Судебные решения, арбитраж
Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес" - Беленькая Е.И., доверенность от 02.02.2016 г. N 11,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Притулина Е.А., доверенность от 11.01.2016 г. N 7,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года по делу N А55-19132/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Колыванский лес" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37, которым утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес" и об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение месяца после вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу издать приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Колыванский лес" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней указывает, что на момент переоформления договора аренды лесного участка уже действовали положения нового Лесного кодекса Российской Федерации. Департаментом лесного хозяйства Самарской области было принято решение о переоформлении договора с учетом преимущественного нрава на использование лесного участка именно для ведения охотничьего хозяйства.
Податель жалобы считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего дела заявителем подтверждено, что оспариваемый приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации нарушает законные права и законные интересы ООО "Колыванский Лес" как арендатора лесного участка на законное использование участка леса, предоставленного в соответствии с действующим долгосрочным договором аренды.
В судебном заседании представитель ООО "Колыванский лес" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Самарским лесхозом и ОАО "Агропрогресс" по результатам лесного конкурса был заключен договор аренды участка лесного фонда N 119 от 17.03.2003 для нужд охотничьего хозяйства площадью 596 га в Чапаевском лесничестве Самарского лесхоза, находящегося по адресу: Самарская область, Красноармейский район, кварталы N N 93-98, с кадастровым номером объекта 63:25:0203001:0001.
В дальнейшем в целях приведения договора аренды в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ заключенный ранее договор был переоформлен на договор аренды лесного участка N 119/12 от 31.12.2008 года, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 52-62).
С 2011 года ООО "Колыванский лес" является универсальным правопреемником ООО "Агропрогресс". После замены арендатора были внесены соответствующие изменения в договор аренды.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 кодекса.
Заявителем был разработан проект освоения лесов на находящийся у него в аренде лесной участок.
В соответствии со статьей 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным в области лесных отношений органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545.
Приказом министерства от 08.02.2013 N 37 утверждено отрицательное заключение на проект освоения лесов, поскольку на основании лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области кварталы N 93-98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества относятся к категории лесов - "Лесопарковые зоны", а на основании пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах запрещаются осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (т. 1 л.д. 37-42).
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Колыванский лес" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции исходил из того, что довод заявителя о том, что к спорным правоотношения не могут быть применены положения лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области, поскольку договор аренды заключен до утверждения данного лесохозяйственного регламента, является необоснованным в связи с тем, что предметом данного спора является приказ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, при принятии которого заинтересованное лицо обязано было руководствоваться положениями лесного законодательства, в том числе и положениями лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области, действовавшего на момент издания указанного ненормативного правового акта.
Однако, судом не учтено следующее.
ОАО "Агропрогресс" (правопреемником которого является ООО "Колыванский лес") представило в Департамент лесного хозяйства Самарской области (ныне реорганизованным в Министерство) заявление о переоформлении и все необходимые документы. На основании предоставленных документов заключенный ранее договор был переоформлен на договор аренды лесного участка N 119/12 от 31.12.2008, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, следовательно, считается действующим.
На момент переоформления договора аренды лесного участка уже действовали положения нового Лесного кодекса Российской Федерации. Департаментом лесного хозяйства Самарской области было принято решение о переоформлении с учетом преимущественного нрава на использование лесного участка именно для ведения охотничьего хозяйства.
В лесохозяйственном регламенте Волжского лесничества, утвержденном приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17 августа 2012 года N 215, указано, что зеленая зона выделена из ранее существовавшей категории защитности "Зеленых зон поселений и хозяйственных объектов" (Распоряжение СНК СССР от 16.08.1945 N 12170-р, Постановление СМ РСФСР от 18.06.1959, решение облисполкома от 07.04.1972 N 187 и от 05.08.1977 N 481, N 484.).
Распоряжением СНК СССР от 16.08.1945 N 12170-р по Куйбышевской области отнесены к первой группе:
Леса зеленой зоны вокруг г. Куйбышева в составе Красноглинской лесной дачи Куйбышевского лесхоза и Пойменно-низовой и Нагорной лесных дач Управления горлесами.
Лесные участки б. Муранского соснового бора Н. Девиченского лесхоза общей площадью 8300 га, Ставропольскую лесную дачу Ново-Буянского лесхоза, курортную лесную дачу Сергеевского лесхоза, Раменскую лесную дачу Сызранского лесхоза, полезащитные участки Сызранского, Кинельского и Красноярского лесхозов общей площадью 8600 га.
Городские леса г. Сызрань площадью 700 га и полезащитные полосы колхозов и совхозов области площадью 7600 га.
Территория Чапаевского лесничества в указанном документе отсутствует.
