Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что имеет право на получение жилья, так как имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре К.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" - К.Е. на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2015 года, которым были удовлетворены исковые требования К.О.М. к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" С., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения К.О.М. и ее представителя на основании устного заявления Ч., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
К.О.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение согласно учетной норме площади жилого помещения в Ленинградской области, впоследствии изменив предмет иска, просила обязать Администрацию предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что на основании решения Свердловского народного суда <адрес> <...>, мать истца - К.Л. была лишена родительских прав, с <...> года К.О.М. находилась в детском доме, а потому относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского дома и окончания профессионального обучения в педагогическом училище истцу жилье предоставлено не было. С <...> К.О.М. проживает в <адрес>, до <...> имела временную регистрацию. Неоднократно обращалась с просьбой в Администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области предоставить жилое помещение, как лицу, имеющему статус "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", получив отказ была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец и ее представитель в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 16.10.2015 г. исковые требования К.О.М. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" К.Е. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, К.О.М. в удовлетворении иска отказать.
Проверив дело, выслушав объяснения сторон и определив о рассмотрении жалобы в отсутствие 3-го лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте апелляционного разбирательства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит решение городского суда подлежащим отмене по основаниям, установленным п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные К.О.М. требования, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста <...> истец для принятия на учет не обращалась, однако право на обеспечение жилым помещением у нее возникло по окончании пребывания в учебном заведении, не было реализовано, на учет нуждающихся в получении жилья как ребенок-сирота, истец до достижения совершеннолетнего возраста поставлена не была, достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства не приняли, а по достижении совершеннолетия не была обеспечена жильем во внеочередном порядке, как это предусматривал п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в связи с чем у Администрации имеется обязанность обеспечить К.О.М. жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ст. 1 указанного Закона указано, какие лица относятся к категориям "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Так, дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.
На момент подачи иска возраст истца составлял 42 года.
При этом в п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Так, и в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данной норме речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего ранее.
Согласно ч. 5 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из материалов дела видно, что истец, <...> года рождения, является уроженкой <адрес> <адрес> до <...> проживала в <...>. проживает на территории <адрес>.
При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации", если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 01.07.2002).
На момент вступления в силу Закона от 28.11.1991 года "О гражданстве в РФ" К.О.В. на территории Российской Федерации не проживала, в гражданство Российской Федерации истец принята на основании решения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <...> в соответствии с пунктом Б частью 2 статьи 14 ФЗ N 62-ФЗ от 31.05.2002 "О гражданстве Российской Федерации".
При таком положении до приобретения К.О.В. гражданства РФ отсутствовали основания для ее постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем отсутствуют основания для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с положениями ст. 109.1 ЖК РФ.
На основании изложенного, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе К.О.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, пп. 1, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2015 года отменить с принятием по делу нового решения.
К.О.М. в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.03.2016 N 33-946/2016
Требование: Об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истец полагает, что имеет право на получение жилья, так как имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. N 33-946/2016
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Косарева И.Э.,
судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,
при секретаре К.Т.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" - К.Е. на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2015 года, которым были удовлетворены исковые требования К.О.М. к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Г.Ю., объяснения представителя Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" С., действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения К.О.М. и ее представителя на основании устного заявления Ч., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
К.О.М. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить вне очереди жилое помещение согласно учетной норме площади жилого помещения в Ленинградской области, впоследствии изменив предмет иска, просила обязать Администрацию предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то, что на основании решения Свердловского народного суда <адрес> <...>, мать истца - К.Л. была лишена родительских прав, с <...> года К.О.М. находилась в детском доме, а потому относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. После выпуска из детского дома и окончания профессионального обучения в педагогическом училище истцу жилье предоставлено не было. С <...> К.О.М. проживает в <адрес>, до <...> имела временную регистрацию. Неоднократно обращалась с просьбой в Администрацию муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области предоставить жилое помещение, как лицу, имеющему статус "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", получив отказ была вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Истец и ее представитель в судебном заседании суда первой инстанции требования поддержали, просили иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области иск не признала, просила в его удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица - Администрации муниципального образования Киришское городское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Решением Киришского городского суда Ленинградской области от 16.10.2015 г. исковые требования К.О.М. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "Киришский муниципальный район Ленинградской области" К.Е. просит решение суда отменить, полагая его незаконным и необоснованным, К.О.М. в удовлетворении иска отказать.
Проверив дело, выслушав объяснения сторон и определив о рассмотрении жалобы в отсутствие 3-го лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте апелляционного разбирательства, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда находит решение городского суда подлежащим отмене по основаниям, установленным п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) с 01.01.2013 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные К.О.М. требования, суд первой инстанции исходил из того, что до достижения возраста <...> истец для принятия на учет не обращалась, однако право на обеспечение жилым помещением у нее возникло по окончании пребывания в учебном заведении, не было реализовано, на учет нуждающихся в получении жилья как ребенок-сирота, истец до достижения совершеннолетнего возраста поставлена не была, достаточных мер по решению указанной проблемы органы опеки и попечительства не приняли, а по достижении совершеннолетия не была обеспечена жильем во внеочередном порядке, как это предусматривал п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, в связи с чем у Администрации имеется обязанность обеспечить К.О.М. жилым помещением во внеочередном порядке.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может.
Согласно преамбуле Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", он определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ст. 1 указанного Закона указано, какие лица относятся к категориям "дети-сироты", "дети, оставшиеся без попечения родителей", "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Так, дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.
На момент подачи иска возраст истца составлял 42 года.
При этом в п. 9 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Так, и в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отмечено, что действие положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В данной норме речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего ранее.
Согласно ч. 5 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Из материалов дела видно, что истец, <...> года рождения, является уроженкой <адрес> <адрес> до <...> проживала в <...>. проживает на территории <адрес>.
При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации", если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (в ред., действовавшей до 01.07.2002).
На момент вступления в силу Закона от 28.11.1991 года "О гражданстве в РФ" К.О.В. на территории Российской Федерации не проживала, в гражданство Российской Федерации истец принята на основании решения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от <...> в соответствии с пунктом Б частью 2 статьи 14 ФЗ N 62-ФЗ от 31.05.2002 "О гражданстве Российской Федерации".
При таком положении до приобретения К.О.В. гражданства РФ отсутствовали основания для ее постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем отсутствуют основания для обеспечения истца жилым помещением в соответствии с положениями ст. 109.1 ЖК РФ.
На основании изложенного, постановленное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе К.О.В. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, пп. 1, 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Киришского городского суда Ленинградской области от 16 октября 2015 года отменить с принятием по делу нового решения.
К.О.М. в удовлетворении иска к Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)