Судебные решения, арбитраж
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой Г.Н.,
судей Яковлева А.С.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленской Ю.А.,
при участии:
- от Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: Пензева М.И., представитель по доверенности от 05.02.2016 N 3;
- от муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла: Куличкова М.А., представитель по доверенности от 09.02.2016 N 52-д;
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 по делу N А48-3019/2015 (судья Юдина А.Н.) по исковому заявлению муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области о взыскании 1 213 800 руб., составляющих убытки,
установил:
муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла (далее - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - ответчик 1) о взыскании 1 213 800 руб. убытков.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик 2).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 с субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области за счет казны Орловской области взыскано в пользу муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла 1 213 800 руб. убытки. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда представитель субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Панькина Наталья Ивановна (страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378) и ее опекун Панькина Зинаида Николаевна, Постановлением Администрации г. Орла от 13.07.2010 N 2300 включены в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Определением Советского районного суда г. Орла об утверждении мирового соглашения от 26.07.2013 на Администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Панькиной Н.И. и Панькиной З.Н. жилое помещение вне очереди по договору социального найма, однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, общей площадью 32,2 кв. м.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между Администрацией г. Орла и Панькиной З.Н., Панькиной Н.И. заключен договор социального найма жилого помещения от 12.09.2013 N 278, находящегося в муниципальной собственности, а именно однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, общей площадью 32,2 кв. м.
04.09.2014 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано Администрацией г. Орла в собственность Панькиной З.Н., Панькиной Н.И. по договору на передачу квартиры в собственность.
Согласно отчету от 09.12.2014 N 2791-12-14 "Об оценке рыночной стоимости квартиры, назначение: жилое, общая площадь 32,2 кв. м, этаж 5, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3", подготовленного независимой оценкой "Лидер" ИП Бондарева Г.В., рыночная стоимость однокомнатной квартиры площадью 32,2 кв. м расположенной по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3 составила 1 213 800 руб.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Принятие их на учет осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку Панькина Н.И., страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 и ее опекун Панькина З.Н. Постановлением Администрации г. Орла от 13.07.2010 N 2300 включены в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, то есть поставлены на учет после 01.01.2005, вышеуказанные нормы подлежат применению.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Администрация г. Орла направила в адрес Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области письмо от 01.02.2013 N 2/431-и и список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2013.
Истец в обоснование расчета убытков представил в материалы дела отчет N 2792-12-14 об оценке рыночной стоимости квартиры, назначение: жилое, общая площадь 32,2 кв. м, этаж 5, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, из которого следует, что величина рыночной стоимости квартиры составляет 1 213 800 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может быть принят судом апелляционной инстанции. Указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Отсутствие денежных средств в бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период также не может служить основанием для отказа от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
При таких обстоятельствах с субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области в пользу истца правомерно взысканы убытки в размере 1 213 800 руб. за счет средств казны Орловской области.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Орловской области.
Изложенная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 N 303-ЭС-8812, от 01.12.2015 N 303-ЭС15-9208, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321.
Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, заявителем не представлено.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за ее подачу в силу закона.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 по делу N А48-3019/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.Н.КОРАБЛЕВА
Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.03.2016 N 19АП-631/2016 ПО ДЕЛУ N А48-3019/2015
Разделы:Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу N А48-3019/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2016 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кораблевой Г.Н.,
судей Яковлева А.С.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленской Ю.А.,
при участии:
- от Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области: Пензева М.И., представитель по доверенности от 05.02.2016 N 3;
- от муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла: Куличкова М.А., представитель по доверенности от 09.02.2016 N 52-д;
- от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 по делу N А48-3019/2015 (судья Юдина А.Н.) по исковому заявлению муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области, Субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области о взыскании 1 213 800 руб., составляющих убытки,
установил:
муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла (далее - Администрация, истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области (далее - ответчик 1) о взыскании 1 213 800 руб. убытков.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области (далее - ответчик 2).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 с субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области за счет казны Орловской области взыскано в пользу муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла 1 213 800 руб. убытки. В удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, субъект Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда представитель субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Орловской области явку представителей в судебное заседание не обеспечила, о слушании дела извещена надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, Панькина Наталья Ивановна (страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378) и ее опекун Панькина Зинаида Николаевна, Постановлением Администрации г. Орла от 13.07.2010 N 2300 включены в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.