Решением Куйбышевского облисполкома от 05.08.1977 N 481 "О мерах по улучшению ведения лесного хозяйства области" переведены из лесов второй группы гослесфонда Красноярского леспромхоза 11638 гектаров общей площади в леса первой группы - зеленую зону (лесохозяйственную хозчасть) г. Куйбышева по лесничествам и кварталам согласно приложению N 1. Выделены из лесов первой группы государственного лесного фонда вокруг городов и населенных пунктов зеленые зоны общей площадью 90, 0 тысяч гектаров, в т.ч. лесопарковую хозчасть 13, 5 тысяч гектаров, лесохозяйственную хозчасть 76. 5 тысяч гектаров и переведены из существующих зеленых зон лесохозяйственных хозчастей в лесопарковые хозчасти 16, 6 тысяч гектаров по городам и населенным пунктам, лесхозам, леспромхозам, лесничествам и кварталам согласно приложению N 3.
В указанных приложениях территория Чапаевского лесничества, арендуемая ООО "Колыванский лес", также отсутствует.
Решением Куйбышевского облисполкома от 07.04.1972 года N 187 выделены лесопарковые и лесохозяйственные зеленые зоны у городов и населенных пунктов, в том числе по г. Чапаевск в Чапаевском лесничестве кварталы 43-73. Однако ООО "Колыванский лес" арендует территорию Чапаевского участкового лесничества -кварталы N N 93-98, которая не вошла в указанный перечень.
Таким образом, зеленые зоны были установлены именно нормативным правовым актом - Лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества 2012 года, который был принят уже после заключения и государственной регистрации договора аренды лесного участка с ООО "Колыванский лес".
Лесохозяйственный регламент Волжского лесничества Самарской области 2012 года является нормативным правовым актом, который был принят уже после переоформления договора аренды лесного участка и его государственной регистрации.
Лесохозяйственный регламент Волжского лесничества, утвержденный Приказом Министерства от 17.08.2012 N 215, среди видов разрешенного использования лесов на землях Чапаевского участкового лесничества устанавливал возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства только в кварталах 2-9 на площади 412 га.
В соответствии с Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.06.2014 N 229 "О внесении изменений в Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции" от 17.08.2012 N 215" (Таблица N 5), действие данной таблицы не распространяется на договоры, заключенные до 17.08.2012, то есть, до принятия Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Приказа от 17.08.2012 N 215.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 г. N А55-14209/2015.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 кодекса.
Поскольку договор аренды участка лесного фонда заключен ООО "Колыванский лес" до введение в действие Лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, ограничения по ведению охотничьего хозяйства на территории лесопарковых зон, на указанный договор аренды не распространяется, следовательно, министерство не имело права издавать приказ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка ООО "Колыванский лес" по указанному основанию.
При рассмотрении настоящего дела заявителем подтверждено, что оспариваемый приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации нарушает законные права и законные интересы ООО "Колыванский Лес" как арендатора лесного участка на законное использование участка леса, предоставленного в соответствии с действующим долгосрочным договором аренды.
С учетом изложенного в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ требования общества о признании незаконным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37 подлежат удовлетворению.
Поскольку указанное выше обстоятельство являлось единственным основанием, по которому утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский Лес", в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ следует обязать Министерство устранить допущенные нарушения путем принятия приказа об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
С учетом изложенного в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение согласно подпункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить и заявленные обществом требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года по делу N А55-19132/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37, которым утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение месяца после вступления в законную силу настоящего постановления издать приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", г. Новокуйбышевск, (ИНН 6330048629), расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по неверным реквизитам государственную пошлину в сумме 3 000 руб., перечисленную платежным поручением N 223 от 28 декабря 2015 года, а также госпошлину 3000 руб. излишне уплаченную по платежному поручению N 72 от 25 мая 2015 г.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск, в лице представителя Беленькой Елены Игоревны, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по неверным реквизитам государственную пошлину в сумме 1 500 руб., перечисленную по чеку-ордеру от 01 февраля 2016 года N 4960.
Справки на возврат госпошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 11АП-480/2016 ПО ДЕЛУ N А55-19132/2015
Разделы:Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. по делу N А55-19132/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес" - Беленькая Е.И., доверенность от 02.02.2016 г. N 11,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - Притулина Е.А., доверенность от 11.01.2016 г. N 7,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года по делу N А55-19132/2015 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Росимущества в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным приказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Колыванский лес" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании недействительным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37, которым утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес" и об обязании Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение месяца после вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу издать приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Колыванский лес" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней указывает, что на момент переоформления договора аренды лесного участка уже действовали положения нового Лесного кодекса Российской Федерации. Департаментом лесного хозяйства Самарской области было принято решение о переоформлении договора с учетом преимущественного нрава на использование лесного участка именно для ведения охотничьего хозяйства.
