае образовательную деятельность планирует осуществлять юридическое, а не физическое лицо, арбитражный суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям норму ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" в аренду, для организации частного детского сада предоставлен частный жилой дом площадью 255,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ижевская, 89 В, на основании найма жилого помещения от 18.03.2015 (л.д. 33), заключенного с собственником указанного недвижимого имущества Столяровой Н.В. (л.д. 32).
При этом указанный адрес также является адресом (местом нахождения) ООО "ЧДС Колибри" (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, л.д. 12).
Также ООО "ЧДС Колибри" осуществляет деятельность по адресу: г. Челябинск, переулок 1 Ижевский, 2А, на основании договора аренды нежилого помещения от 18.03.201 N 2, для размещения частного детского сада дневного пребывания (л.д. 36-38), заключенного с собственником указанного объекта недвижимого имущества (жилой дом) Столяровым В.Г. (л.д. 35).
ООО "ЧДС Колибри" 03.11.2015 обратилось в Министерство образования и науки Челябинский области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением документов согласно перечню на 163 листах (справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, копии учредительных документов, копии договоров аренды, копии свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, платежное поручение об уплате государственной пошлины, копия договора с МБУЗ N 7, копия экспертного заключения ФБУЗ "Гигиены и эпидемиологии", локальный акт N 1 с приложениями, локальный акт N 2 с приложениями, основная образовательная программа дошкольного образования). Факт получения указанного заявления с приложением всех вышеперечисленных документов подтвержден имеющейся в настоящем деле копией описи документов (л.д. 66).
В связи с выявленными недостатками Минобр Челябинской области направило ООО "ЧДС Колибри" уведомление о перечне неправильно оформленных и недостающих документов от 06.11.2015 N 06/2818 (л.д. 67).
В связи с этим, 27.11.2015 ООО "ЧДС Колибри" представило запрашиваемые документы на 46 листах (справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, положение о структурном образовательном подразделении, положение о производственно-технологическом контроле, положение о проведении санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, программа производственного и технологического контроля, паспорт антитеррористической защищенности, программа по проф. н.с., учебный план регламентирующий учебную и внеучебную нагрузку, положение об организации питания) (л.д. 70).
Уведомлением от 30.11.2015 Министерство сообщило, что заявление и документы, прилагаемые к заявлению, предоставленные ООО "ЧДС Колибри" для предоставления лицензии и дополненные правильно оформленными документами представлены в полном объеме и приняты к рассмотрению (л.д. 71).
Министерство образования и науки Челябинской области на основании приказа от 02.12.015 N 03-Л-1983 (л.д. 72, 73) с 02.12.2015 по 07.12.2015 провело внеплановую документарную проверка ООО "ЧДС Колибри", с целью установления соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
По результатам проведенной проверки Минобр Челябинской области пришло к выводу о нарушении обществом пункта "а" части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), части 1 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ), поскольку у соискателя лицензии отсутствуют на праве собственности или ином законном основании здания (здание), строения (строение), помещения (помещение) и территории (территория) (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 07.12.2015 N 03-Л-2034 обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" отказано в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, что выразилось в отсутствии у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий (здания), строений (строения), помещений (помещения) и территорий (территории) включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (л.д. 23, 24).
Копия приказа направлена заинтересованным лицом заявителю уведомлением от 07.12.2015 N 06/3377/1, в котором Министерство указало в частности, что отказ осуществлен в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с установленным в ходе проверки несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, в части отсутствия у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий (здания), строений (строения), помещений (помещения) и территорий (территории) (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам выраженного в следующем: согласно п. 1.1 аренды жилого помещения от 18.03.2015 N 1 и договора аренды жилого помещения от 18.03.2015 N 2 арендодатель представляет арендатору частный дом для организации частного детского сада; в соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан, жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора, п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размещение собственником в принадлежащих ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций, допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает назначение жилого помещения и пределы его использования, а также пределы пользования жилым помещением. Так, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемой ситуации, между тем, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, юридическим адресом (адресом государственной регистрации, местом нахождения) общество с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри", является адрес жилого дома, предоставленного Столяровой Н.В. (являющейся учредителем ООО "ЧДС Колибри") в аренду (наем) обществу в целях организации детского сада (г. Челябинск, ул. Ижевская, 89 В).
Действительно, пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В силу условий п. 3 ст. 288 ГК РФ, размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Нормы аналогичного характера закреплены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ).
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (ч. 3 ст. 17 ЖК РФ).
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Между тем, в рассматриваемой ситуации вышеупомянутые в настоящем судебном акте жилые помещения (частные жилые дома) предоставлены их собственниками, обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри", не в целях размещения промышленных производств.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять к сентябрю 2012 года меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях.
В этой связи, арбитражный суд первой инстанции правомерно сослался на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации подготовлено письмо от 27.09.2012 N 08-406 "Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ", приложением к которому являются Рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений. Исходя из изложенной в указанных рекомендациях правовой позиции, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.
