Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.07.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5482/2017

Требование: О предоставлении жилого помещения.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Истец подал рапорт на имя командира войсковой части о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.к. в период службы не был обеспечен даже служебным жильем.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N 33-5482/2017


В суде первой инстанции дело рассматривалось судьей Брязгуновой Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Железовского С.И., Королева Ю.А.
при секретаре Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску А.А.ВА. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе А.А.ВА. на решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 12 апреля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Железовского С.И., судебная коллегия

установила:

А.А.ВА. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что приказом командующего 5 Армией МО РФ N от 20.12.2010 г. истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих"), выслуга составила в календарном исчислении 15 лет 01 мес., в льготном - 22 года 01 мес.
В 2010 г. истец подал рапорт на имя командира войсковой части 44980 о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, т.к. в период службы не был обеспечен даже служебным жильем. В выписке из приказа об увольнении отражено то, что истец изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. В 2015 г. истец обратился к ответчику с просьбой предоставить ему жилое помещение.
16.09.2015 г. в его адрес направлен ответ, из которого следует, что истец своевременно не заявил свое право на обеспечение жильем до момента исключения из списков личного состава воинской части, что не соответствует действительности.
Просил суд обязать ответчика предоставить ему на состав семьи из трех человек в собственность жилое помещение общей площадью не менее 54 кв. м.
Решением Кировского районного суда гор. Хабаровска от 12 апреля 2017 года в удовлетворении исковых требований А.А.ВА. отказано.
В апелляционной жалобе А.А.ВА. не согласившись с решением суда, просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, на неправильное применение норм процессуального права. Указывает, что после увольнения с военной службы он подал рапорт о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как в период службы не был обеспечен даже служебных жилым помещением. В выписке из приказа об увольнении отражено, что истец изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам. Однако суд, безосновательно отверг в качестве доказательства официальный документ - Приказ командующего 5 Армии МО РФ N от 20.12.2010 г., в котором указано, что истец до увольнения стоял на учете как нуждающийся в получение жилого помещения. Суд не привлек в качестве третьего лица воинскую часть и не истребовал у них рапорты.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не уведомили.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что в соответствии с выпиской из приказа командующего 5 Армией (по личному составу) N от 20.12.2010 г. майор А.А.ВА. состоящий в распоряжении командира 59 отдельной мотострелковой бригады, бывшего зам. начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы 394 мотострелкового полка 227 мотострелковой дивизии, уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подп. "а" п. 2 ст. 51 ФЗ). Общая продолжительность военной службы в ВС РФ составляет: календарная - 15 лет 01 мес., льготная - 22 года 01 мес.
Выпиской из приказа командира войсковой части 44980 N от 18.02.2011 г. А.А.ВА. с 01.03.2011 г. исключен из списков личного состава войсковой части.
Данные обстоятельства также подтверждаются послужным списком истца.
03.08.2015 г. (зарегистрировано от 05.08.2015 г.) А.А.ВА. обратился в ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, составом семьи 3 чел., в т.ч. супруга - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр.
Брак между А.А.ВБ. и ФИО1 заключен 25.09.2008 г., о чем составлена запись акта за N, сын ФИО2 родился у супругов А-вых ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака N выданным 25.09.2008 г., свидетельством о рождении N выданным 25.09.2008 г.
Согласно справок о регистрации по месту жительства ООО "Сбытовая организация Бикинского района" от 22.07.2015 г. N, от 17.03.2017 г. N, ФИО1 имеет постоянную регистрацию по <адрес>, собственником которого является ФИО3 Жилое помещение состоит из 1 комнаты, общей площадью 32,4 кв. м, где также имеют постоянную регистрацию с 09.10.2014 г.: А.А.ВА., ДД.ММ.ГГГГр. (муж), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр. (сын).
Решением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 08.09.2015 г. N А.А.ВА., составом семьи 3 чел., в т.ч. супруга - ФИО1, сын - ФИО2 <...> г.р. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию: в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ, не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Сообщением ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 16.04.2015 г. А.А.ВА. указано, что в соответствии со ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие обеспечиваются жилыми помещениями от МО РФ при увольнении с военной службы, своевременно заявившие свое право на обеспечение жильем до момента исключения их из списков личного состава. Истец уволен и исключен из списков части в связи с организационно-штатными мероприятиями приказом командира части от 18.02.2011 г. N.