Податель жалобы считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего дела заявителем подтверждено, что оспариваемый приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации нарушает законные права и законные интересы ООО "Колыванский Лес" как арендатора лесного участка на законное использование участка леса, предоставленного в соответствии с действующим долгосрочным договором аренды.
В судебном заседании представитель ООО "Колыванский лес" доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал.
Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Территориального управления Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Самарским лесхозом и ОАО "Агропрогресс" по результатам лесного конкурса был заключен договор аренды участка лесного фонда N 119 от 17.03.2003 для нужд охотничьего хозяйства площадью 596 га в Чапаевском лесничестве Самарского лесхоза, находящегося по адресу: Самарская область, Красноармейский район, кварталы N N 93-98, с кадастровым номером объекта 63:25:0203001:0001.
В дальнейшем в целях приведения договора аренды в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ заключенный ранее договор был переоформлен на договор аренды лесного участка N 119/12 от 31.12.2008 года, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 52-62).
С 2011 года ООО "Колыванский лес" является универсальным правопреемником ООО "Агропрогресс". После замены арендатора были внесены соответствующие изменения в договор аренды.
В соответствии со статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 кодекса.
Заявителем был разработан проект освоения лесов на находящийся у него в аренде лесной участок.
В соответствии со статьей 89 Лесного кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным в области лесных отношений органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 22.12.2011 N 545.
Приказом министерства от 08.02.2013 N 37 утверждено отрицательное заключение на проект освоения лесов, поскольку на основании лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области кварталы N 93-98 Чапаевского участкового лесничества Волжского лесничества относятся к категории лесов - "Лесопарковые зоны", а на основании пункта 3 статьи 105 Лесного кодекса РФ в лесопарковых зонах запрещаются осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (т. 1 л.д. 37-42).
Не согласившись с указанным приказом, ООО "Колыванский лес" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции исходил из того, что довод заявителя о том, что к спорным правоотношения не могут быть применены положения лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области, поскольку договор аренды заключен до утверждения данного лесохозяйственного регламента, является необоснованным в связи с тем, что предметом данного спора является приказ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, при принятии которого заинтересованное лицо обязано было руководствоваться положениями лесного законодательства, в том числе и положениями лесохозяйственного регламента Волжского лесничества Самарской области, действовавшего на момент издания указанного ненормативного правового акта.
Однако, судом не учтено следующее.
ОАО "Агропрогресс" (правопреемником которого является ООО "Колыванский лес") представило в Департамент лесного хозяйства Самарской области (ныне реорганизованным в Министерство) заявление о переоформлении и все необходимые документы. На основании предоставленных документов заключенный ранее договор был переоформлен на договор аренды лесного участка N 119/12 от 31.12.2008, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, следовательно, считается действующим.
На момент переоформления договора аренды лесного участка уже действовали положения нового Лесного кодекса Российской Федерации. Департаментом лесного хозяйства Самарской области было принято решение о переоформлении с учетом преимущественного нрава на использование лесного участка именно для ведения охотничьего хозяйства.
В лесохозяйственном регламенте Волжского лесничества, утвержденном приказом министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 17 августа 2012 года N 215, указано, что зеленая зона выделена из ранее существовавшей категории защитности "Зеленых зон поселений и хозяйственных объектов" (Распоряжение СНК СССР от 16.08.1945 N 12170-р, Постановление СМ РСФСР от 18.06.1959, решение облисполкома от 07.04.1972 N 187 и от 05.08.1977 N 481, N 484.).
Распоряжением СНК СССР от 16.08.1945 N 12170-р по Куйбышевской области отнесены к первой группе:
Леса зеленой зоны вокруг г. Куйбышева в составе Красноглинской лесной дачи Куйбышевского лесхоза и Пойменно-низовой и Нагорной лесных дач Управления горлесами.
Лесные участки б. Муранского соснового бора Н. Девиченского лесхоза общей площадью 8300 га, Ставропольскую лесную дачу Ново-Буянского лесхоза, курортную лесную дачу Сергеевского лесхоза, Раменскую лесную дачу Сызранского лесхоза, полезащитные участки Сызранского, Кинельского и Красноярского лесхозов общей площадью 8600 га.
Городские леса г. Сызрань площадью 700 га и полезащитные полосы колхозов и совхозов области площадью 7600 га.
Территория Чапаевского лесничества в указанном документе отсутствует.