В этой связи, не прослеживается логика в правовой позиции, занимаемой Минобр Челябинской области, - исходя из фактического содержания которой, следует, что размещение дошкольных образовательных учреждений (применительно к структурным подразделениям государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений), - в специально арендованных квартирах жилых домов, коттеджах (при этом в отсутствие перевода их, из жилых помещений, в нежилые), - является возможным, тогда как, для коммерческих организаций, в целях осуществления аналогичной деятельности, существует запрет на размещение частных детских садов, в арендованных жилых помещениях.
Предоставление преимущества в целях осуществления образовательной деятельности, только определенным организациям, исходя из их организационно-правовой формы, между тем, является недопустимым.
Арбитражный суд первой инстанции также правомерно сослался на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативам СанПиН 2.4.1.3147-13 (зарегистрированы в Минюсте России 03.02.2014 "31209) (постановление от 19.12.2013 N 68 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда, санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещения жилищного фонда), которыми установлено, что допускается размещение в жилых помещениях:
- - дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
- - дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.
Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.
Учитывая изложенное, само по себе осуществление в жилом помещении профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе по организации детских воспитательных групп, является возможным.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные обществом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2016 года по делу N А76-32205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
А.А.АРЯМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2016 N 18АП-5626/2016 ПО ДЕЛУ N А76-32205/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. N 18АП-5626/2016
Дело N А76-32205/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2016 года по делу N А76-32205/2015 (судья Мрез И.В.).
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" - Лазарев И.А. (доверенность от 12.04.2016),
Министерства образования и науки Челябинской области - Низамов Р.С. (доверенность от 11.05.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" (далее - заявитель, ООО "ЧДС Колибри", общество, соискатель лицензии) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным приказа от 07.12.2015 N 03-Л-2034 Министерства образования и науки Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Минобр Челябинской области, Министерство).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.03.2016 по настоящему делу требования, заявленные обществом, удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заинтересованное лицо ссылается на имеющее по его мнению место быть, со стороны арбитражного суда первой инстанции при принятии решения, неправильное применение норм материального права. В частности, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции к спорным правоотношениям неверно применил нормы СанПин 2.4.1.3147-13, поскольку данный документ не устанавливает круг лиц, осуществляющих деятельность, связанную с размещением дошкольных групп в жилых помещениях жилищного фонда. Кроме того, арбитражный суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание нормы ч. 1 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14. Поскольку в данном случае образовательную деятельность планирует осуществлять юридическое, а не физическое лицо, арбитражный суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям норму ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя требования, заявленные обществом исходил из наличия в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" в аренду, для организации частного детского сада предоставлен частный жилой дом площадью 255,1 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Ижевская, 89 В, на основании найма жилого помещения от 18.03.2015 (л.д. 33), заключенного с собственником указанного недвижимого имущества Столяровой Н.В. (л.д. 32).
При этом указанный адрес также является адресом (местом нахождения) ООО "ЧДС Колибри" (выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, л.д. 12).
Также ООО "ЧДС Колибри" осуществляет деятельность по адресу: г. Челябинск, переулок 1 Ижевский, 2А, на основании договора аренды нежилого помещения от 18.03.201 N 2, для размещения частного детского сада дневного пребывания (л.д. 36-38), заключенного с собственником указанного объекта недвижимого имущества (жилой дом) Столяровым В.Г. (л.д. 35).
ООО "ЧДС Колибри" 03.11.2015 обратилось в Министерство образования и науки Челябинский области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, с приложением документов согласно перечню на 163 листах (справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, копии учредительных документов, копии договоров аренды, копии свидетельств о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, платежное поручение об уплате государственной пошлины, копия договора с МБУЗ N 7, копия экспертного заключения ФБУЗ "Гигиены и эпидемиологии", локальный акт N 1 с приложениями, локальный акт N 2 с приложениями, основная образовательная программа дошкольного образования). Факт получения указанного заявления с приложением всех вышеперечисленных документов подтвержден имеющейся в настоящем деле копией описи документов (л.д. 66).
В связи с выявленными недостатками Минобр Челябинской области направило ООО "ЧДС Колибри" уведомление о перечне неправильно оформленных и недостающих документов от 06.11.2015 N 06/2818 (л.д. 67).
В связи с этим, 27.11.2015 ООО "ЧДС Колибри" представило запрашиваемые документы на 46 листах (справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам, положение о структурном образовательном подразделении, положение о производственно-технологическом контроле, положение о проведении санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий, программа производственного и технологического контроля, паспорт антитеррористической защищенности, программа по проф. н.с., учебный план регламентирующий учебную и внеучебную нагрузку, положение об организации питания) (л.д. 70).
Уведомлением от 30.11.2015 Министерство сообщило, что заявление и документы, прилагаемые к заявлению, предоставленные ООО "ЧДС Колибри" для предоставления лицензии и дополненные правильно оформленными документами представлены в полном объеме и приняты к рассмотрению (л.д. 71).
Министерство образования и науки Челябинской области на основании приказа от 02.12.015 N 03-Л-1983 (л.д. 72, 73) с 02.12.2015 по 07.12.2015 провело внеплановую документарную проверка ООО "ЧДС Колибри", с целью установления соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям.
