Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам социального найма. Однако данное жилое помещение вне очереди по договору найма ей так и не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Уваров О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Криволаповой Е.А.,
Судей Тепловой Т.В., Осиповой И.Г.
с участием секретаря К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2016 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2016 года
по исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района, действующего в защиту интересов ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установила:
Заместитель прокурора Нефтекумского района, действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам, нормам специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению А., оставшейся без попечения родителей, которой Министерством имущественных отношений Ставропольского края не предоставлено вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение.
В соответствии со свидетельством о рождении V-ГН N родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.
Согласно справке о рождении N формы N, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, сведения об отце ФИО1 в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери ребенка.
Решением Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 Г. ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении несовершеннолетней дочери - А. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы администрации Нефтекумского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N несовершеннолетняя ФИО9 направлена в детский дом.
На основании постановления главы муниципального образования поселка <адрес> ФИО1 поставлена на регистрационный учет на получение жилья в поселке <адрес>, как нуждающаяся в жилом помещении.
В соответствии с информацией Нефтекумского филиала ГУП СК "<адрес>имущество" - "БКИ" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 собственником недвижимости не значится.
Согласно информации Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на ФИО1 не имеется.
В соответствии с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за N.
В соответствии с информацией Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, на основании материалов, предоставленных органом опеки и попечительства администрации Нефтекумского муниципального района, А. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
А. после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ставропольский государственный педагогический институт" не реализовала свое право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края до вступления в силу Закона N 15-ФЗ, т.е. до 01.01.2013, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ А. имеет право на получение вышеуказанного жилого помещения вне какой-либо очереди.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 апреля 2016 года исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района, действующего в защиту интересов ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Андроповского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что А. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края 17.02.2016 года и в журнале учета заявление зарегистрирована под номером 1934. Согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до А.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Постановлением главы муниципального образования поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 поставлена на регистрационный учет на получение жилья в поселке Затеречном, как нуждающаяся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который была включена А.
Следовательно, у А., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением А.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.07.2016 ПО ДЕЛУ N 33-5997/2016
Требование: О предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам социального найма. Однако данное жилое помещение вне очереди по договору найма ей так и не было предоставлено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 июля 2016 г. по делу N 33-5997/2016
Судья Уваров О.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Криволаповой Е.А.,
Судей Тепловой Т.В., Осиповой И.Г.
с участием секретаря К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2016 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе ответчика министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2016 года
по исковому заявлению заместителя прокурора Нефтекумского района, действующего в защиту интересов ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
установила:
Заместитель прокурора Нефтекумского района, действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам, нормам специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению А., оставшейся без попечения родителей, которой Министерством имущественных отношений Ставропольского края не предоставлено вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение.
В соответствии со свидетельством о рождении V-ГН N родителями ФИО1 являются ФИО2 и ФИО3.
Согласно справке о рождении N формы N, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, сведения об отце ФИО1 в запись акта о рождении внесены на основании заявления матери ребенка.
Решением Нефтекумского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 Г. ФИО4 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении несовершеннолетней дочери - А. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением главы администрации Нефтекумского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N несовершеннолетняя ФИО9 направлена в детский дом.
На основании постановления главы муниципального образования поселка <адрес> ФИО1 поставлена на регистрационный учет на получение жилья в поселке <адрес>, как нуждающаяся в жилом помещении.
В соответствии с информацией Нефтекумского филиала ГУП СК "<адрес>имущество" - "БКИ" от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 собственником недвижимости не значится.
Согласно информации Нефтекумского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от ДД.ММ.ГГГГ сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на ФИО1 не имеется.
В соответствии с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ за N.
В соответствии с информацией Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края, на основании материалов, предоставленных органом опеки и попечительства администрации Нефтекумского муниципального района, А. включена в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
А. после окончания пребывания в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Ставропольский государственный педагогический институт" не реализовала свое право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края до вступления в силу Закона N 15-ФЗ, т.е. до 01.01.2013, в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ А. имеет право на получение вышеуказанного жилого помещения вне какой-либо очереди.
Обжалуемым решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 07 апреля 2016 года исковые требования заместителя прокурора Нефтекумского района, действующего в защиту интересов ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям Андроповского района Ставропольского края по нормам предоставления площади жилого помещения.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя тем, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края предоставляются данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края. Основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд не принял во внимание то обстоятельство, что А. обратилась в Министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края 17.02.2016 года и в журнале учета заявление зарегистрирована под номером 1934. Согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в журнале регистрации до А.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11.2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, А. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и имеет право на предоставление жилого помещения.
Постановлением главы муниципального образования поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 поставлена на регистрационный учет на получение жилья в поселке Затеречном, как нуждающаяся в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который была включена А.
Следовательно, у А., как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством министерство имущественных отношений СК определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Таким образом, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных отношений СК обязанность по обеспечению жилым помещением А.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 05 мая 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений СК в лице полномочного представителя В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)