Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением, соответствующим актом уполномоченного органа признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
14 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей - Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Б.Р.Р. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа
от 22 марта 2016 года
(судья райсуда Высоцкая Т.И.),
установила:
Б.Р.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу жилого помещения благоустроенного применительно к условиям Воронежской области, санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Воронежской области.
В обоснование заявленных требований Б.Р.Р. указала, что она является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением У N.. от 29.01.2001 года. Постановлением главы Гремяченского сельского поселения N.. от 03.09.2008 года Б.Р.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно сообщению администрации Хохольского муниципального района Воронежской области от 09.11.2015 года N.., с 03.09.2008 г. в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" истец включена в единый список граждан, имеющих право на обеспечение жильем по категории "бывший несовершеннолетний узник концлагерей". Б.Р.Р., полагая, что имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей и как проживающая в непригодном для постоянного проживания доме, обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 3-6, 26-29, 31).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2016 года исковые требования Б.Р.Р. удовлетворены. Суд возложил обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Б.Р.Р. благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям Воронежской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств областного бюджета; на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Б.Р.Р. договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Воронежской области (л.д. 46, 47-48).
В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель указал, что жилое помещение по договору социального найма не может быть предоставлено истцу ввиду отсутствия в настоящее время свободных жилых помещений в собственности Воронежской области и соответствующих нормам предоставления площади жилого помещения (л.д. 52-56).
В письменном возражении на апелляционную жалобу Б.Р.Р., выражая несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о причинах неявки суд не известили. Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца - адвоката У.Ю.В., возражавшую против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и др.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В Воронежской области действует Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", который регулирует правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма.
Статья 1 данного Закона предусматривает категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе которых указаны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4 предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Разрешая дело, суд установил, что Б.Р.Р. относится к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии У N.. от 29.01.2001 года (л.д. 14).
Согласно справке Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области от 28.12.2015 года N.. Б.Р.Р.,.. г.р., зарегистрирована и проживает по адресу: Воронежская область,.. район, село.., ул..., д... с дочерью К.Е.Н., братом В.В.Е. (л.д. 13). Постановлением Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области N.. от 28.10.2009 года указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 8).
Постановлением Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области N.. от 03.09.2008 года Б.Р.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10.07.2008 года (л.д. 9).
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что Б.Р.Р. на основании Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Воронежской области. Такой вывод суда представляется правильным, так как соответствует положениям указанного Закона.
Однако, удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчиков обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета, суд безосновательно не учел положения ч. 5 ст. 4 указанного Закона, согласно которым жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Аналогичное положение содержится и в Административном регламенте департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма", утвержденного приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 26.01.2016 года N 102/ОД, согласно которого по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта; жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Сторона ответчика, возражая против иска и ссылаясь на данное положение Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ, указывала на отсутствие в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения, что ничем не опровергнуто.
Доказательств наличия в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения материалы дела не содержат.
В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, предусмотренном федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Жилищным кодексом РФ обязанность по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, относящимся к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма, и жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, из жилищного фонда субъектов Российской Федерации на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не возложена.
Меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 1 ст. 10 являются расходными обязательствами Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета (ст. 15, 23.2), а не за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", на который имеется ссылка в исковом заявлении, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Приведенными нормами законодательства на субъекты Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями ветеранов за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации не возложена.
Реализация на территории Воронежской области полномочий по предоставлению ветеранам мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и передаваемых в бюджет Воронежской области в виде субвенций на указанные цели.
По настоящему делу истец заявила требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке за счет средств бюджета Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем из жилищного фонда Воронежской области бывших несовершеннолетних узников фашизма являются дополнительными, реализуют закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать данные меры за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, определение оснований, порядка, круга лиц, которым такая поддержка предоставляется, а также условий реализации данных дополнительных мер социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ФЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" и Административным регламентом департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма" установлено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Поскольку по делу не установлено наличие свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области, то у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
При этом судебная коллегия отмечает, что истец не лишена права использования иных предусмотренных законодательством форм улучшения жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требования Б.Р.Р. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4113/2016
Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета субъекта РФ.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением, соответствующим актом уполномоченного органа признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. по делу N 33-4113
14 июля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.,
судей - Авдеевой С.Н., Глазовой Н.В.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авдеевой С.Н.
гражданское дело по иску Б.Р.Р. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области
по апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа
от 22 марта 2016 года
(судья райсуда Высоцкая Т.И.),
установила:
Б.Р.Р. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области с требованиями обязать Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении истцу жилого помещения благоустроенного применительно к условиям Воронежской области, санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Воронежской области.
