Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что она и члены ее семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в дальнейшем распоряжением были сняты с жилищного учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рощин О.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Зенкиной В.Л., Новиковой Е.А.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Б. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 01 июня 2015 года, которым постановлено:
Заявление В. о признании незаконным распоряжения ДГИ г. Москвы от 18.02.2015, обязании восстановить на учете по улучшению жилищных условий, удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить распоряжение ДГИ г. Москвы от 18.02.2015 за N * о снятии В. и членов ее семьи с учета нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Обязать ДГИ г. Москвы восстановить В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., на учете нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, с даты первоначальной постановки на учет - с 13 ноября 2009 года,
установила:
В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения ДГИ г. Москвы от 18 февраля 2015 года за N * о снятии заявителя и членов ее семьи с жилищного учета, обязании восстановить на учете по улучшению жилищных условий.
Заявитель и ее представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, доводы заявления полностью поддержали.
Представитель ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, заявлений об отложении слушания дела, об уважительности причин неявки в суд не поступало.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного решения.
Департамент городского имущества г. Москвы, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя В. по доверенности В., разрешив вопрос о рассмотрении дела при данной явке, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными фактическими обстоятельствами дела.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Правовой статус лиц, нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 3 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Статьей 28 названного Закона предусмотрен перечень жителей города Москвы, которым предоставляются жилые помещения по договору найма, а именно: жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении жилого помещения по договору найма; жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по договору найма; жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире и обеспеченным по нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения изолированного жилого помещения в этой коммунальной квартире и при отсутствии проживающих в этой квартире жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий; участникам городских жилищных программ.
В соответствии со ст. 14 Закона право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных статьей 15 данного Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма размера площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы, на одного человека составляет 18 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В., * г.р., ее муж В., - * г.р., дочь В., * г.р., сын В., 2003 г.р., отец В., * г.р., мать В., * г.р. (всего 6 чел.) были зарегистрированы и проживали в двухкомнатной квартире, общей площадью 57,6 кв. м, жилой площадью 31,9 кв. м по адресу: г. Москва, * проезд, дом *, корп. *, кв. *.
Распоряжением Главы управы района Орехово-Борисово Северное гор. Москвы от 10 декабря 2009 года N * заявитель и члены ее семьи (вышеуказанные 6 чел.) были поставлены на учет в качестве нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с 13 ноября 2009 года (учетное дело N * (л.д. 81 - 82).
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 18 февраля 2015 года заявитель В. и члены ее семьи (вышеуказанные 6 чел.) были сняты с жилищного учета на основании ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", при этом ДГИ г. Москвы было учтено, что брак В. и В. расторгнут в 2014 г., а В. и В. имеют на праве собственности жилые помещения в виде домов в * обл. (всего 3 дома) (л.д. 128 - 129).
Удовлетворяя требования заявления В., суд учел, что в соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" учет уровня обеспеченности всех членов семьи жильем производится лишь при постановке граждан на жилищный учет, согласно же содержания вышеуказанных норм и ст. 56 ЖК Российской Федерации последующее изменение уровня обеспеченности жильем членов семьи заявителя не может являться законным основанием для снятия заявителя и членов его семьи с жилищного учета.
Поскольку заявитель и члены ее семьи законно и обоснованно приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, основанием для снятия кого-либо из заявителей могло быть предоставление жилого помещения по договору социального найма, либо наличие оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, а также ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" следует, что лица, законно поставленные на жилищный учет, могут быть сняты с него при изменении жилищных условий (если им не предоставлялось новое жилье), лишь в случае если на каждого члена семьи после изменений приходится жилье более нормы предоставления.
Между тем, как усматривается из материалов дела, заявитель В. и члены ее семьи в настоящее время зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире N * по адресу: г. Москва, * проезд, дом *, кор. *, общей площадью 57,6 кв. м, жилой площадью 31,9 кв. м, то есть, на каждого приходится 11,52 кв. м общей площади или 6,38 кв. м жилой площади, что не превышает норму предоставления.
Иным основанием к признанию незаконным оспариваемого распоряжения ДГИ гор. Москвы от 18.02.2015 г. является то обстоятельство, что Департаментом городского имущества г. Москвы было признано и учтено наличие у В. в собственности дома, площадью 33,7 кв. м, по адресу: * обл., * район, с. * и дом, площадью 24,4 кв. м по адресу: *., * район, с. *, а у В. дом, площадью 16,1 кв. м, по адресу: * обл., * район, с. *, в связи с чем, заявитель и члены ее семьи были сняты с учета как обеспеченные площадью жилого помещения, согласно установленной нормы.
Согласно представленным в суд свидетельствам о государственной регистрации права указано, что вышеуказанные три дома по адресу: * обл., * район, с. *, * обл., * район, с. * и * обл., * район, с. * являются жилыми строениями.
В соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 15 ЖК Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из статьи 2 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" следует, что жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Между тем из ст. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской федерации", объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК Российской Федерации. Жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарными техническим правилам и нормам. Иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.10.2015 ПО ДЕЛУ N 33-37383/2015
Требование: О признании незаконным распоряжения, обязании восстановить на учете по улучшению жилищных условий.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица указала, что она и члены ее семьи были поставлены на учет в качестве нуждающихся в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, в дальнейшем распоряжением были сняты с жилищного учета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. по делу N 33-37383/15
Судья Рощин О.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Шубиной И.И.,
судей Зенкиной В.Л., Новиковой Е.А.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Зенкиной В.Л. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ДГИ г. Москвы по доверенности Б. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 01 июня 2015 года, которым постановлено:
Заявление В. о признании незаконным распоряжения ДГИ г. Москвы от 18.02.2015, обязании восстановить на учете по улучшению жилищных условий, удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить распоряжение ДГИ г. Москвы от 18.02.2015 за N * о снятии В. и членов ее семьи с учета нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Обязать ДГИ г. Москвы восстановить В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., В., * г.р., на учете нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, с даты первоначальной постановки на учет - с 13 ноября 2009 года,
установила:
В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения ДГИ г. Москвы от 18 февраля 2015 года за N * о снятии заявителя и членов ее семьи с жилищного учета, обязании восстановить на учете по улучшению жилищных условий.
