Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-2337/2017

Требование: О признании незаконным и отмене распоряжения об исключении из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что основания предоставления ей жилого помещения не изменились, поскольку она не является собственником либо нанимателем жилого помещения, а также членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2017 г. по делу N 33а-2337/2017


Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Степина А.Б.,
при секретаре И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р. дело по апелляционной жалобе директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З. на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2017 года по административному исковому заявлению и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области в интересах Т.А. к директору государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" об обжаловании распоряжения об исключении Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,

установила:

и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области обратился в суд в интересах Т.А. об обжаловании распоряжения N 73 от 22 февраля 2017 года "Об исключении Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", указав, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей установлено, что директором ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" издано распоряжение N 73 от 22 февраля 2017 года "Об исключении Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями". При этом распоряжение N 450 от 20 августа 2012 года, в соответствии с которым Т.А. включена в указанный список, не отменено. На момент принятия административным ответчиком распоряжения об исключении Т.А. из указанного списка основания предоставления Т.А. жилого помещения специализированного жилого помещения не изменились: последняя не является собственником либо нанимателем жилого помещения, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Из акта обследования жилищных условий по месту регистрации Т.А. усматривается, что условия для проживания признаны неудовлетворительными, общая площадь жилого помещения составляет 32 кв. м, жилая площадь - 15 кв. м. В жилом помещении помимо Т.А. зарегистрировано еще 3 человека, учетная норма жилого помещения по ЗАТО г. Знаменск составляет 11 кв. м, на человека. Считает, что распоряжение N 73 от 22 февраля 2017 года принято незаконно противоречит действующему законодательству, просит его отменить. Обязать директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З. устранить допущенное нарушение и восстановить Т.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах Т.А., просил удовлетворить административные исковые требования.
Административный истец Т.А. просила суд административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика с требованиями по административному исковому заявлению не согласился, просил в удовлетворении отказать.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2017 года административные исковые требования и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области, действующего в интересах Т.А., удовлетворены. На директора Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З. возложена обязанность отменить распоряжение N 73 от 22 февраля 2017 года "Об исключении Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями", как незаконное и восстановить Т.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию "ЗАТО Знаменск Астраханской области".
В апелляционной жалобе директором Государственного казенного учреждения Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права, указав, что у административного ответчика имелись правовые основания для исключения Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На заседание судебной коллегии административный истец Т.А. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.
С учетом положений статей 10, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав докладчика, административного ответчика - директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З., представителя ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" К., поддержавших доводы жалобы, прокурора Петрову О.Н., возражавшую против доводов жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в. защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
Положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), которым жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 22 мая 2012 года родители Т.А. лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе в отношении Т.А.
Распоряжением N 427 от 3 августа 2012 года "О передаче малолетней Т.А., оставшейся без попечения родителей на полное государственное обеспечение в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подтверждено, что Т.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана оставшейся без попечения родителей, передана на полное государственное обеспечение.
Согласно распоряжению Минсоцразвития и труда Астраханской области в лице ГКУ Астраханской области "Межрайонный центр социальной поддержки населения Ахтубинского района и ЗАТО Знаменск" N 450 от 20 августа 2012 года малолетняя Т.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по ЗАТО Знаменск Астраханской области и включена в список детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Распоряжением Минсоцразвития и труда Астраханской области ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" N 73 от 22 февраля 2017 года Т.А. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что Т.А. зарегистрирована и является пользователем жилого помещения, расположенного в <адрес>, жилой район "Знаменский", <адрес>. Жилое помещение не признано непригодным для проживания, Т.А. имеет право на заключение договора найма указанного жилого помещения.
Из договора найма N 1/1309 от 12 марта 2007 года видно, что Т.А. в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма жилого помещения не внесена.
Актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного в <адрес>, <адрес> <адрес>, в котором зарегистрирована Т.А., установлено, что кроме малолетних детей в указанном жилом помещении зарегистрирована мать детей Т.С.
Из экспертного заключения Роспотребнадзора в лице филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Астраханской области в Ахтубинском, Харабалинском районах и ЗАТО Знаменск" N 1.60 от 15 марта 2017 года усматривается, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" и СанПиН 2.1.22801-10 Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" п. 4, 5, 8.
Актом технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: г. Знаменск, жилой район "Знаменский", д. 41, кв. 17 подтверждено неудовлетворительное техническое состояние жилого помещения.
Удовлетворяя административные исковые требования и.о. прокурора ЗАТО Знаменск Астраханской области, действующего в интересах Т.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение принято административным ответчиком без учета фактических обстоятельств и вопреки требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
В силу пункта 3.2 статьи 20.1 Закона Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" N 75/2006-03 от 10 октября 2006 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из первичного списка, сводного списка, извлечения из сводного списка в случае: утраты лицом оснований предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Астраханской области; смерти лица, указанного в части 6 статьи 15 настоящего Закона.
В соответствии с частью 4, частью 5 статьи 50 Жилищного Кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением мэра муниципального образования "ЗАТО Знаменск Астраханской области" N 879 от 1 июня 2007 года "Об учетной норме и норме предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда ЗАТО Знаменск по договору социального найма" установлена учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи. Также установлена норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 14 кв. м общей площади на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек и 18 кв. м общей площади на одиноко проживающих граждан.
Из материалов дела видно, что в жилом помещении вместе с Т.А. зарегистрировано 4 человека, общая площадь данного жилого помещения составляет 32 кв. м, жилая площадь 15 кв. м, в связи с чем на одного человека приходится менее учетной нормы площади жилого помещения.
Проанализировав нормы права, регулирующие возникшие спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для исключения Т.А. из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Доводы апелляционной жалобы о намерении выселить в судебном порядке Т.С. из занимаемого жилого помещения, после чего общая площадь его будет соответствовать учетной норме не влекут отмены решения суда первой инстанции, поскольку правового значения при рассмотрении настоящего административного дела не имеют.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная. коллегия по административным делам Астраханского областного суда

определила:

решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 03 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора ГКУ Астраханской области "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Знаменск" З. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)