В обоснование заявленных требований Б.Р.Р. указала, что она является бывшим несовершеннолетним узником концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением У N.. от 29.01.2001 года. Постановлением главы Гремяченского сельского поселения N.. от 03.09.2008 года Б.Р.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно сообщению администрации Хохольского муниципального района Воронежской области от 09.11.2015 года N.., с 03.09.2008 г. в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 г. N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" истец включена в единый список граждан, имеющих право на обеспечение жильем по категории "бывший несовершеннолетний узник концлагерей". Б.Р.Р., полагая, что имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей и как проживающая в непригодном для постоянного проживания доме, обратилась в суд с настоящим иском (л.д. 3-6, 26-29, 31).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2016 года исковые требования Б.Р.Р. удовлетворены. Суд возложил обязанность на Департамент социальной защиты Воронежской области принять решение о предоставлении Б.Р.Р. благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям Воронежской области, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма за счет средств областного бюджета; на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области возложена обязанность заключить с Б.Р.Р. договор социального найма жилого помещения жилищного фонда Воронежской области (л.д. 46, 47-48).
В апелляционной жалобе Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. При этом заявитель указал, что жилое помещение по договору социального найма не может быть предоставлено истцу ввиду отсутствия в настоящее время свободных жилых помещений в собственности Воронежской области и соответствующих нормам предоставления площади жилого помещения (л.д. 52-56).
В письменном возражении на апелляционную жалобу Б.Р.Р., выражая несогласие с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, о причинах неявки суд не известили. Судебная коллегия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителя истца - адвоката У.Ю.В., возражавшую против жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено ведение государственного учета жилищного фонда субъекта Российской Федерации; определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации и др.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1).
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В Воронежской области действует Закон Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма", который регулирует правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма.
Статья 1 данного Закона предусматривает категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе которых указаны бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона жилые помещения жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 4 предусмотрено, что гражданам, относящимся к категориям, указанным в статье 1 настоящего Закона Воронежской области, в случае, если данные категории предусмотрены частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются вне очереди.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Разрешая дело, суд установил, что Б.Р.Р. относится к категории бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии У N.. от 29.01.2001 года (л.д. 14).
Согласно справке Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области от 28.12.2015 года N.. Б.Р.Р.,.. г.р., зарегистрирована и проживает по адресу: Воронежская область,.. район, село.., ул..., д... с дочерью К.Е.Н., братом В.В.Е. (л.д. 13). Постановлением Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области N.. от 28.10.2009 года указанное жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания (л.д. 8).
Постановлением Администрации Гремяченского сельского поселения Хохольского муниципального района Воронежской области N.. от 03.09.2008 года Б.Р.Р. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с 10.07.2008 года (л.д. 9).
Исходя из установленных обстоятельств, суд пришел к выводу, что Б.Р.Р. на основании Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма жилищного фонда Воронежской области. Такой вывод суда представляется правильным, так как соответствует положениям указанного Закона.
Однако, удовлетворяя исковые требования и возлагая на ответчиков обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма за счет средств областного бюджета, суд безосновательно не учел положения ч. 5 ст. 4 указанного Закона, согласно которым жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Аналогичное положение содержится и в Административном регламенте департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма", утвержденного приказом Департамента социальной защиты Воронежской области от 26.01.2016 года N 102/ОД, согласно которого по договору социального найма жилое помещение предоставляется гражданам по месту их жительства в черте соответствующего населенного пункта; жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Сторона ответчика, возражая против иска и ссылаясь на данное положение Закона Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ, указывала на отсутствие в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения, что ничем не опровергнуто.
Доказательств наличия в государственном жилищном фонде Воронежской области свободного изолированного жилого помещения материалы дела не содержат.
В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации предоставляются в порядке, предусмотренном федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Жилищным кодексом РФ обязанность по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, относящимся к категории бывших несовершеннолетних узников фашизма, и жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, из жилищного фонда субъектов Российской Федерации на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не возложена.
Меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно п. 1 ст. 10 являются расходными обязательствами Российской Федерации, осуществляются за счет средств федерального бюджета (ст. 15, 23.2), а не за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", на который имеется ссылка в исковом заявлении, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
Приведенными нормами законодательства на субъекты Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями ветеранов за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации не возложена.
Реализация на территории Воронежской области полномочий по предоставлению ветеранам мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете и передаваемых в бюджет Воронежской области в виде субвенций на указанные цели.
По настоящему делу истец заявила требования о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке за счет средств бюджета Воронежской области в соответствии с Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ОЗ.
Меры социальной поддержки по обеспечению жильем из жилищного фонда Воронежской области бывших несовершеннолетних узников фашизма являются дополнительными, реализуют закрепленное федеральным законодательством право, а не обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать данные меры за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, определение оснований, порядка, круга лиц, которым такая поддержка предоставляется, а также условий реализации данных дополнительных мер социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Законом Воронежской области от 09.10.2007 N 93-ФЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма" и Административным регламентом департамента социальной защиты Воронежской области по исполнению государственной функции "Ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области социального использования по договорам социального найма, а также принятия решения о предоставлении такого помещения на основании договора социального найма" установлено, что жилое помещение предоставляется на условиях договора социального найма только при фактическом наличии свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области.
Поскольку по делу не установлено наличие свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Воронежской области, то у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что решение суда, как постановленное с нарушением норм материального права, подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
При этом судебная коллегия отмечает, что истец не лишена права использования иных предусмотренных законодательством форм улучшения жилищных условий.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 22 марта 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требования Б.Р.Р. к Департаменту социальной защиты Воронежской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма за счет средств бюджета Воронежской области - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)