Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений. Однако ответчиком направлен ответ об отказе в удовлетворении требований истцов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
и судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционным жалобам представителя истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата и на дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата, которыми постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио, действующему также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, к Департаменту городского имущества адрес (адрес Москвы) об отмене распоряжений, о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить ответ и предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления жилья в адрес, отказать.
Отказать в удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио, действующему также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконными действий ответчика по рассмотрению заявления от дата и обязании дать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в указанном заявлении.
установила:
фио, фио, фио, фио, фио фио, фио Хох Давидович, фио, действующий также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес (адрес Москвы) об отмене распоряжений, о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить ответ и предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления жилья в адрес.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на следующие обстоятельства.
Истцы зарегистрированы по адресу: адрес. Жилой дом, в котором находится квартира, подлежит сносу. Семья истца фио состоит из четырех человек: фио, фио, фио, фио. Семья истца фио состоит из пяти человек: фио, фио, фио Хох Давидович, несовершеннолетние фио и фио. Семья истца фио не вселялась в квартиру в качестве членов семьи истца фио. Основания для признания семьи истца фио членами семьи истца фио отсутствуют. Эти две разные семьи не ведут общее хозяйство. дата распоряжением ДГИ адрес N 11015 фио (на семью из десяти человек) предоставлено жилое помещение в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома. В соответствии с распоряжением истцам предоставлена двухкомнатная квартира N 261 дома 18 корп. 1 по адрес в адрес. дата ответчик вынес распоряжение N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)", которым семье истца фио и семье истца фио было отказано в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, что исключило постановку этих жителей адрес на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Закон адрес от дата N 30 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"). дата истцы обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений. дата ответчиком направлен ответ об отказе удовлетворения требований истцов.
Истцы просили признать незаконным и отменить распоряжение от дата N 31015 "О предоставлении фио (на семью из десяти человек) жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома"; признать незаконным и отменить распоряжение ответчика от дата N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)"; обязать ответчика признать семью истца фио из четырех человек малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; принять семью фио из четырех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать ответчика признать семью фио из пяти человек малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; принять семью фио из пяти человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать незаконными действия ответчика по рассмотрению заявления истцов от дата; обязать ответчика дать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в заявлении от дата; обязать ответчика предоставить семье фио из четырех человек (фио паспортные данные, фио паспортные данные, фио паспортные данные, фио паспортные данные, зарегистрированных в квартире N 6 дома 38 по адрес адрес) жилое помещение согласно норме предоставления жилья в адрес - 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека; предоставить семье фио из пяти человек (фио паспортные данные, фио, паспортные данные, фио Хох Давидович, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, зарегистрированных в квартире N 6 дома 38 по адрес адрес) жилое помещение согласно норме предоставления жилья в адрес - 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Истец фио и представитель истцов в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение и дополнительное решение, об отмене которых просит представитель истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио по доводам апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность постановленных судом первой инстанции решения и дополнительного решения проверена в апелляционном порядке.
Истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, истец фио и представитель истцов фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционных жалоб поддержали.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, которая с решением и дополнительным решением суда согласна.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения и дополнительного решения не имеется, так как они постановлены в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы зарегистрированы по месту жительства на основании договора социального найма в отдельной двухкомнатной квартире N 6, площадью жилого помещения 48,3 кв. м, общей площадью 47,4 кв. м, жилой площадью 30,6 кв. м, по адресу: адрес.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 606-ПП "Об Адресной инвестиционной программе адрес на 2014 - дата", Государственной программой "Жилище" на дата, утвержденной постановлением Правительства Москвы от дата N 454-ПП, и распоряжением Правительства Москвы от дата N 420 "О проекте планировки кварталов 61-61А, 65, 69, 70, адрес Фили-Давыдково адрес", дом 38 по адрес подлежит отселению и сносу.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 11015 "О предоставлении фио (на семью из десяти человек) жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома", фио на семью из 10-и человек предоставлена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 58,4 кв. м, общей площадью 56,6 кв. м, жилой площадью 32,7 кв. м по адресу: адрес с освобождением занимаемой площади.
