Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения, однако ответчиком жилое помещение не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г. Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес действующего в интересах А.В.А. к администрации городского округа адрес об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах А.В.А. к администрации городского округа адрес о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить А.В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
установила:
Прокуратура адрес, действующая в интересах А.В.А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что постановлением главы администрации городского округа адрес от дата N... А.В.А. признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения. Решением Нефтекамского городского суда от дата родители А.В.А. - И.Л.К. и А.А.П. лишены родительских прав. Данные обстоятельства явились причиной признания А.В.А. лицом, оставшимся без попечения родителей.
дата А.В.А. исполнилось 18 лет, дата она окончила ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет" адрес.
Несмотря на наличие всех правовых оснований, дающих возможность А.В.А. получить благоустроенное жилое помещение, ответчиком не было предоставлено жилое помещение, в связи с чем, право истца на получения жилья нарушено. Просил обязать администрацию адрес предоставить А.В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы площади жилого помещения 14 кв. метров.
Судом принято приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе администрация городского округа адрес Республики Башкортостан просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указывает на то, что обеспечение А.В.А. жилым помещением возможно только при условии выделения финансовых средств из республиканского бюджета. Между тем, в 2016 году необходимые денежные средства в виде субвенций для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем по договорам специализированного найма жилого помещения в бюджет городского округа адрес Республики Башкортостан в настоящее время не поступали. Таким образом, осуществление расходов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не является расходными обязательствами органов местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан - ФИО3, представляющую интересы прокурора адрес Республики Башкортостан, поддержавшую решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата N... - в органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от дата N... установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от дата N 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от дата N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с дата права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от дата N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что А.В.А., дата года рождения, постановлением администрации городского округа адрес от дата N... признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения, так как решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата родители А.В.А. - мать И.Л.К. и отец А.А.П. лишены родительских прав.
дата А.В.А. исполнилось 18 лет, первое образовательное учреждение МОБУ СОШ N... окончила дата, после чего поступила в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N..., где обучалась с дата и на данный момент приказом N...-к от дата отчислена.
Несмотря на наличие всех правовых оснований, дающих возможность получить благоустроенное жилое помещение, ответчиком жилое помещение А.В.А. не было предоставлено. Согласно данным Управления Росреестра по адрес, ГУП БТИ, А.В.А. собственников объектов недвижимости не является.
Таким образом, у А.В.А. возникло право на получения жилья с дата, однако в нарушение вышеизложенных требований законодательства А.В.А. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены ее жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
В суд с иском об увеличении субвенций ответчик не обращался.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах А.В.А.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 01.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-14806/2016
Требование: О возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения, однако ответчиком жилое помещение не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 августа 2016 г. по делу N 33-14806/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г. Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре ФИО4
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора адрес действующего в интересах А.В.А. к администрации городского округа адрес об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес Республики Башкортостан на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес в интересах А.В.А. к администрации городского округа адрес о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить А.В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее установленной нормы площади жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Гибадуллиной Л.Г., судебная коллегия
установила:
Прокуратура адрес, действующая в интересах А.В.А., обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что постановлением главы администрации городского округа адрес от дата N... А.В.А. признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения. Решением Нефтекамского городского суда от дата родители А.В.А. - И.Л.К. и А.А.П. лишены родительских прав. Данные обстоятельства явились причиной признания А.В.А. лицом, оставшимся без попечения родителей.
дата А.В.А. исполнилось 18 лет, дата она окончила ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный авиационный технический университет" адрес.
Несмотря на наличие всех правовых оснований, дающих возможность А.В.А. получить благоустроенное жилое помещение, ответчиком не было предоставлено жилое помещение, в связи с чем, право истца на получения жилья нарушено. Просил обязать администрацию адрес предоставить А.В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям не менее установленной нормы площади жилого помещения 14 кв. метров.
Судом принято приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе администрация городского округа адрес Республики Башкортостан просит его отменить ввиду незаконности и необоснованности. Указывает на то, что обеспечение А.В.А. жилым помещением возможно только при условии выделения финансовых средств из республиканского бюджета. Между тем, в 2016 году необходимые денежные средства в виде субвенций для осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем по договорам специализированного найма жилого помещения в бюджет городского округа адрес Республики Башкортостан в настоящее время не поступали. Таким образом, осуществление расходов по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не является расходными обязательствами органов местного самоуправления.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан - ФИО3, представляющую интересы прокурора адрес Республики Башкортостан, поддержавшую решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от дата N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно части 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата N... - в органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона Республики Башкортостан от дата N... установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от дата N 1320-О, федеральный законодатель в Федеральном законе от дата N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" одновременно с упразднением с дата права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма предусмотрел - расширив при этом основания предоставления жилья - предоставление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилого фонда в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от дата N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункте 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что А.В.А., дата года рождения, постановлением администрации городского округа адрес от дата N... признана лицом, оставшимся без попечения родителей и нуждающимся в получении жилого помещения, так как решением Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата родители А.В.А. - мать И.Л.К. и отец А.А.П. лишены родительских прав.
дата А.В.А. исполнилось 18 лет, первое образовательное учреждение МОБУ СОШ N... окончила дата, после чего поступила в ГБОУ НПО Профессиональный лицей N..., где обучалась с дата и на данный момент приказом N...-к от дата отчислена.
Несмотря на наличие всех правовых оснований, дающих возможность получить благоустроенное жилое помещение, ответчиком жилое помещение А.В.А. не было предоставлено. Согласно данным Управления Росреестра по адрес, ГУП БТИ, А.В.А. собственников объектов недвижимости не является.
Таким образом, у А.В.А. возникло право на получения жилья с дата, однако в нарушение вышеизложенных требований законодательства А.В.А. на момент рассмотрения дела ответчиком, несмотря на наделение ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение не предоставлено, тем самым грубо нарушены ее жилищные права, как лица, имеющего право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства, в том числе, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот, и является бездействием со стороны ответчика.
В суд с иском об увеличении субвенций ответчик не обращался.
Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу с позиций вышеприведенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах А.В.А.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для изменения или отмены решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
Решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА
Ф.Ф.САФИН
Судьи
Л.Г.ГИБАДУЛЛИНА
Н.Н.ЯКУПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)