Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 02.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-28778/2016

Требование: О признании действий незаконными, признании решения уполномоченного органа незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты, выплатить денежные средства.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец с целью реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предоставил в уполномоченный орган рапорт о постановке его вместе с семьей на учет для получения единовременной социальной выплаты, однако оспариваемым решением ему было отказано в постановке на учет.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу N 33-28778


Судья: Шемякина Я.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе: председательствующего Суминой Л.Н.
судей: Дубинской В.К., Мухортых Е.Н.
при секретаре: Г.
Заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дубинской В.К.
Дело по апелляционной жалобе и дополнения к ней истца Ф.М.В.
на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 марта 2016 года,
которым постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Ф.М.В. к ФСИН России, УФСИН России по г. Москве о признании действий УФСИН по г. Москве, ФСИН России незаконными, признании решения Комиссии ФСИН России незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты, обязании выплатить денежные средства, отказать,
установила:

Ф.М.В. обратился в суд с иском к ФСИН России, УФСИН России по г. Москве о признании действий УФСИН по г. Москве, ФСИН России незаконными, признании решения Комиссии ФСИН России незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной выплаты, обязании выплатить денежные средства, мотивируя свои требования тем, что он является сотрудником уголовно-исполнительной системы с *** г., в настоящее время состоит в должности старшего инспектора отделения организации режима и надзора отдела следственных изоляторов УФСИН РФ по г. Москве, капитан внутренней службы. Общий стаж службы по состоянию на *** г. составляет *** лет *** месяцев *** дня, в том числе в УИС - *** лет *** месяцев *** дней.
*** истец с целью реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения предоставил в адрес Подкомиссии УФСИН России по г. Москве "по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" рапорт на имя директора ФСИН России с просьбой о постановке его вместе с семьей из четырех человек (сотрудник - Ф.М.В., супруга - Ф.Н., дочь - Ф.А. *** г.р., дочь - Ф.А., *** г.р.) на учет для получения указанной единовременной социальной выплаты, приложив необходимые и достаточные документы. Общий стаж службы по состоянию на *** г. составлял *** лет *** месяцев *** дней, в том числе в УИС - *** лет *** месяцев *** дня.
Решением Комиссии ФСИН России от *** г. истцу было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пунктов 5 и 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - таможенных органах Российской Федерации", с формулировкой в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 г." а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил...".
С данным решением Комиссии ФСИН России от 03.11.2015 (протокол N 73) истец не согласен, считает его необоснованным, принятым в результате неверного применения норм материального права, незаконным, нарушающим право истца на получение единовременной социальной выплаты и соответственно, подлежащим отмене.
Истец Ф.М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по г. Москве по доверенностям Б. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что решение об отказе в постановке на учет истца для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в 2012 г. и отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит истец Ф.М.В. по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнениям к ней, ссылаясь на то, что судом были нарушены нормы материального и процессуального права, не проверены представленные истцом доказательства.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца Ф.М.А., представителя ФСИН России и УФСИН России по г. Москве по доверенности Б., судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживанием с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации. (ч. 6 ст. 4 Федерального закона N 283 от 30 декабря 2012 года).
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Кроме того, согласно пункту 12 вышеуказанных Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, Ф.М.В., *** г.р., капитан внутренней службы, старший инспектор отделения организации режима и надзора отдела следственных изоляторов УФСИН России по г. Москве обратился с рапортом о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты *** г. (л.д. 15 - 16), что также подтверждается протоколом заседания Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 03.11.2015 N 73 (л.д. 99 - 100).
Выслуга лет в календарном исчислении истца составляет по состоянию на *** г. *** лет *** месяцев *** дня, что усматривается из справки N *** от *** г. (л.д. 119).
Истцом были представлены документы на состав семьи 4 человека: заявитель, супруга - Ф. (***) Н.В., *** г.р., дочь - Ф.А., *** (*** лет, представлена справка об обучении по очной форме из образовательного учреждения), дочь - Ф.А., *** г.р. (*** лет).
Как усматривается из домовой (поквартирной) книги и финансового лицевого счета, истец с супругой и старшей дочерью с *** г., младшая дочь с *** г. и по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью *** кв. м, по адресу: ***, принадлежащая на праве собственности Ф.М.В. (л.д. 17, 19).
