Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2017 ПО ДЕЛУ N А13-4564/2016

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью; Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Договорные отношения при предоставлении услуг управления собственниками помещений; Управляющая компания; Договор управления многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом; Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Земля под домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. по делу N А13-4564/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Моисеевой И.Н. и Тарасовой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аникор+" Ноговицыной О.Н. по доверенности от 14.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аникор+" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 августа 2017 года по делу N А13-4564/2016 (судья Свиридовская М.Б.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аникор+" (ОГРН 1083528008288, ИНН 3528140474; Вологодская обл., г. Череповец, ул. Гоголя, д. 56, пом. 16; далее - ООО "Аникор+") обратилось в суд с иском к администрации Абакановского сельского поселения (ОГРН 1053500559518, ИНН 3523014099; Вологодская обл., Череповецкий р-н, с. Абаканово, ул. Костромцова, д. 10; далее - Администрация) о взыскании 143 153,93 руб., в том числе долга за теплоэнергию за период с 01.05.2014 по 31.03.2015 в сумме 138 720,23 руб., неустойки (пеней) за период с 11.08.2014 по 31.03.2015 в сумме 4433,70 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 10.08.2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2016, иск удовлетворен.
Данные судебные акты отменены постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.03.2017, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.08.2017 в удовлетворении иска отказано.
ООО "Аникор+" с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель ООО "Аникор+" апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Администрация извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено без ее участия согласно статьям 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя ООО "Аникор+", исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование Абакановское сельское поселение в период с 01.05.2014 по 31.03.2015 являлось собственником квартир, находящихся в многоквартирных домах, расположенных в с. Шухободь Череповецкого района по адресам:
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>;
- <...>.
ООО "Аникор+" (теплоснабжающая организация) поставляло теплоэнергию в указанные дома.
ООО "Аникор+" обратилось в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у Администрации долга по оплате теплоэнергии за период с 01.05.2014 по 31.03.2015.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении данного иска, руководствуясь статьями 678, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 10, 30, 67, 153, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В отношении рассматриваемых многоквартирных домов в соответствии с протоколами общих собраний собственников помещений, проведенных в июне 2014 года, приняты решения о выборе непосредственного способа управления и о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (том 1, листы 21 - 23).
Рассматриваемые жилые помещения были предоставлены Администрацией нанимателям в бессрочное владение и пользование, что подтверждается договорами социального найма жилого помещения (том 1, листы 87 - 123).
На основании статьи 678 ГК РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу части 4 статьи 153 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей компанией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей компании.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), также устанавливают обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи.
Поскольку рассматриваемые жилые помещения в рассматриваемый период были предоставлены гражданам по договорам социального найма, то между ООО "Аникор+" и жителями этих помещений сложились отношения по поставке теплоэнергии для нужд отопления и горячего водоснабжения.
Доказательства того, что в спорный период потребителем ресурсов являлось муниципальное образование, а не проживающие в квартирах граждане, истцом не представлено.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ закрепляет возможность внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Пункт 8 Правил N 354 предусматривает, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В силу подпункта "в" пункта 9 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе: в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги в предусмотренных законодателем случаях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 540 ГК РФ, если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, то первое фактическое подключение абонента в установленном порядке к присоединенной сети является достаточным основанием для признания договора заключенным.
В силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пункте 17 Правил.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе, ресурсоснабжающей организации на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Согласно подпункту "а" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления.
Таким образом, отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и нанимателем жилого помещения по договору социального найма в рассматриваемом случае не освобождает нанимателя от оплаты оказанной ему коммунальной услуги.
Исковые требования истца о взыскании оплаты за оказанные коммунальные услуги с Администрации противоречит как приведенным выше нормам права, так и части 3 статьи 153 ЖК РФ, предусматривающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления несут расходы на содержание жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и коммунальные услуги только до заселения этих жилых помещений. Взыскание названных расходов с Администрации фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что жилищным законодательством не предусмотрено.
Поэтому, если иное не установлено законом, по общему правилу при передаче квартир, находящихся в собственности муниципального образования, гражданам по договору социального найма, обязанность по внесению исполнителю коммунальных услуг платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги лежит на нанимателе.
Данная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) от 26.06.2015 и в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2015 по делу N А19-12940/2013.
Являются необоснованными ссылки истца на статью 210 ГК РФ о том, что Администрация, как собственник жилых помещений, предоставленных гражданам на основании договоров социального найма, обязана оплатить теплоэнергию, потребленную этими нанимателями.
Статья 210 ГК РФ регулирует бремя содержания принадлежащего собственнику имущества. Под этим понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии. Энергоресурсы являются самостоятельным благом и обязанность по их оплате не регулируется указанной статьей. Бремя содержания имущества не тождественно бремени возмещения стоимости энергоресурса.
Аналогичная позиция изложена в отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 года по делу N А73-6824/2014.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска. Выводы суда соответствуют материалам дела, нормы права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 2 августа 2017 года по делу N А13-4564/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аникор+" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.А.ХОЛМИНОВ
Судьи
И.Н.МОИСЕЕВА
О.А.ТАРАСОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)