Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, согласно уведомлению ответчика, было отказано в выдаче сертификата, поскольку он являлся собственником жилого помещения, с даты отчуждения которого не прошло 5 лет, истец полагал данный отказ незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Фитина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Пшеничникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 августа 2016 г. гражданское дело по иску Т.М. к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности о выдаче сертификата на получение жилья, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС,
по апелляционной жалобе Т.М. на решение Шатровского районного суда Курганской области 17 мая 2016 г., которым постановлено:
Отказать полностью в удовлетворении исковых требований Т.М. к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности по выдаче сертификата на получение жилья, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Т.М. и его представителя Т.Т.ВА., судебная коллегия
установила:
Т.М. обратился в суд с иском к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности выдать сертификат на получение жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, согласно установленной очередности.
В обоснование иска указывал, что он как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках государственной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы". В связи с чем он в марте 2013 года решением Комиссии по организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, администрации Шатровского района был включен в список на получение сертификата на получение жилья. Однако 23 ноября 2015 г. согласно уведомлению администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района ему было отказано в выдаче сертификата, поскольку он являлся собственником жилого помещения по <адрес>, с даты отчуждения которого (14 мая 2012 г.) не прошло 5 лет. Истец полагал данный отказ незаконным, поскольку данный жилой дом фактически был продан им не в 2012 году, а в 2001 году. Указывал, что 23 февраля 2001 г. он продал данный дом Б.Н.И., однако поскольку правоустанавливающие документы на дом отсутствовали, договор купли-продажи не был оформлен в установленном законом порядке, а была составлена лишь расписка. В целях оформления документов на дом, а также оформления и регистрации договора купли-продажи он выдал нотариально удостоверенную доверенность на имя Б.А.Н. В результате, решением Шатровского районного суда от 10 апреля 2001 г. за истцом было признано право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>. Однако действия по оформлению и регистрации договора купли-продажи доверенным лицом не были произведены. Несмотря на это, Б.Н.И. фактически владел, пользовался приобретенным домом, нес расходы по его содержанию, по оплате налогов на имущество и землю. Только после переезда семьи истца в <адрес> в 2012 г. договор купли-продажи спорного дома Б.Н.И. был оформлен и зарегистрирован в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах, истец полагал, что отчуждение спорного дома было осуществлено фактически в 2001 г., то есть более 5 лет назад, в связи с чем отказ в выдаче ему сертификата по указанным основаниям является неправомерным.
В судебном заседании истец Т.М. и его представитель по устному ходатайству Т.Т.ВА. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве указывал, что поскольку Т.М. принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение было отчуждено 14 мая 2012 г., то есть, менее 5 лет назад, то правом на улучшение жилищных условий и получение сертификата он может воспользоваться не ранее 2017 г.
Представитель третьего лица администрации Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Шатровским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что, отказывая в удовлетворении иска, судом не принято во внимание, что он имеет право на обеспечение его жильем с 25 апреля 2017 г. При этом, поскольку списки получателей сертификатов в 2017 году формируются уже в конце 2016 г., то он имеет право быть включенным в данные списки в 2016 г. Отказ суда в иске лишает его права быть включенным в данные списки и получить сертификат в 2017 г.
В заседании судебной коллегии истец Т.М. и его представитель по устному ходатайству Т.Т.ВА. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Судом установлено, что Т.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждено представленной в дело копией удостоверения (л.д. 18).
11 ноября 2010 г. Т.М. обратился в администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области с заявлением о принятии его и совместно проживающих с ним членов семьи - супруги Т.Т.ВБ. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 17).
На основании решения жилищной комиссии от 11 ноября 2010 года N Т.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что следует из уведомления от 4 марта 2013 г. (л.д. 23).
В марте 2013 г. Т.М. обратился в администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района с заявлением о включении его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Согласно уведомлению администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района от 14 марта 2013 г. N Т.М. был поставлен на учет и включен в список граждан на получение сертификата на приобретение жилья как участник ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС (л.д. 9).
