Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем было отказано по основанию, что ее семья не может быть принята на учет без представления соответствующих документов, истица полагает, что, поскольку ее сын является инвалидом, ее семья вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья:{ }Ширкова{ }Л.В. Дело{ }N{ }44г-123/17{
Докладчик: судья Лихачева И.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В., Мязина А.М.,
при секретаре А.А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску П.М.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Е.И.В., П.А.А., П.М.А. и П.Е.А., к администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и предоставлении права на внеочередное предоставление жилого помещения,
по кассационной жалобе администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения представителя П.М.А. - П.Т., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
П.М.А., действующая, в том числе, в интересах несовершеннолетних детей Е.И.В., П.А.А., П.М.А., П.Е., обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и предоставлении права на внеочередное предоставление жилого помещения.
В обоснование заявленных требований П.М.А. указала, что является многодетной матерью, ее семья, состоящая из 5 человек, проживает в квартире общей площадью... кв. м, принадлежащей на праве собственности ее матери П.Т. В квартире зарегистрированы помимо собственника еще 8 человек. В связи с этим она обратилась в администрацию городского поселения Красково с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем было отказано по основанию, что ее семья не может быть принята на учет без предоставления соответствующих документов. Полагала, что поскольку ее сын Е.И.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, ее семья вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 2 июня 2016 года иск П.М.А. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года решение суда отменено, по делу постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований. На администрацию городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области возложена обязанность принять П.М.А. с составом семьи 5 человек (она и дети) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, и предоставить П.М.А. с этим составом семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, с учетом права Е.И.В. на дополнительную жилую площадь.
В кассационной жалобе администрация городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии.
13 марта 2017 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Ризиной А.Н. от 11 апреля 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец П.М.А. является многодетной матерью и проживает с семьей из 5 человек (она, Е.И.В., П.А.А., П.М.А., П.Е.) в жилом помещении - ..., принадлежащей на праве собственности матери истца П.Т.
В указанном жилом помещении также по постоянному месту жительства зарегистрированы: мать истца П.Т., отец П.А.В., брат П.В., его жена П.И., их двое несовершеннолетних детей, а также неустановленной степени родства с собственником квартиры - А.А.М. и Ю.
До 2015 года истцу на праве собственности принадлежали жилой одноэтажный дом, площадью... кв. м по адресу: ..., с земельным участком и жилой одноэтажный жилой дом, площадью... кв. м, по адресу: ..., с земельным участком, которые были отчуждены П.М.А. на основании договора дарения от 28 сентября 2015 года своей матери П.Т.
Согласно медицинской справке N 169/к, выданной ГБУЗ Московской области "Люберецкий ПНД", от 8 октября 2015 г. Е.И.В. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт признания в установленном порядке ее семьи малоимущей. Суд также указал, что истец, ее дети, родители и родной брат с семьей, являются членами одной семьи; П.М.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как произвела отчуждение двух жилых домов, которые непригодными для проживания в установленном законом порядке признаны не были.
Не соглашаясь с выводами и законностью решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал, что в квартире проживают несколько разных семей, на семью истца приходится менее учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых условий, иных жилых помещений семья П.М.А. на праве собственности либо по договору найма не имеет. Семья истца является малоимущей, так как получает государственную социальную помощь и экстренную социальную помощь, один из детей страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь. Поэтому судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении исковых требований П.М.А. в полном объеме.
Между тем, с данными выводами судебной коллегии согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют сведения о признании семьи П.М.А. малоимущей в установленном законом порядке с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения.
Из материалов дела следует, что П.М.А. обратилась на имя главы администрации городского поселения Красково с заявлением о признании ее и членов ее семьи в составе пяти человек в целях признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Администрация городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области не отказывала П.М.А. в постановке ее с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, а 11 января 2016 г. в адрес истца было направлено письменное сообщение, в котором было предложено для рассмотрения вопроса о признании семьи истца малоимущей предоставить в администрацию городского поселения до 30 января 2016 года документы, являющиеся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества (л.д. 72 - 73).
После получения указанного письма П.М.А. никакие документы ответчику не представляла, а сразу обратилась с настоящим иском в суд.
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для принятия семьи истца на соответствующий жилищный учет, сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Ссылку суда апелляционной инстанции о том, что семья истца является малоимущей, поскольку получает социальную помощь и экстренную помощь, нельзя отнести к обстоятельству, подтверждающему признание семьи истца малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном законом порядке.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания малоимущей и оказания такой семье государственной социальной помощи и Порядок учета доходов и имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда, подпадают под разное правовое регулирование.
Порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен Законом Московской области от 30.12.2005 N 277/2005-ОЗ "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу п. 1 ст. 2 указанного Закона перечень видов доходов и порядок их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда устанавливается Правительством Московской области.
Согласно ч. 5. ч. 6 ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2005 N 277/2005-оз "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", органы местного самоуправления вправе осуществлять проверку сведений, указанных в документах, представляемых гражданами. Представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в принятии решения о признании гражданина малоимущим. Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Правительства Московской области от 23.04.2007 N 296/15 утвержден Порядок определения порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 2 Порядка из суммы среднедушевого дохода и стоимости имущества гражданина или одиноко проживающего гражданина исключается величина прожиточного минимума, установленного в Московской области, и сумма оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Одновременно постановлением Правительства Московской области от 31.08.2006 N 839\\33 утвержден Порядок учета доходов и имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Обоснований исчисления среднедушевого дохода семьи истца в целях признания ее семьи малоимущей и предоставления истцу по договору социального найма помещения муниципального жилищного фонда, судом апелляционной инстанции не приведено.
Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ответчик обязан предоставить всей семье истца квартиру во внеочередном порядке.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма семьи истца по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится несовершеннолетний сын П.М.А. - Е.И.В.
Иные члены семьи П.М.А. таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи П.М.А., состоящей из пяти человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного президиум полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда нельзя признать законным, а потому оно подлежит отмене с направлением на новое судебное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.04.2017 N 203 ПО ДЕЛУ N 44Г-123/2017
Требование: О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и предоставлении права на внеочередное предоставление жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем было отказано по основанию, что ее семья не может быть принята на учет без представления соответствующих документов, истица полагает, что, поскольку ее сын является инвалидом, ее семья вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. N 203
Судья:{ }Ширкова{ }Л.В. Дело{ }N{ }44г-123/17{
Докладчик: судья Лихачева И.А.
Президиум Московского областного суда в составе:
председательствующего Виноградова В.Г.,
членов президиума Гаценко О.Н., Овчинниковой Л.А., Самородова А.А., Соловьева С.В., Мязина А.М.,
при секретаре А.А.О.,
рассмотрев гражданское дело по иску П.М.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Е.И.В., П.А.А., П.М.А. и П.Е.А., к администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и предоставлении права на внеочередное предоставление жилого помещения,
по кассационной жалобе администрации городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года,
заслушав доклад судьи Абдулгалимовой Н.В.,
объяснения представителя П.М.А. - П.Т., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
установил:
П.М.А., действующая, в том числе, в интересах несовершеннолетних детей Е.И.В., П.А.А., П.М.А., П.Е., обратилась в суд с иском к администрации городского поселения Красково Люберецкого района Московской области о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, принятии на учет в качестве нуждающихся в жилье и предоставлении права на внеочередное предоставление жилого помещения.
В обоснование заявленных требований П.М.А. указала, что является многодетной матерью, ее семья, состоящая из 5 человек, проживает в квартире общей площадью... кв. м, принадлежащей на праве собственности ее матери П.Т. В квартире зарегистрированы помимо собственника еще 8 человек. В связи с этим она обратилась в администрацию городского поселения Красково с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в чем было отказано по основанию, что ее семья не может быть принята на учет без предоставления соответствующих документов. Полагала, что поскольку ее сын Е.И.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную площадь, ее семья вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 2 июня 2016 года иск П.М.А. оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года решение суда отменено, по делу постановлено новое решение об удовлетворении исковых требований. На администрацию городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области возложена обязанность принять П.М.А. с составом семьи 5 человек (она и дети) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договору социального найма, и предоставить П.М.А. с этим составом семьи вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, с учетом права Е.И.В. на дополнительную жилую площадь.
В кассационной жалобе администрация городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии.
13 марта 2017 года дело истребовано в Московский областной суд.
Определением судьи Московского областного суда Ризиной А.Н. от 11 апреля 2017 года кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такого характера существенные нарушения норм права были допущены судом апелляционной инстанции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец П.М.А. является многодетной матерью и проживает с семьей из 5 человек (она, Е.И.В., П.А.А., П.М.А., П.Е.) в жилом помещении - ..., принадлежащей на праве собственности матери истца П.Т.
В указанном жилом помещении также по постоянному месту жительства зарегистрированы: мать истца П.Т., отец П.А.В., брат П.В., его жена П.И., их двое несовершеннолетних детей, а также неустановленной степени родства с собственником квартиры - А.А.М. и Ю.
