Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец сохранил право состоять на учете по улучшению жилищных условий как не утративший оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В., Титовой М.Г.
при секретаре Д.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования К. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., возражения представителя истца К. - Ч., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
К. обратился в суд с исковыми требованиями, после уточнения которых в ходе рассмотрения дела, просил признать незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе в обеспечении жилым помещением и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за К. право на обеспечение жилым помещением, обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" восстановить К. и членов его семьи на учете по улучшению жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован в <...> квартире, расположенной по адресу: <адрес>, вместе с дочерью М.В., тещей - Н.И., сестрой жены - Н.В., племянником - В.О. Данная квартира в <...> году была приватизирована Н.И. и Н.В. в равных долях, при этом истец и его дочь отказались от приватизации. Решением от <...>, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от <...> N, постановлено обеспечить жилым помещением К., с <...> состоящего на учете по улучшению жилищных условий, путем предоставления жилого помещения на состав семьи - истец и его дочь. Протоколом от <...> N было оформлено решение рабочей группы об отмене решения от <...> и снятии истца с учета по улучшению жилищных условий, так как обеспеченность жилым помещением с учетом регистрации в квартире <...> человек составила <...> кв. м, что выше учетной нормы. Истец не согласен с оспариваемым решением и полагает, что к возникшим правоотношениям следует применять ст. ст. 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Представитель ответчика - администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области против удовлетворения требований возражал.
Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым исковые требования К. удовлетворены. Признано незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе К. в обеспечении жилым помещением и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. За К. признано право на обеспечение жилым помещением. Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" обязана восстановить К. и членов его семьи (дочь - М.В.) на учете по улучшению жилищных условий.
В апелляционной жалобе администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что результатам проверки учетных дел военнослужащих, состоящих на учете во Всеволожском районе, специалистами Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Правительства Ленинградской области указано на нарушение при принятии на учет по улучшению жилищных условий К. с дочерью - М.В. На момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств в квартире было зарегистрировано <...> человек, то есть обеспеченность составляла <...> кв. м, что выше учетной нормы (10 кв. м). Правительством Ленинградской области рекомендовано снять с учета нуждающихся в жилых помещениях семью К. в связи с утратой права стоять на учете. Полагает, что решение рабочей группы администрации района от <...> соответствует требованиям закона, поскольку на момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств обеспеченность превышала учетную норму. Кроме того, при постановке истца на учет в <...> году действовали "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области", утвержденные решением Исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 23 ноября 1987 года N 481, в соответствии с пунктом 15 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую <...>кв. м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, при этом размер предоставляемой жилой площади был установлен в размере не менее 9 кв. м на одного человека (пункт 12 Правил). Таким образом, семья К., которая ранее уже была обеспечена государством квартирой жилой площадью <...> (<...> кв. м на каждого члена семьи), была поставлена на учет по улучшению жилищных условий ошибочно.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограмма и извещение по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом согласно п. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Областным законом от 18 июля 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что К. и его дочь - М.В. зарегистрированы по адресу: <адрес> вместе с Н.И., Н.В., В.О. Собственниками квартиры являются Н.И., Н.В.
Согласно справке и характеристике жилого помещения, в настоящее время на истца и его дочь приходится по <...> кв. м общей площади жилого помещения по указанному адресу.
Постановлением администрации МО Сертолово от <...> N К. как военнослужащий, уволенный в запас по состоянию здоровья, был принят на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи из <...> человек (<...>) по основаниям, предусмотренным Законом РФ "О статусе военнослужащих". На момент вынесения постановления истец был зарегистрирован в квартире по указанному выше адресу.
Постановлением администрации Сертолово от <...> N из списков семьи К. были исключены: супруга - И.В. в связи со смертью, дочь - Н.В. в связи с проживанием отдельной семьей, мать - М.В. в связи с выездом для проживания в <адрес>, состав семьи считать два человека - К. и дочь - М.В.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> N К. с составом семьи - дочь М.В. был включен в список граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Всеволожскому району, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, размер требуемого для предоставления жилого помещения указан <...> кв. м.
Как следует из выписки из протокола N заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от <...>, решение от <...> об обеспечении семьи К. в составе 2 человека было отменено в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 258, в связи с утратой права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрации рекомендовано снять К. и членов его семьи с учета по улучшению жилищных условий.