Ранее истец и его дочери с *** г. по *** г. были постоянно зарегистрированы в принадлежащем истцу жилом помещении общей площадью *** кв. м (*** доля в праве от общей площади жилого дома *** кв. м - выделение доли по решению суда) по адресу: *** (л.д. 20 - 22). По данному адресу представлена справка об отсутствии финансового лицевого счета и выписка из домовой книги, согласно которой за указанный период на жилой площади было постоянно зарегистрировано *** человека (л.д. 83).
Ранее супруга истца - Ф.Н. с *** г. по *** г., с *** г. по *** г. была постоянно зарегистрирована в жилом помещении общей площадью *** кв. м, по адресу: *** (л.д. 86), принадлежащем на праве долевой собственности в размере *** доли в праве матери Ф.Н. - *** Е.А. Доля отчуждена в *** на основании договора купли-продажи. По данному адресу представлена копия домовой книги и архивная выписка из домовой книги, согласно которой на указанный период на жилой площади было постоянно зарегистрировано 4 человека. Отсутствует копия финансово-лицевого счета.
Истцом также были представлены справки БТИ с указанием девичьей фамилии супруги заявителя и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра без указания девичьей фамилии супруги истца, так как брак был заключен до *** г.
Согласно выписке из ЕГРП истец имел на праве общей долевой собственности *** доли в праве квартиры общей площадью *** кв. м (*** кв. м) по адресу: ***. Право прекращено *** г.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Ф.М.В. и члены его семьи не имеют.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Комиссией ФСИН России принято решение отказать Ф.М.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в *** году (п. 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 правил.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в *** г. Ф.М.В. совершены действия по отчуждению принадлежащего ему жилого помещения по адресу: ***, поэтому он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпунктом "з" пункта 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в подпункте "з" указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы.
Принимая во внимание, что истцом не была представлена копия финансового лицевого счета по адресу: ***, суд пришел к выводу о соответствии действий ответчика положениям пп. "з" п. 5 Правил.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение ФСИН России об отказе в постановке на учет Ф.М.В. для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ является правомерным.
Все приведенные выводы решения сделаны на основании правильно и полно установленных юридически значимых обстоятельств по делу, при верном применении норм материального права, поэтому судебная коллегия с ними согласна.
Доводы апелляционной жалобы истца и дополнений к ней о недопустимости применения положений ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ являются несостоятельными. Указаний на то, что при рассмотрении вопроса о наличии права на единовременную социальную выплату не подлежат учету совершенные до вступления этого Федерального закона действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, названная норма не содержит. Кроме того, до введения в действие ФЗ N 283 и на момент совершения действий по отчуждению жилых помещений, действовали нормы Жилищного кодекса РФ, предусматривающие запрет на постановку на учет для улучшения жилищных условий лицам, которые в течение 5 предшествующих лет совершили указанные действия.
Несостоятельными следует признать утверждения истца о том, что с учетом имевшейся у него жилой площади он сохранил бы право просить о предоставлении выплаты. В пользовании истца и членов его семьи с учетом собственности, которой он распорядился, находятся жилые помещения размером: *** кв. м + *** кв. м + *** = *** кв. м, приходящихся на *** человек, то есть по *** кв. м на каждого проживающего, что превышает норму для признания нуждающимся. В приведенном расчете не учтена жилая площадь, которая находилась в пользовании жены заявителя.
Ссылки в апелляционной жалобе на нарушение требований ч. 2 ст. 67 ГПК РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку оценка представленных сторонами доказательств судом первой инстанции выполнена правильно, процессуальных оснований для иной оценки доказательств, судебная коллегия не усматривает.
Довод жалобы истца о том, что действия по отчуждению *** доли квартиры не могли быть умышленными по причине того, что объект недвижимости перешел истцу в собственность вследствие обстоятельств непреодолимой силы (смерть матери в *** г.), несостоятелен и выводы суда о намеренном ухудшении жилищных условий не опровергает.
Иные доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, сами по себе, выводы суда первой инстанции объективно не опровергают, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, без учета требований закона и обстоятельств дела, мнению истца об ином приемлемом решении суда по данному делу, что не является установленным законом основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
При рассмотрении дела судом правильно распределено бремя доказывания с учетом требований закона, возникших между сторонами правоотношений, избранного истцом способа защиты нарушенного, по его мнению, права, созданы условия для правильного рассмотрения дела.
Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы и дополнения к ней не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
Руководствуясь ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 09 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)