От переселения на предоставленную площадь и получения документов на вселение истцы отказались.
Истцы обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
дата ДГИ адрес вынесено распоряжение N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)".
дата решением Дорогомиловского районного суда адрес, вступившим в законную силу, постановлено: "..Выселить фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио и несовершеннолетних фио паспортные данные, фио паспортные данные, из двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, переселив в отдельную двухкомнатную квартиру по адресу: адрес, предоставленную по договору социального найма в связи со сносом жилого дома...".
дата фио, фио, фио, фио, фио, фио Хох Давидович, фио, действующий в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, обратились в Департамент городского имущества адрес с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления.
Письмом Департамента городского имущества адрес от дата N ДГИ-ГР-325944/15-1 отказано в удовлетворении заявления фио, фио, фио, фио Владимировны, фио, фио Хоху Давидовичу, фио, действующему в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные.
При рассмотрении указанного заявления ответчиком сообщено истцам и при направлении ответа учтено, что Распоряжением Департамента городского имущества адрес N 15229 от дата фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоху Давидовичу, фио, действующему в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) по следующим основаниям: занимают жилое помещение размером более учетной нормы (с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности фио), не представлены документы, необходимые для определения размера имущественной обеспеченности (отсутствуют: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) фио, копия трудовой книжки фио Л.А., сведения о доходах за дата фио Г., сведения о доходах за период дата по дата фио).
Также судом установлено, что фио, паспортные данные, жена фио, паспортные данные, дочь фио В., паспортные данные, дочь фио, паспортные данные, бывший муж дочери фио, паспортные данные, сын бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, дочь бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, дочь бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, жена бывшего мужа дочери фио - фио Л.А., паспортные данные, занимают на условиях социального найма отдельную двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 48,3 кв. м, по адресу: адрес.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, что указано в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 данного Закона и если они подали заявление в порядке, установленном настоящим Законом: имеют гражданство Российской Федерации; проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения": жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц. для которых адрес является местом пребывания).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ч. 3 ст. 9 Закона адрес N 29 от дата учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Указанная учетная норма установлена субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения":
1. Для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти адрес рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти адрес.
3. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти адрес по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
5. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц. указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке установленном законом адрес; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти адрес в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти адрес в рамках своих полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона; 3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти адрес документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 4) не истек предусмотренный частью 1 статьи 10 настоящего Закона срок.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" члены семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
При рассмотрении заявлений жителей адрес о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) адрес Москвы руководствуется Постановлением Правительства Москвы от дата N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно п. 2.2 Регламента граждане Российской Федерации, проживающие в адрес, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи; о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений); о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет); свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги); полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо; о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, либо представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен Закон адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В соответствии со ст. 2 данного Закона адрес малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом адрес, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
Согласно данному Закону адрес жители адрес для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами адрес, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
Согласно ст. 1 Закона адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.
Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.
О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.
Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством адрес.
Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.
Согласно ст. 8 указанного Закона адрес отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека; размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.
При принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги адрес "Признание граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)" Департамент руководствовался вышеуказанными нормами законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона адрес N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства и свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В остальных случаях лица, проживающие в одном жилом помещении и объединенные признаками родства или свойства, признаются членами одной семьи.
Исходя из вышеуказанных норм, для признания разными семьями граждане должны иметь разные договоры социального найма на отдельные жилые помещения в квартире, которые им предоставлены как разным семьям на основании отдельных решений органов исполнительной власти, в каждом из которых указана отдельная семья.
В соответствии со ст. 13 Закона адрес "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", нанимателям жилого помещения предоставляется по договору социального найма жилое помещение, соответствующее по размерам площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее; занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте иного населенного пункта.
Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона адрес от дата N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с признанием в установленном порядке жилого дома непригодный (аварийным) и подлежащим сносу.