До 2015 года истцу на праве собственности принадлежали жилой одноэтажный дом, площадью... кв. м по адресу: ..., с земельным участком и жилой одноэтажный жилой дом, площадью... кв. м, по адресу: ..., с земельным участком, которые были отчуждены П.М.А. на основании договора дарения от 28 сентября 2015 года своей матери П.Т.
Согласно медицинской справке N 169/к, выданной ГБУЗ Московской области "Люберецкий ПНД", от 8 октября 2015 г. Е.И.В. является ребенком-инвалидом, страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 N 378, а также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт признания в установленном порядке ее семьи малоимущей. Суд также указал, что истец, ее дети, родители и родной брат с семьей, являются членами одной семьи; П.М.А. намеренно ухудшила свои жилищные условия, так как произвела отчуждение двух жилых домов, которые непригодными для проживания в установленном законом порядке признаны не были.
Не соглашаясь с выводами и законностью решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал, что в квартире проживают несколько разных семей, на семью истца приходится менее учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых условий, иных жилых помещений семья П.М.А. на праве собственности либо по договору найма не имеет. Семья истца является малоимущей, так как получает государственную социальную помощь и экстренную социальную помощь, один из детей страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенного в перечень заболеваний, дающих право на дополнительную жилую площадь. Поэтому судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении исковых требований П.М.А. в полном объеме.
Между тем, с данными выводами судебной коллегии согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма, как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то их право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущими, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалах дела отсутствуют сведения о признании семьи П.М.А. малоимущей в установленном законом порядке с целью предоставления по договору социального найма жилого помещения.
Из материалов дела следует, что П.М.А. обратилась на имя главы администрации городского поселения Красково с заявлением о признании ее и членов ее семьи в составе пяти человек в целях признания нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Администрация городского поселения Красково Люберецкого муниципального района Московской области не отказывала П.М.А. в постановке ее с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, а 11 января 2016 г. в адрес истца было направлено письменное сообщение, в котором было предложено для рассмотрения вопроса о признании семьи истца малоимущей предоставить в администрацию городского поселения до 30 января 2016 года документы, являющиеся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества (л.д. 72 - 73).
После получения указанного письма П.М.А. никакие документы ответчику не представляла, а сразу обратилась с настоящим иском в суд.
В этой связи вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для принятия семьи истца на соответствующий жилищный учет, сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Ссылку суда апелляционной инстанции о том, что семья истца является малоимущей, поскольку получает социальную помощь и экстренную помощь, нельзя отнести к обстоятельству, подтверждающему признание семьи истца малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном законом порядке.
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи для признания малоимущей и оказания такой семье государственной социальной помощи и Порядок учета доходов и имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда, подпадают под разное правовое регулирование.
Порядок признания граждан малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрен Законом Московской области от 30.12.2005 N 277/2005-ОЗ "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу п. 1 ст. 2 указанного Закона перечень видов доходов и порядок их учета в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда устанавливается Правительством Московской области.
Согласно ч. 5. ч. 6 ст. 6 Закона Московской области от 30.12.2005 N 277/2005-оз "О признании граждан, проживающих в Московской области, малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", органы местного самоуправления вправе осуществлять проверку сведений, указанных в документах, представляемых гражданами. Представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений является основанием для отказа в принятии решения о признании гражданина малоимущим. Решение органа местного самоуправления может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Постановлением Правительства Московской области от 23.04.2007 N 296/15 утвержден Порядок определения порогового значения доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии с п. 2 Порядка из суммы среднедушевого дохода и стоимости имущества гражданина или одиноко проживающего гражданина исключается величина прожиточного минимума, установленного в Московской области, и сумма оплаты жилого помещения и коммунальных услуг.
Одновременно постановлением Правительства Московской области от 31.08.2006 N 839\\33 утвержден Порядок учета доходов и имущества граждан в целях признания их малоимущими и предоставления им по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Обоснований исчисления среднедушевого дохода семьи истца в целях признания ее семьи малоимущей и предоставления истцу по договору социального найма помещения муниципального жилищного фонда, судом апелляционной инстанции не приведено.
Нельзя согласиться и с выводом суда апелляционной инстанции о том, что ответчик обязан предоставить всей семье истца квартиру во внеочередном порядке.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма семьи истца по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится несовершеннолетний сын П.М.А. - Е.И.В.
Иные члены семьи П.М.А. таким правом не обладают, в связи с чем вывод суда апелляционной инстанции о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи П.М.А., состоящей из пяти человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного президиум полагает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда нельзя признать законным, а потому оно подлежит отмене с направлением на новое судебное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 12 декабря 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
В.Г.ВИНОГРАДОВ
В.Г.ВИНОГРАДОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)