Документы, для признания нуждающимся в получении жилого помещения, поступили в адрес Управления 05.08.2015 г., т.е. после увольнения и исключения его из списков личного состава войсковой части 44980. Оснований для признания истца нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих", нет. Дополнительно сообщено, что решение его жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст. 49 - 51 ЖК РФ, через органы местного самоуправления.
Из сообщения военного комиссариата гор. Бикин Бикинского и Вяземского районов Хабаровского края от 13.03.2017 г. указано, что А.А.ВА., ДД.ММ.ГГГГр., уроженец <адрес>, относительно постановки на учет нуждающихся в получении жилого помещения по установленным нормам (составом семьи, виде учета) в военном комиссариате гор. Бикин Бикинского и Вяземского районов Хабаровского края, в личном деле нет и другими данными не располагают.
Как следуем из Архивной справки ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ от 12.04.2017 г. N, в архиве ФГКУ "Востокрегионжилье" МО РФ, в переданных документах ФГУ "Бикинская КЭЧ района" МО РФ отсутствует учетное дело военнослужащего А.А.ВА., а также документов (протокол жилищной комиссии и др.) на признание А.А.ВА. нуждающимся в жилом помещении.
По информации Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 13.03.2017 г. у А.А.ВА., ФИО1, ФИО2 отсутствуют объекты недвижимого имущества, адрес постоянного места жительства: у А.А.ВВ. - <адрес>.; у ФИО1, ФИО2 - <адрес>.
Согласно справки КГУП "Хабкрайинвентаризация" от 01.02.2017 г. N, от 17.03.2017 г. N, за А.А.ВА., ФИО1 право собственности на объекты недвижимого имущества жилого (нежилого) назначения в Хабаровском крае, до 15.05.1998 г., не зарегистрировано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", Правилами признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 г. N 512, п. п. 12, 13, 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1054 от 06.09.1998 г., исходил из того, что поскольку на момент увольнения истец в установленном законом порядке по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, в том числе по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилого помещения.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, так как они соответствуют обстоятельствам дела, обоснованы нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и доказательствами, исследованными в судебном заседании, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей на дату увольнения истца с военной службы) государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства. (п. 14).
Порядок принятия на жилищный учет в Вооруженных Силах Российской Федерации урегулирован приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
Согласно пункту 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации, для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, с приложением необходимых документов, подтверждающих их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Возможность принятия на жилищный учет лиц, уволенных с военной службы, Инструкция не предусматривает.
Истец обратился с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после увольнения с военной службы.
Пунктом 26, 27, 28 Инструкции "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных силах РФ", утвержденной приказом Министра обороны РФ N 80 от 15.02.2000 г. установлено, что учет военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), осуществляется жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий). Для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с приложением справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства урегулирован в Правилах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054.
Согласно п. п. 12, 13, 16 Правил ведения учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами.
Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед уполномоченным органом о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий уполномоченный орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в выписке из приказа об увольнении отражено, что истец изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади по установленным нормам, судебной коллегией отклоняется, поскольку для включения военнослужащего в список очередников на получение жилой площади по установленным нормам необходимо решение жилищной комиссии. В материалах дела отсутствует решение жилищной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не привлек в качестве третьего лица воинскую часть и не истребовал у них рапорты, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежат привлечению к участию в деле в случае, если судебное постановление может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон, сторонами ходатайство о привлечении страховой компании к участию в деле не заявлялось, оспариваемым судебным решением права войсковой части не нарушаются. Согласно ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств истцом, либо его представителем суду не заявлялось.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, тогда как оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено. Судом правильно установлен характер спорных правоотношений, применены нормы материального права, подлежащие применению, верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не содержат оснований, установленных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда гор. Хабаровска от 12 апреля 2017 года по гражданскому делу по иску А.А.ВА. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о предоставлении жилого помещения оставить без изменения, апелляционную жалобу А.А.ВА. - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.КУСТОВА

Судьи
Ю.А.КОРОЛЕВ
С.И.ЖЕЛЕЗОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)