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан, Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями указанных правовых норм, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал, что у ДГИ адрес не имелось оснований для принятия решения о признании истцов малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Признавая, что истцы вселены и зарегистрированы в занимаемом жилом помещении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для признания семьи истца фио из четырех человек и семьи истца фио из 5-ти человек разными семьями в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в требованиях истцов о предоставлении жилых помещений по норме предоставления жилых помещений, установленных для граждан, состоящих на жилищном учете, суд исходил из того, что жилое помещение истцам предоставлено не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий, истцы на учете по улучшению жилищных условий не состоят.
Суд первой инстанции правомерно указал, что истцы не лишены права обратиться с заявлением о признании их малоимущими гражданами нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением необходимых документов.
В связи с тем, что нарушений прав истцам действиями ответчика не установлено, их обращение рассмотрено и на него дан письменный ответ по существу, суд первой инстанции признал, что несогласие истцов с содержанием данного ответа не свидетельствует о незаконности действий Департамента городского имущества адрес, поскольку вышеназванный ответ не нарушает прав и свобод истцов и не создает препятствий к их осуществлению, какая-либо обязанность или ответственность на истцов оспариваемым ответом не возложена.
Поскольку предусмотренное Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" право истцов на получение ответа на заявление от дата нарушено не было, их обращения рассмотрены должностным лицом Департамента городского имущества адрес, истцам дан письменный мотивированный ответ по существу, суд признал, что несогласие с содержанием ответа, его формой не является основанием для удовлетворения требований истцов и не является основанием для повторного рассмотрения обращения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции, и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Несогласие истцов с переселением в квартиру, предоставленную в связи со сносом дома, фактически направлены на оспаривание выводов вступившего в законную силу решения Дорогомиловского районного суда адрес от дата, что не может служить основанием к обжалуемого решения и дополнительного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата и дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-16978/2017
Требование: Об отмене распоряжений, признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить ответ и предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления жилья.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцы указали, что обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений. Однако ответчиком направлен ответ об отказе в удовлетворении требований истцов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу N 33-16978
Судья: ФИО
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего фио
и судей фио, фио,
при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио дело по апелляционным жалобам представителя истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио на решение Пресненского районного суда адрес от дата и на дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата, которыми постановлено:
В удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио, действующему также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, к Департаменту городского имущества адрес (адрес Москвы) об отмене распоряжений, о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить ответ и предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления жилья в адрес, отказать.
Отказать в удовлетворении исковых требований фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио, действующему также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные и фио, паспортные данные, к Департаменту городского имущества адрес о признании незаконными действий ответчика по рассмотрению заявления от дата и обязании дать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в указанном заявлении.
установила:
фио, фио, фио, фио, фио фио, фио Хох Давидович, фио, действующий также в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, обратились в суд с иском к Департаменту городского имущества адрес (адрес Москвы) об отмене распоряжений, о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании предоставить ответ и предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления жилья в адрес.
В обоснование заявленных исковых требований истцы ссылались на следующие обстоятельства.
Истцы зарегистрированы по адресу: адрес. Жилой дом, в котором находится квартира, подлежит сносу. Семья истца фио состоит из четырех человек: фио, фио, фио, фио. Семья истца фио состоит из пяти человек: фио, фио, фио Хох Давидович, несовершеннолетние фио и фио. Семья истца фио не вселялась в квартиру в качестве членов семьи истца фио. Основания для признания семьи истца фио членами семьи истца фио отсутствуют. Эти две разные семьи не ведут общее хозяйство. дата распоряжением ДГИ адрес N 11015 фио (на семью из десяти человек) предоставлено жилое помещение в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома. В соответствии с распоряжением истцам предоставлена двухкомнатная квартира N 261 дома 18 корп. 1 по адрес в адрес. дата ответчик вынес распоряжение N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)", которым семье истца фио и семье истца фио было отказано в признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, что исключило постановку этих жителей адрес на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (Закон адрес от дата N 30 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"). дата истцы обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений. дата ответчиком направлен ответ об отказе удовлетворения требований истцов.