Из материалов дела следует, что решением главы администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области от 23 ноября 2015 г. N Т.М. было отказано в выдаче в 2015 г. сертификата на приобретение жилья, поскольку не истек установленный законом пятилетний срок со дня ухудшения им жилищных условий (с мая 2012 г.) (л.д. 52).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района обязанности выдать истцу как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС государственный жилищный сертификат на получение жилья.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона, а также гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется указанными Правилами, предусматривающими добровольное участие в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.
Учитывая изложенное, установление фактической нуждаемости гражданина в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств, подлежащих выяснению при разрешении споров указанной категории.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях граждан, в том числе категории, к которой относится истец, определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (часть 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, истец Т.М. с заявлением о постановке его с составом семьи два человека, включая супругу, на учет нуждающихся в жилом помещении в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке обратился в администрацию Терсюкского сельсовета 11 ноября 2010 г.
Однако, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 августа 2013 г. Т.М. по состоянию на 11 ноября 2010 г. являлся собственником жилого дома общей площадью 42,1 кв. м, расположенного по <адрес>, право собственности на которое было зарегистрировано 8 мая 2001 г. на основании решения Шатровского районного суда Курганской области от 10 апреля 2001 г. (л.д. 73-74).
Договор продажи данного жилого дома был заключен Т.М. 25 апреля 2012 г. (л.д. 77) и переход права собственности на него на имя Б.Н.И. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курганской области 14 мая 2012 г., номер регистрации N.
Таким образом, исходя из состава семьи Т.М. - два человека, включая его жену Т.Т.ВА., обеспеченность жилым помещением истца и членов его семьи на момент его обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещения в 2010 году составляла 21,05 кв. м, то есть более учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Вместе с тем, как свидетельствуют материалы дела, несмотря на отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации оснований семья Т.М. решением от 11 ноября 2010 г. была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет (л.д. 23).
Так как обеспечение государственными жилищными сертификатами определенных категорий граждан производится исключительно в случае нуждаемости их в жилом помещении, а истец на момент постановки его семьи в 2010 г. на учет нуждающихся в жилом помещении таковым не являлся, так же как и в настоящее время у него не возникло право быть поставленным на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку в соответствии со статьей 53 ЖК Российской Федерации не истек предусмотренных законом 5-летний срок с даты продажи (14 мая 2012 г.) принадлежащего Т.М. жилого дома, то, исходя из правил части 1 статьи 51, пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда не имелось оснований для признания за истцом права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и на получение сертификата.
Ссылки истца на то, что принадлежащий ему жилой дом по <адрес> в <адрес> был фактически продан им еще в 2001 г. на основании расписки о получении денежных средств, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку договор купли-продажи дома был заключен Т.М. в письменном виде 25 апреля 2012 г. и зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 мая 2012 г., в связи с чем в силу положений части 1 статьи 235, статьи 551, пункта 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент отчуждения спорного жилого дома 25 апреля 2012 г.) право собственности истца на данный жилой дом было прекращено лишь 14 мая 2012 г. и именно с указанного времени наступили правовые последствия для истца в отношениях с третьими лицами, не являющимися участниками данной сделки.
Кроме того, отказывая Т.М. в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района о возложении обязанности выдать сертификат на получение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, правомерным, соответствующим положениям норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг., выдачу сертификатов гражданам участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил (гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненным к ним лица), осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). В Курганской области таким органом является Правительство Курганской области.
Таким образом, поскольку правом выдачи сертификатов гражданам Правила наделяют федеральные органы исполнительной власти, то оснований для возложения обязанности по выдаче такого сертификата на администрацию сельского совета у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем в удовлетворении иска Т.М. отказано правомерно.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом оценены судом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца выраженную им и его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шатровского районного суда Курганской области от 17 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-2708/2016
Требование: О возложении обязанности о выдаче сертификата на получение жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истцу, согласно уведомлению ответчика, было отказано в выдаче сертификата, поскольку он являлся собственником жилого помещения, с даты отчуждения которого не прошло 5 лет, истец полагал данный отказ незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
КУРГАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. по делу N ***-2708/2016
Судья Фитина О.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Фроловой Ж.А., Пшеничникова Д.В.,
при секретаре судебного заседания Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 2 августа 2016 г. гражданское дело по иску Т.М. к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности о выдаче сертификата на получение жилья, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС,
по апелляционной жалобе Т.М. на решение Шатровского районного суда Курганской области 17 мая 2016 г., которым постановлено:
Отказать полностью в удовлетворении исковых требований Т.М. к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности по выдаче сертификата на получение жилья, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Т.М. и его представителя Т.Т.ВА., судебная коллегия
установила:
Т.М. обратился в суд с иском к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области о возложении обязанности выдать сертификат на получение жилья как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, согласно установленной очередности.