По результатам проведенной проверки Минобр Челябинской области пришло к выводу о нарушении обществом пункта "а" части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), части 1 статьи 102 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ), поскольку у соискателя лицензии отсутствуют на праве собственности или ином законном основании здания (здание), строения (строение), помещения (помещение) и территории (территория) (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 07.12.2015 N 03-Л-2034 обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри" отказано в предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, по причине несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, что выразилось в отсутствии у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий (здания), строений (строения), помещений (помещения) и территорий (территории) включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (л.д. 23, 24).
Копия приказа направлена заинтересованным лицом заявителю уведомлением от 07.12.2015 N 06/3377/1, в котором Министерство указало в частности, что отказ осуществлен в соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в связи с установленным в ходе проверки несоответствием лицензиата лицензионным требованиям, в части отсутствия у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий (здания), строений (строения), помещений (помещения) и территорий (территории) (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам выраженного в следующем: согласно п. 1.1 аренды жилого помещения от 18.03.2015 N 1 и договора аренды жилого помещения от 18.03.2015 N 2 арендодатель представляет арендатору частный дом для организации частного детского сада; в соответствии с п. 2 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения предназначены для проживания граждан, жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора, п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размещение собственником в принадлежащих ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций, допускается только после перевода такого помещения в нежилое.
Статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает назначение жилого помещения и пределы его использования, а также пределы пользования жилым помещением. Так, жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемой ситуации, между тем, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, юридическим адресом (адресом государственной регистрации, местом нахождения) общество с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри", является адрес жилого дома, предоставленного Столяровой Н.В. (являющейся учредителем ООО "ЧДС Колибри") в аренду (наем) обществу в целях организации детского сада (г. Челябинск, ул. Ижевская, 89 В).
Действительно, пунктом 2 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
В силу условий п. 3 ст. 288 ГК РФ, размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Нормы аналогичного характера закреплены в Жилищном кодексе Российской Федерации.
Так, согласно части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2 ст. 17 ЖК РФ).
Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств (ч. 3 ст. 17 ЖК РФ).
Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ).
Между тем, в рассматриваемой ситуации вышеупомянутые в настоящем судебном акте жилые помещения (частные жилые дома) предоставлены их собственниками, обществу с ограниченной ответственностью "Частный детский сад Колибри", не в целях размещения промышленных производств.
Исходя из правовой позиции, изложенной в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", под использованием жилого помещения не по назначению исходя из положений частей 1 - 3 статьи 17 ЖК РФ следует понимать использование жилого помещения не для проживания граждан, а для иных целей (например, использование его для офисов, складов, размещения промышленных производств, содержания и разведения животных), то есть фактическое превращение жилого помещения в нежилое.
В то же время необходимо учитывать, что законом (часть 2 статьи 17 ЖК РФ) допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности (например, научной, творческой, адвокатской и др.) или индивидуальной предпринимательской деятельности без перевода его в нежилое гражданами, проживающими в нем на законных основаниях (в том числе по договору социального найма), но при условии, что это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и др.).
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять к сентябрю 2012 года меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях.
В этой связи, арбитражный суд первой инстанции правомерно сослался на письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации подготовлено письмо от 27.09.2012 N 08-406 "Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ", приложением к которому являются Рекомендации по организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений муниципальных дошкольных учреждений. Исходя из изложенной в указанных рекомендациях правовой позиции, семейные детские сады или группы семейного типа организуются как структурные подразделения государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений в специально арендованных квартирах жилых домов, специально снятых коттеджах. Основными преимуществами таких детских садов или групп являются: небольшая наполняемость групп (от 5 до 8 детей), близость к проживанию.
В этой связи, не прослеживается логика в правовой позиции, занимаемой Минобр Челябинской области, - исходя из фактического содержания которой, следует, что размещение дошкольных образовательных учреждений (применительно к структурным подразделениям государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений), - в специально арендованных квартирах жилых домов, коттеджах (при этом в отсутствие перевода их, из жилых помещений, в нежилые), - является возможным, тогда как, для коммерческих организаций, в целях осуществления аналогичной деятельности, существует запрет на размещение частных детских садов, в арендованных жилых помещениях.
Предоставление преимущества в целях осуществления образовательной деятельности, только определенным организациям, исходя из их организационно-правовой формы, между тем, является недопустимым.
Арбитражный суд первой инстанции также правомерно сослался на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативам СанПиН 2.4.1.3147-13 (зарегистрированы в Минюсте России 03.02.2014 "31209) (постановление от 19.12.2013 N 68 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда, санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещения жилищного фонда), которыми установлено, что допускается размещение в жилых помещениях:
- - дошкольных групп компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в которых осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования и/или присмотр и уход;
- - дошкольных групп комбинированной направленности, в которых осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья и/или присмотр и уход.
Дошкольные группы размещаются в жилых помещениях, обеспеченных системами централизованного или нецентрализованного водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и электроснабжения.
Учитывая изложенное, само по себе осуществление в жилом помещении профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности, в том числе по организации детских воспитательных групп, является возможным.
С учетом данного, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил требования, заявленные обществом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28 марта 2016 года по делу N А76-32205/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
В.Ю.КОСТИН
А.А.АРЯМОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)