Учетная норма постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утверждена в 2005 году решением Собрания представителей МО Сертолово N 22, в размере 10 кв. м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность применения в возникших правоотношениях указанной учетной нормы.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных выше положений законов гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета, помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В силу п. "г" ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные основания в настоящем деле отсутствуют. Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Доказательств, свидетельствующих о решении жилищной проблемы заявителя на момент принятия оспариваемого решения, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Государством гарантировано военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из правового смысла пункта 2.1 статьи 15 и пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в их взаимосвязи, следует, что граждане, уволенные с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного со службы, в том числе в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом размер общей площади предоставляемых жилых помещений определяется из нормы предоставления, которая составляет 18 кв. м общей площади на человека. Следовательно, К. мог быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае, если обеспеченность его и членов его семьи общей площадью составляла более 18 кв. м на одного человека, между тем такой факт не установлен. Исключая истца из списка очередников, администрация муниципального образования "Всеволожский район" Ленинградской области в одностороннем порядке отказалась от исполнения своих обязательств.
Ссылка на отказ от приватизации квартиры как на обстоятельство утраты права на улучшение жилищных условий также несостоятельна. Сам по себе факт отказа военнослужащего и члена его семьи от приватизации жилого помещения не свидетельствует о том, что он утратил право на получение жилого помещения. При увольнении со службы К. не был обеспечен жилым помещением по норме предоставления. В пользовании истца и члена его семьи находится та же площадь жилого помещения, что и при постановке их на очередь для улучшения жилищных условий. Доказательств обратного не представлено.
Учитывая, что К. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, и обстоятельства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы последнего за период после постановки на учет, не установлены, он сохраняет право состоять на соответствующем учете как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2014 N 33-1895/2014
Требование: О признании права на обеспечение жилым помещением и обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец сохранил право состоять на учете по улучшению жилищных условий как не утративший оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. N 33-1895/2014
Судья Витер Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Герман М.В., Титовой М.Г.
при секретаре Д.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования К. к администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области о признании незаконным решения, признании права на обеспечение жилым помещением, обязании восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., возражения представителя истца К. - Ч., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К. обратился в суд с исковыми требованиями, после уточнения которых в ходе рассмотрения дела, просил признать незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе в обеспечении жилым помещением и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать за К. право на обеспечение жилым помещением, обязать администрацию МО "Всеволожский муниципальный район" восстановить К. и членов его семьи на учете по улучшению жилищных условий.
В обоснование исковых требований указал, что зарегистрирован в <...> квартире, расположенной по адресу: <адрес>, вместе с дочерью М.В., тещей - Н.И., сестрой жены - Н.В., племянником - В.О. Данная квартира в <...> году была приватизирована Н.И. и Н.В. в равных долях, при этом истец и его дочь отказались от приватизации. Решением от <...>, утвержденным постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от <...> N, постановлено обеспечить жилым помещением К., с <...> состоящего на учете по улучшению жилищных условий, путем предоставления жилого помещения на состав семьи - истец и его дочь. Протоколом от <...> N было оформлено решение рабочей группы об отмене решения от <...> и снятии истца с учета по улучшению жилищных условий, так как обеспеченность жилым помещением с учетом регистрации в квартире <...> человек составила <...> кв. м, что выше учетной нормы. Истец не согласен с оспариваемым решением и полагает, что к возникшим правоотношениям следует применять ст. ст. 5, 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
Представитель ответчика - администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области против удовлетворения требований возражал.
Всеволожским городским судом постановлено указанное решение, которым исковые требования К. удовлетворены. Признано незаконным решение МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области об отказе К. в обеспечении жилым помещением и снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. За К. признано право на обеспечение жилым помещением. Администрация МО "Всеволожский муниципальный район" обязана восстановить К. и членов его семьи (дочь - М.В.) на учете по улучшению жилищных условий.
В апелляционной жалобе администрация МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение. В обоснование жалобы указано, что результатам проверки учетных дел военнослужащих, состоящих на учете во Всеволожском районе, специалистами Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Правительства Ленинградской области указано на нарушение при принятии на учет по улучшению жилищных условий К. с дочерью - М.В. На момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств в квартире было зарегистрировано <...> человек, то есть обеспеченность составляла <...> кв. м, что выше учетной нормы (10 кв. м). Правительством Ленинградской области рекомендовано снять с учета нуждающихся в жилых помещениях семью К. в связи с утратой права стоять на учете. Полагает, что решение рабочей группы администрации района от <...> соответствует требованиям закона, поскольку на момент принятия решения об обеспечении жилым помещением за счет федеральных средств обеспеченность превышала учетную норму. Кроме того, при постановке истца на учет в <...> году действовали "Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении жилых помещений в Ленинградской области", утвержденные решением Исполкома Ленинградского областного Совета народных депутатов от 23 ноября 1987 года N 481, в соответствии с пунктом 15 которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, занимающие жилую <...>кв. м и менее на каждого проживающего с правом на жилую площадь, при этом размер предоставляемой жилой площади был установлен в размере не менее 9 кв. м на одного человека (пункт 12 Правил). Таким образом, семья К., которая ранее уже была обеспечена государством квартирой жилой площадью <...> (<...> кв. м на каждого члена семьи), была поставлена на учет по улучшению жилищных условий ошибочно.
Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограмма и извещение по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.
Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом согласно п. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Областным законом от 18 июля 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Ленинградской области, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан" полномочия по обеспечению граждан, указанных в п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", переданы для исполнения органам местного самоуправления муниципальных образований, наделенных статусом муниципального района и городского округа, с передачей средств из федерального бюджета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что К. и его дочь - М.В. зарегистрированы по адресу: <адрес> вместе с Н.И., Н.В., В.О. Собственниками квартиры являются Н.И., Н.В.
Согласно справке и характеристике жилого помещения, в настоящее время на истца и его дочь приходится по <...> кв. м общей площади жилого помещения по указанному адресу.
Постановлением администрации МО Сертолово от <...> N К. как военнослужащий, уволенный в запас по состоянию здоровья, был принят на учет по улучшению жилищных условий в составе семьи из <...> человек (<...>) по основаниям, предусмотренным Законом РФ "О статусе военнослужащих". На момент вынесения постановления истец был зарегистрирован в квартире по указанному выше адресу.
Постановлением администрации Сертолово от <...> N из списков семьи К. были исключены: супруга - И.В. в связи со смертью, дочь - Н.В. в связи с проживанием отдельной семьей, мать - М.В. в связи с выездом для проживания в <адрес>, состав семьи считать два человека - К. и дочь - М.В.
Постановлением администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области от <...> N К. с составом семьи - дочь М.В. был включен в список граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Всеволожскому району, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, размер требуемого для предоставления жилого помещения указан <...> кв. м.
Как следует из выписки из протокола N заседания рабочей группы при администрации МО "Всеволожский муниципальный район" от <...>, решение от <...> об обеспечении семьи К. в составе 2 человека было отменено в соответствии с п. 7 Порядка предоставления отдельным категориям граждан жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 августа 2011 года N 258, в связи с утратой права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Администрации рекомендовано снять К. и членов его семьи с учета по улучшению жилищных условий.
Учетная норма постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, утверждена в 2005 году решением Собрания представителей МО Сертолово N 22, в размере 10 кв. м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно указал на неправомерность применения в возникших правоотношениях указанной учетной нормы.
Частью 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" определено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
По смыслу приведенных выше положений законов гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета, помимо оснований, указанных в пунктах 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В силу п. "г" ст. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий; в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил; е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные основания в настоящем деле отсутствуют. Под решением жилищной проблемы по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует понимать наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Доказательств, свидетельствующих о решении жилищной проблемы заявителя на момент принятия оспариваемого решения, ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Государством гарантировано военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Из правового смысла пункта 2.1 статьи 15 и пункта 1 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в их взаимосвязи, следует, что граждане, уволенные с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного со службы, в том числе в форме предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом размер общей площади предоставляемых жилых помещений определяется из нормы предоставления, которая составляет 18 кв. м общей площади на человека. Следовательно, К. мог быть снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в случае, если обеспеченность его и членов его семьи общей площадью составляла более 18 кв. м на одного человека, между тем такой факт не установлен. Исключая истца из списка очередников, администрация муниципального образования "Всеволожский район" Ленинградской области в одностороннем порядке отказалась от исполнения своих обязательств.
Ссылка на отказ от приватизации квартиры как на обстоятельство утраты права на улучшение жилищных условий также несостоятельна. Сам по себе факт отказа военнослужащего и члена его семьи от приватизации жилого помещения не свидетельствует о том, что он утратил право на получение жилого помещения. При увольнении со службы К. не был обеспечен жилым помещением по норме предоставления. В пользовании истца и члена его семьи находится та же площадь жилого помещения, что и при постановке их на очередь для улучшения жилищных условий. Доказательств обратного не представлено.
Учитывая, что К. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, и обстоятельства, свидетельствующие о решении жилищной проблемы последнего за период после постановки на учет, не установлены, он сохраняет право состоять на соответствующем учете как не утративший оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилых помещений по договорам социального найма, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании норм материального права, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)