В обоснование иска указывал, что он как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках государственной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2015-2020 годы". В связи с чем он в марте 2013 года решением Комиссии по организации учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, администрации Шатровского района был включен в список на получение сертификата на получение жилья. Однако 23 ноября 2015 г. согласно уведомлению администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района ему было отказано в выдаче сертификата, поскольку он являлся собственником жилого помещения по <адрес>, с даты отчуждения которого (14 мая 2012 г.) не прошло 5 лет. Истец полагал данный отказ незаконным, поскольку данный жилой дом фактически был продан им не в 2012 году, а в 2001 году. Указывал, что 23 февраля 2001 г. он продал данный дом Б.Н.И., однако поскольку правоустанавливающие документы на дом отсутствовали, договор купли-продажи не был оформлен в установленном законом порядке, а была составлена лишь расписка. В целях оформления документов на дом, а также оформления и регистрации договора купли-продажи он выдал нотариально удостоверенную доверенность на имя Б.А.Н. В результате, решением Шатровского районного суда от 10 апреля 2001 г. за истцом было признано право собственности на жилой дом по <адрес> в <адрес>. Однако действия по оформлению и регистрации договора купли-продажи доверенным лицом не были произведены. Несмотря на это, Б.Н.И. фактически владел, пользовался приобретенным домом, нес расходы по его содержанию, по оплате налогов на имущество и землю. Только после переезда семьи истца в <адрес> в 2012 г. договор купли-продажи спорного дома Б.Н.И. был оформлен и зарегистрирован в установленном законом порядке. При таких обстоятельствах, истец полагал, что отчуждение спорного дома было осуществлено фактически в 2001 г., то есть более 5 лет назад, в связи с чем отказ в выдаче ему сертификата по указанным основаниям является неправомерным.
В судебном заседании истец Т.М. и его представитель по устному ходатайству Т.Т.ВА. на иске настаивали.
Представитель ответчика администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом. В представленном письменном отзыве указывал, что поскольку Т.М. принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение было отчуждено 14 мая 2012 г., то есть, менее 5 лет назад, то правом на улучшение жилищных условий и получение сертификата он может воспользоваться не ранее 2017 г.
Представитель третьего лица администрации Шатровского района Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Шатровским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что, отказывая в удовлетворении иска, судом не принято во внимание, что он имеет право на обеспечение его жильем с 25 апреля 2017 г. При этом, поскольку списки получателей сертификатов в 2017 году формируются уже в конце 2016 г., то он имеет право быть включенным в данные списки в 2016 г. Отказ суда в иске лишает его права быть включенным в данные списки и получить сертификат в 2017 г.
В заседании судебной коллегии истец Т.М. и его представитель по устному ходатайству Т.Т.ВА. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Судом установлено, что Т.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждено представленной в дело копией удостоверения (л.д. 18).
11 ноября 2010 г. Т.М. обратился в администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области с заявлением о принятии его и совместно проживающих с ним членов семьи - супруги Т.Т.ВБ. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 17).
На основании решения жилищной комиссии от 11 ноября 2010 года N Т.М. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что следует из уведомления от 4 марта 2013 г. (л.д. 23).
В марте 2013 г. Т.М. обратился в администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района с заявлением о включении его в список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Согласно уведомлению администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района от 14 марта 2013 г. N Т.М. был поставлен на учет и включен в список граждан на получение сертификата на приобретение жилья как участник ликвидации последствий аварии на чернобыльской АЭС (л.д. 9).
Из материалов дела следует, что решением главы администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района Курганской области от 23 ноября 2015 г. N Т.М. было отказано в выдаче в 2015 г. сертификата на приобретение жилья, поскольку не истек установленный законом пятилетний срок со дня ухудшения им жилищных условий (с мая 2012 г.) (л.д. 52).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и возложения на администрацию Терсюкского сельсовета Шатровского района обязанности выдать истцу как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС государственный жилищный сертификат на получение жилья.