Решением Куйбышевского облисполкома от 05.08.1977 N 481 "О мерах по улучшению ведения лесного хозяйства области" переведены из лесов второй группы гослесфонда Красноярского леспромхоза 11638 гектаров общей площади в леса первой группы - зеленую зону (лесохозяйственную хозчасть) г. Куйбышева по лесничествам и кварталам согласно приложению N 1. Выделены из лесов первой группы государственного лесного фонда вокруг городов и населенных пунктов зеленые зоны общей площадью 90, 0 тысяч гектаров, в т.ч. лесопарковую хозчасть 13, 5 тысяч гектаров, лесохозяйственную хозчасть 76. 5 тысяч гектаров и переведены из существующих зеленых зон лесохозяйственных хозчастей в лесопарковые хозчасти 16, 6 тысяч гектаров по городам и населенным пунктам, лесхозам, леспромхозам, лесничествам и кварталам согласно приложению N 3.
В указанных приложениях территория Чапаевского лесничества, арендуемая ООО "Колыванский лес", также отсутствует.
Решением Куйбышевского облисполкома от 07.04.1972 года N 187 выделены лесопарковые и лесохозяйственные зеленые зоны у городов и населенных пунктов, в том числе по г. Чапаевск в Чапаевском лесничестве кварталы 43-73. Однако ООО "Колыванский лес" арендует территорию Чапаевского участкового лесничества -кварталы N N 93-98, которая не вошла в указанный перечень.
Таким образом, зеленые зоны были установлены именно нормативным правовым актом - Лесохозяйственным регламентом Волжского лесничества 2012 года, который был принят уже после заключения и государственной регистрации договора аренды лесного участка с ООО "Колыванский лес".
Лесохозяйственный регламент Волжского лесничества Самарской области 2012 года является нормативным правовым актом, который был принят уже после переоформления договора аренды лесного участка и его государственной регистрации.
Лесохозяйственный регламент Волжского лесничества, утвержденный Приказом Министерства от 17.08.2012 N 215, среди видов разрешенного использования лесов на землях Чапаевского участкового лесничества устанавливал возможность осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства только в кварталах 2-9 на площади 412 га.
В соответствии с Приказом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 16.06.2014 N 229 "О внесении изменений в Приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на территории Самарской области, в новой редакции" от 17.08.2012 N 215" (Таблица N 5), действие данной таблицы не распространяется на договоры, заключенные до 17.08.2012, то есть, до принятия Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Приказа от 17.08.2012 N 215.
Аналогичный вывод содержится в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2016 г. N А55-14209/2015.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 кодекса.
Поскольку договор аренды участка лесного фонда заключен ООО "Колыванский лес" до введение в действие Лесохозяйственного регламента Волжского лесничества, ограничения по ведению охотничьего хозяйства на территории лесопарковых зон, на указанный договор аренды не распространяется, следовательно, министерство не имело права издавать приказ об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка ООО "Колыванский лес" по указанному основанию.
При рассмотрении настоящего дела заявителем подтверждено, что оспариваемый приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в об утверждении отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12 в соответствии с требованиями действующего Лесного кодекса Российской Федерации нарушает законные права и законные интересы ООО "Колыванский Лес" как арендатора лесного участка на законное использование участка леса, предоставленного в соответствии с действующим долгосрочным договором аренды.
С учетом изложенного в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ требования общества о признании незаконным приказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37 подлежат удовлетворению.
Поскольку указанное выше обстоятельство являлось единственным основанием, по которому утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский Лес", в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ следует обязать Министерство устранить допущенные нарушения путем принятия приказа об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
С учетом изложенного в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела решение согласно подпункту 3 части 1 статьи 270 АПК РФ следует отменить и заявленные обществом требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 08 декабря 2015 года по делу N А55-19132/2015 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 08.02.2013 года N 37, которым утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в течение месяца после вступления в законную силу настоящего постановления издать приказ об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 31.12.2008 года N 119/12, заключенному с ООО "Колыванский лес".
Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", г. Новокуйбышевск, (ИНН 6330048629), расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по неверным реквизитам государственную пошлину в сумме 3 000 руб., перечисленную платежным поручением N 223 от 28 декабря 2015 года, а также госпошлину 3000 руб. излишне уплаченную по платежному поручению N 72 от 25 мая 2015 г.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колыванский лес", Самарская область, г. Новокуйбышевск, в лице представителя Беленькой Елены Игоревны, из федерального бюджета ошибочно уплаченную по неверным реквизитам государственную пошлину в сумме 1 500 руб., перечисленную по чеку-ордеру от 01 февраля 2016 года N 4960.
Справки на возврат госпошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
А.Б.КОРНИЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)