Заявитель и ее представитель в судебное заседание суда первой инстанции явились, доводы заявления полностью поддержали.
Представитель ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, заявлений об отложении слушания дела, об уважительности причин неявки в суд не поступало.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Б., ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного решения.
Департамент городского имущества г. Москвы, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своего представителя не направил.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя В. по доверенности В., разрешив вопрос о рассмотрении дела при данной явке, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными фактическими обстоятельствами дела.
В силу ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Правовой статус лиц, нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 3 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
Статьей 28 названного Закона предусмотрен перечень жителей города Москвы, которым предоставляются жилые помещения по договору найма, а именно: жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и подавшим заявление о предоставлении жилого помещения по договору найма; жителям города Москвы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях предоставления им жилых помещений по договору найма; жителям города Москвы, являющимся нанимателями жилых помещений в коммунальной квартире и обеспеченным по нормам предоставления на каждого члена семьи, в случае освобождения изолированного жилого помещения в этой коммунальной квартире и при отсутствии проживающих в этой квартире жителей города Москвы, признанных нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий; участникам городских жилищных программ.
В соответствии со ст. 14 Закона право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных статьей 15 данного Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона жители города Москвы снимаются с жилищного учета при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
В силу п. 3 ст. 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" учетная норма размера площади жилого помещения, предоставляемого из жилищного фонда города Москвы, на одного человека составляет 18 кв. м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что В., * г.р., ее муж В., - * г.р., дочь В., * г.р., сын В., 2003 г.р., отец В., * г.р., мать В., * г.р. (всего 6 чел.) были зарегистрированы и проживали в двухкомнатной квартире, общей площадью 57,6 кв. м, жилой площадью 31,9 кв. м по адресу: г. Москва, * проезд, дом *, корп. *, кв. *.
Распоряжением Главы управы района Орехово-Борисово Северное гор. Москвы от 10 декабря 2009 года N * заявитель и члены ее семьи (вышеуказанные 6 чел.) были поставлены на учет в качестве нуждающихся в содействии гор. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с 13 ноября 2009 года (учетное дело N * (л.д. 81 - 82).
Распоряжением ДГИ г. Москвы от 18 февраля 2015 года заявитель В. и члены ее семьи (вышеуказанные 6 чел.) были сняты с жилищного учета на основании ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", при этом ДГИ г. Москвы было учтено, что брак В. и В. расторгнут в 2014 г., а В. и В. имеют на праве собственности жилые помещения в виде домов в * обл. (всего 3 дома) (л.д. 128 - 129).
Удовлетворяя требования заявления В., суд учел, что в соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 9 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" учет уровня обеспеченности всех членов семьи жильем производится лишь при постановке граждан на жилищный учет, согласно же содержания вышеуказанных норм и ст. 56 ЖК Российской Федерации последующее изменение уровня обеспеченности жильем членов семьи заявителя не может являться законным основанием для снятия заявителя и членов его семьи с жилищного учета.
Поскольку заявитель и члены ее семьи законно и обоснованно приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, основанием для снятия кого-либо из заявителей могло быть предоставление жилого помещения по договору социального найма, либо наличие оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права, а также ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" следует, что лица, законно поставленные на жилищный учет, могут быть сняты с него при изменении жилищных условий (если им не предоставлялось новое жилье), лишь в случае если на каждого члена семьи после изменений приходится жилье более нормы предоставления.
Между тем, как усматривается из материалов дела, заявитель В. и члены ее семьи в настоящее время зарегистрированы и проживают в двухкомнатной квартире N * по адресу: г. Москва, * проезд, дом *, кор. *, общей площадью 57,6 кв. м, жилой площадью 31,9 кв. м, то есть, на каждого приходится 11,52 кв. м общей площади или 6,38 кв. м жилой площади, что не превышает норму предоставления.
Иным основанием к признанию незаконным оспариваемого распоряжения ДГИ гор. Москвы от 18.02.2015 г. является то обстоятельство, что Департаментом городского имущества г. Москвы было признано и учтено наличие у В. в собственности дома, площадью 33,7 кв. м, по адресу: * обл., * район, с. * и дом, площадью 24,4 кв. м по адресу: *., * район, с. *, а у В. дом, площадью 16,1 кв. м, по адресу: * обл., * район, с. *, в связи с чем, заявитель и члены ее семьи были сняты с учета как обеспеченные площадью жилого помещения, согласно установленной нормы.
Согласно представленным в суд свидетельствам о государственной регистрации права указано, что вышеуказанные три дома по адресу: * обл., * район, с. *, * обл., * район, с. * и * обл., * район, с. * являются жилыми строениями.
В соответствии со ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданам, нуждающимся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 15 ЖК Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из статьи 2 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" следует, что жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Между тем из ст. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской федерации", объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК Российской Федерации. Жилым помещением признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарными техническим правилам и нормам. Иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)