Истцы просили признать незаконным и отменить распоряжение от дата N 31015 "О предоставлении фио (на семью из десяти человек) жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома"; признать незаконным и отменить распоряжение ответчика от дата N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)"; обязать ответчика признать семью истца фио из четырех человек малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; принять семью фио из четырех человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать ответчика признать семью фио из пяти человек малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; принять семью фио из пяти человек на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; признать незаконными действия ответчика по рассмотрению заявления истцов от дата; обязать ответчика дать письменный ответ по существу вопросов, поставленных в заявлении от дата; обязать ответчика предоставить семье фио из четырех человек (фио паспортные данные, фио паспортные данные, фио паспортные данные, фио паспортные данные, зарегистрированных в квартире N 6 дома 38 по адрес адрес) жилое помещение согласно норме предоставления жилья в адрес - 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека; предоставить семье фио из пяти человек (фио паспортные данные, фио, паспортные данные, фио Хох Давидович, паспортные данные, фио, паспортные данные, фио, паспортные данные, зарегистрированных в квартире N 6 дома 38 по адрес адрес) жилое помещение согласно норме предоставления жилья в адрес - 18 кв. м площади жилого помещения на одного человека.
Истец фио и представитель истцов в судебное заседание явились, исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Судом постановлено изложенное выше решение и дополнительное решение, об отмене которых просит представитель истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио по доводам апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность постановленных судом первой инстанции решения и дополнительного решения проверена в апелляционном порядке.
Истцы фио, фио, фио, фио, фио, фио в заседание судебной коллегии не явились, истец фио и представитель истцов фио в заседание судебной коллегии явились, доводы апелляционных жалоб поддержали.
В заседание судебной коллегии явилась представитель ответчика Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, которая с решением и дополнительным решением суда согласна.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемого решения и дополнительного решения не имеется, так как они постановлены в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы зарегистрированы по месту жительства на основании договора социального найма в отдельной двухкомнатной квартире N 6, площадью жилого помещения 48,3 кв. м, общей площадью 47,4 кв. м, жилой площадью 30,6 кв. м, по адресу: адрес.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N 606-ПП "Об Адресной инвестиционной программе адрес на 2014 - дата", Государственной программой "Жилище" на дата, утвержденной постановлением Правительства Москвы от дата N 454-ПП, и распоряжением Правительства Москвы от дата N 420 "О проекте планировки кварталов 61-61А, 65, 69, 70, адрес Фили-Давыдково адрес", дом 38 по адрес подлежит отселению и сносу.
Распоряжением Департамента городского имущества адрес от дата N 11015 "О предоставлении фио (на семью из десяти человек) жилого помещения в доме-новостройке по договору социального найма в связи со сносом дома", фио на семью из 10-и человек предоставлена отдельная двухкомнатная квартира площадью жилого помещения 58,4 кв. м, общей площадью 56,6 кв. м, жилой площадью 32,7 кв. м по адресу: адрес с освобождением занимаемой площади.
От переселения на предоставленную площадь и получения документов на вселение истцы отказались.
Истцы обратились к ответчику с заявлением о признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования).
дата ДГИ адрес вынесено распоряжение N 15229 "Об отказе в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)".
дата решением Дорогомиловского районного суда адрес, вступившим в законную силу, постановлено: "..Выселить фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоха Давидовича, фио и несовершеннолетних фио паспортные данные, фио паспортные данные, из двухкомнатной квартиры по адресу: адрес, переселив в отдельную двухкомнатную квартиру по адресу: адрес, предоставленную по договору социального найма в связи со сносом жилого дома...".
дата фио, фио, фио, фио, фио, фио Хох Давидович, фио, действующий в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, обратились в Департамент городского имущества адрес с заявлением о признании малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях, принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предоставлении жилого помещения согласно норме предоставления.
Письмом Департамента городского имущества адрес от дата N ДГИ-ГР-325944/15-1 отказано в удовлетворении заявления фио, фио, фио, фио Владимировны, фио, фио Хоху Давидовичу, фио, действующему в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные.