Определением Советского районного суда г. Орла об утверждении мирового соглашения от 26.07.2013 на Администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Панькиной Н.И. и Панькиной З.Н. жилое помещение вне очереди по договору социального найма, однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, общей площадью 32,2 кв. м.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта между Администрацией г. Орла и Панькиной З.Н., Панькиной Н.И. заключен договор социального найма жилого помещения от 12.09.2013 N 278, находящегося в муниципальной собственности, а именно однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, общей площадью 32,2 кв. м.
04.09.2014 в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указанное жилое помещение передано Администрацией г. Орла в собственность Панькиной З.Н., Панькиной Н.И. по договору на передачу квартиры в собственность.
Согласно отчету от 09.12.2014 N 2791-12-14 "Об оценке рыночной стоимости квартиры, назначение: жилое, общая площадь 32,2 кв. м, этаж 5, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3", подготовленного независимой оценкой "Лидер" ИП Бондарева Г.В., рыночная стоимость однокомнатной квартиры площадью 32,2 кв. м расположенной по адресу: г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3 составила 1 213 800 руб.
Ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы являются убытками и подлежат возмещению за счет федерального бюджета, муниципальное образование "Город Орел" в лице Администрации города Орла обратилось в суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
По смыслу указанных норм права, при рассмотрении судом данных исковых требований доказыванию подлежат факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей, наличие и размер причиненного гражданину или юридическому лицу вреда, причинная связь между этими действиями (бездействием) и причиненным вредом.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договорам социального найма, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственники жилых помещений, члены семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Принятие их на учет осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
В соответствии с подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку Панькина Н.И., страдающая заболеванием тяжелой хронической формы, включенным в соответствующий Перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 и ее опекун Панькина З.Н. Постановлением Администрации г. Орла от 13.07.2010 N 2300 включены в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, то есть поставлены на учет после 01.01.2005, вышеуказанные нормы подлежат применению.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О указал, что в силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Содержащееся в пункте 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении гражданам жилых помещений вне очереди, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), закрепляет только особенность реализации жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что часть 3 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяется в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Отнесение этих расходов к расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Администрация г. Орла направила в адрес Департамента здравоохранения и социального развития Орловской области письмо от 01.02.2013 N 2/431-и и список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года и имеющих право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по состоянию на 1 января 2013.
Истец в обоснование расчета убытков представил в материалы дела отчет N 2792-12-14 об оценке рыночной стоимости квартиры, назначение: жилое, общая площадь 32,2 кв. м, этаж 5, адрес объекта: Орловская область, г. Орел, ул. Бурова, д. 8, кв. 3, из которого следует, что величина рыночной стоимости квартиры составляет 1 213 800 руб.
Довод заявителя жалобы о том, что законодательство не содержит порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может быть принят судом апелляционной инстанции. Указанное обстоятельство не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств. Отсутствие денежных средств в бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период также не может служить основанием для отказа от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
При таких обстоятельствах с субъекта Российской Федерации - Орловской области в лице Департамента финансов Орловской области в пользу истца правомерно взысканы убытки в размере 1 213 800 руб. за счет средств казны Орловской области.
При этом суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований муниципального образования "Город Орел" в лице Администрации города Орла к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Орловской области.
Изложенная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2015 N 303-ЭС-8812, от 01.12.2015 N 303-ЭС15-9208, от 11.12.2015 N 309-ЭС15-9501, от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321.
Новых доказательств по делу, которые не были бы предметом рассмотрения арбитражного суда области, заявителем не представлено.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины за ее подачу в силу закона.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 17.12.2015 по делу N А48-3019/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Субъекта Российской Федерации - Орловская область в лице Департамента финансов Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.Н.КОРАБЛЕВА
Судьи
А.С.ЯКОВЛЕВ
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)