Судебная коллегия считает данный вывод суда правильным, соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 г. N 1244-1 и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.
Согласно пункту 1 статьи 15 указанного Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона, а также гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан закрепляется указанными Правилами, предусматривающими добровольное участие в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).
Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.
Учитывая изложенное, установление фактической нуждаемости гражданина в жилом помещении является одним из существенных обстоятельств, подлежащих выяснению при разрешении споров указанной категории.
Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях граждан, в том числе категории, к которой относится истец, определяются нормами жилищного законодательства.
В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 ЖК Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган (часть 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, истец Т.М. с заявлением о постановке его с составом семьи два человека, включая супругу, на учет нуждающихся в жилом помещении в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке обратился в администрацию Терсюкского сельсовета 11 ноября 2010 г.
Однако, как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 9 августа 2013 г. Т.М. по состоянию на 11 ноября 2010 г. являлся собственником жилого дома общей площадью 42,1 кв. м, расположенного по <адрес>, право собственности на которое было зарегистрировано 8 мая 2001 г. на основании решения Шатровского районного суда Курганской области от 10 апреля 2001 г. (л.д. 73-74).
Договор продажи данного жилого дома был заключен Т.М. 25 апреля 2012 г. (л.д. 77) и переход права собственности на него на имя Б.Н.И. зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курганской области 14 мая 2012 г., номер регистрации N.
Таким образом, исходя из состава семьи Т.М. - два человека, включая его жену Т.Т.ВА., обеспеченность жилым помещением истца и членов его семьи на момент его обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещения в 2010 году составляла 21,05 кв. м, то есть более учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Вместе с тем, как свидетельствуют материалы дела, несмотря на отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации оснований семья Т.М. решением от 11 ноября 2010 г. была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на соответствующий учет (л.д. 23).
Так как обеспечение государственными жилищными сертификатами определенных категорий граждан производится исключительно в случае нуждаемости их в жилом помещении, а истец на момент постановки его семьи в 2010 г. на учет нуждающихся в жилом помещении таковым не являлся, так же как и в настоящее время у него не возникло право быть поставленным на учет нуждающихся в жилом помещении, поскольку в соответствии со статьей 53 ЖК Российской Федерации не истек предусмотренных законом 5-летний срок с даты продажи (14 мая 2012 г.) принадлежащего Т.М. жилого дома, то, исходя из правил части 1 статьи 51, пунктов 2, 3 части 1 статьи 54 ЖК Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда не имелось оснований для признания за истцом права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы и на получение сертификата.
Ссылки истца на то, что принадлежащий ему жилой дом по <адрес> в <адрес> был фактически продан им еще в 2001 г. на основании расписки о получении денежных средств, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку договор купли-продажи дома был заключен Т.М. в письменном виде 25 апреля 2012 г. и зарегистрирован в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 14 мая 2012 г., в связи с чем в силу положений части 1 статьи 235, статьи 551, пункта 2 статьи 558 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент отчуждения спорного жилого дома 25 апреля 2012 г.) право собственности истца на данный жилой дом было прекращено лишь 14 мая 2012 г. и именно с указанного времени наступили правовые последствия для истца в отношениях с третьими лицами, не являющимися участниками данной сделки.
Кроме того, отказывая Т.М. в удовлетворении заявленных исковых требований к администрации Терсюкского сельсовета Шатровского района о возложении обязанности выдать сертификат на получение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, правомерным, соответствующим положениям норм материального и процессуального права.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 гг., выдачу сертификатов гражданам участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил (гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненным к ним лица), осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты). В Курганской области таким органом является Правительство Курганской области.
Таким образом, поскольку правом выдачи сертификатов гражданам Правила наделяют федеральные органы исполнительной власти, то оснований для возложения обязанности по выдаче такого сертификата на администрацию сельского совета у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем в удовлетворении иска Т.М. отказано правомерно.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежащим образом оценены судом, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом.
Доводы апелляционной жалобы истца не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца выраженную им и его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шатровского районного суда Курганской области от 17 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.М. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)