При рассмотрении указанного заявления ответчиком сообщено истцам и при направлении ответа учтено, что Распоряжением Департамента городского имущества адрес N 15229 от дата фио, фио, фио, фио, фио, фио Хоху Давидовичу, фио, действующему в интересах несовершеннолетних фио, паспортные данные, и фио, паспортные данные, отказано в признании малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) по следующим основаниям: занимают жилое помещение размером более учетной нормы (с учетом площади жилого помещения, находящегося в собственности фио), не представлены документы, необходимые для определения размера имущественной обеспеченности (отсутствуют: копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) фио, копия трудовой книжки фио Л.А., сведения о доходах за дата фио Г., сведения о доходах за период дата по дата фио).
Также судом установлено, что фио, паспортные данные, жена фио, паспортные данные, дочь фио В., паспортные данные, дочь фио, паспортные данные, бывший муж дочери фио, паспортные данные, сын бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, дочь бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, дочь бывшего мужа дочери фио, паспортные данные, жена бывшего мужа дочери фио - фио Л.А., паспортные данные, занимают на условиях социального найма отдельную двухкомнатную квартиру площадью жилого помещения 48,3 кв. м, по адресу: адрес.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, что указано в ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации.
Порядок и условия принятия граждан в качестве нуждающихся в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ установлены Законом адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения".
В соответствии со ст. 7 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 данного Закона и если они подали заявление в порядке, установленном настоящим Законом: имеют гражданство Российской Федерации; проживают в адрес по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет; не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно ст. 8 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения": жители адрес признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы; 2) заявители проживают в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для постоянного проживания и ремонту и реконструкции не подлежащими, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 3) заявители являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; 4) заявители проживают в домах, в которых отсутствует хотя бы один из видов удобств, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, независимо от учетной нормы площади жилого помещения; 6) заявители не являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями, независимо от учетной нормы площади жилого помещения (за исключением лиц. для которых адрес является местом пребывания).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Закона в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
В силу ч. 3 ст. 9 Закона адрес N 29 от дата учетная норма установлена в размере 10 квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Указанная учетная норма установлена субъектом Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 50 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 11 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения":
1. Для признания жителей адрес нуждающимися в жилых помещениях уполномоченные органы исполнительной власти адрес рассматривают заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых малоимущим гражданам в соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору социального найма (далее - заявление), документы, приложенные к заявлению и подтверждающие наличие условий, указанных в статье 7 настоящего Закона.
2. Заявление заполняется заявителем и подписывается всеми совершеннолетними членами его семьи, желающими быть признанными нуждающимися в жилых помещениях (далее - заявитель). Форма заявления утверждается Правительством Москвы. Данным заявлением гражданин и члены его семьи выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений уполномоченными органами исполнительной власти адрес.
3. Заявление подается в уполномоченные органы исполнительной власти адрес по месту жительства заявителя. В случаях и в порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
4. Заявление подлежит регистрации в журнале учета заявлений с указанием даты приема заявления и перечня документов, представленных гражданином.
5. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным предъявлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи: 1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); 2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц. указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); 3) о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке установленном законом адрес; 4) о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности. В случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет.
Документы, свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителя, могут повлиять на решение о признании его нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет, прилагаются им к заявлению.
Уполномоченные органы исполнительной власти адрес в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления рассматривают вопросы о признании заявителей нуждающимися в жилых помещениях и принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании заявления и документов, представленных заявителем, а также документов, истребованных уполномоченными органами исполнительной власти адрес в рамках своих полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" отказ в признании заявителя нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: 1) не представлены предусмотренные статьей 11 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; 2) не соблюдено хотя бы одно из условий, указанных в статье 7 настоящего Закона; 3) представленные или имеющиеся в наличии у уполномоченного органа исполнительной власти адрес документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 4) не истек предусмотренный частью 1 статьи 10 настоящего Закона срок.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес от дата N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" члены семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
При рассмотрении заявлений жителей адрес о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) адрес Москвы руководствуется Постановлением Правительства Москвы от дата N 115-ПП, которым утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Согласно п. 2.2 Регламента граждане Российской Федерации, проживающие в адрес, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи; о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений); о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами адрес (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет); свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в адрес на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти адрес в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в содействии адрес в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации: единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги); полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо; о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, либо представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен Закон адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
В соответствии со ст. 2 данного Закона адрес малоимущими гражданами признаются жители адрес, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
адрес жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом адрес, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
Согласно данному Закону адрес жители адрес для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи.
Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности: о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства); о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений); о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом); о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона; о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами адрес, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации; иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
Согласно ст. 1 Закона адрес от дата N 7 "О порядке признания жителей адрес малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.
Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.
О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.
Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством адрес.
Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.
Согласно ст. 8 указанного Закона адрес отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если: не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные; имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека; размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.
При принятии решения об отказе в предоставлении государственной услуги адрес "Признание граждан малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования)" Департамент руководствовался вышеуказанными нормами законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона адрес N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" членами семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства и свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке, либо на основании решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона адрес N 29 "Об обеспечении права жителей адрес на жилые помещения" в квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с адрес в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
В остальных случаях лица, проживающие в одном жилом помещении и объединенные признаками родства или свойства, признаются членами одной семьи.
Исходя из вышеуказанных норм, для признания разными семьями граждане должны иметь разные договоры социального найма на отдельные жилые помещения в квартире, которые им предоставлены как разным семьям на основании отдельных решений органов исполнительной власти, в каждом из которых указана отдельная семья.
В соответствии со ст. 13 Закона адрес "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес", нанимателям жилого помещения предоставляется по договору социального найма жилое помещение, соответствующее по размерам площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее; занимаемому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте иного населенного пункта.
Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи со сносом дома.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона адрес от дата N 21 "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в адрес" основанием для освобождения жилых домов является правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с признанием в установленном порядке жилого дома непригодный (аварийным) и подлежащим сносу.
Согласно п. 1 и 2 ст. 13 указанного Закона переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде адрес соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. Размер площади жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, должен соответствовать размеру площади жилого помещения, предоставляемого с помощью города в соответствии с правовыми актами адрес.
В соответствии с ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан, Российской Федерации", государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями указанных правовых норм, проверил доводы сторон, дал представленным доказательствам правовую оценку, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал, что у ДГИ адрес не имелось оснований для принятия решения о признании истцов малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.
Признавая, что истцы вселены и зарегистрированы в занимаемом жилом помещении, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не имеется оснований для признания семьи истца фио из четырех человек и семьи истца фио из 5-ти человек разными семьями в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Отказывая в требованиях истцов о предоставлении жилых помещений по норме предоставления жилых помещений, установленных для граждан, состоящих на жилищном учете, суд исходил из того, что жилое помещение истцам предоставлено не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, оно должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий, истцы на учете по улучшению жилищных условий не состоят.
Суд первой инстанции правомерно указал, что истцы не лишены права обратиться с заявлением о признании их малоимущими гражданами нуждающимся в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с предоставлением необходимых документов.
В связи с тем, что нарушений прав истцам действиями ответчика не установлено, их обращение рассмотрено и на него дан письменный ответ по существу, суд первой инстанции признал, что несогласие истцов с содержанием данного ответа не свидетельствует о незаконности действий Департамента городского имущества адрес, поскольку вышеназванный ответ не нарушает прав и свобод истцов и не создает препятствий к их осуществлению, какая-либо обязанность или ответственность на истцов оспариваемым ответом не возложена.
Поскольку предусмотренное Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" право истцов на получение ответа на заявление от дата нарушено не было, их обращения рассмотрены должностным лицом Департамента городского имущества адрес, истцам дан письменный мотивированный ответ по существу, суд признал, что несогласие с содержанием ответа, его формой не является основанием для удовлетворения требований истцов и не является основанием для повторного рассмотрения обращения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, влияющих на правильность выводов суда первой инстанции, и направлены на иное толкование норм права и иную оценку доказательств, а поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Несогласие истцов с переселением в квартиру, предоставленную в связи со сносом дома, фактически направлены на оспаривание выводов вступившего в законную силу решения Дорогомиловского районного суда адрес от дата, что не может служить основанием к обжалуемого решения и дополнительного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда адрес от дата и дополнительное решение Пресненского районного суда адрес от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя истцов фио, фио, фио, фио, фио, фио, фио - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)