Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2016 N 06АП-299/2016 ПО ДЕЛУ N А04-8553/2015

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2016 г. N 06АП-299/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Габитовой Е.В.
при участии в заседании:
- от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
- от Министерства финансов Амурской области: Братковская А.А., представитель по доверенности от 08.07.2015 N 13-02/02;
- от третьих лиц: Министерства образования и науки Амурской области;
- Министерства социальной защиты населения Амурской области: представители не явились;
- от Правительства Амурской области: Войлошников Д.С., представитель по доверенности от 09.11.2015 N 07-32;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 14.12.2015
по делу N А04-8553/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Москаленко И.А.
по иску Администрации города Благовещенска
к Амурской области в лице министерства финансов Амурской области
о взыскании 740 500 рублей
третьи лица: Министерство образования и науки Амурской области; Министерство социальной защиты населения Амурской области; Правительство Амурской области

установил:

администрация города Благовещенска (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с иском к Амурской области в лице Министерства финансов Амурской области (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 740500 рублей убытков, связанных с выплатой денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство образования и науки Амурской области; Министерство социальной защиты населения Амурской области; Правительство Амурской области.
Решением от 14.12.2015 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, Администрация заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения судом норм материального права. В обоснование жалобы Администрация указала, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Поскольку предоставление субвенций из областного бюджета было недостаточным, Администрация не исполнила решение Благовещенского городского суда о предоставлении жилого помещения Медведевой А.Н. В результате изменения способа исполнения решения Благовещенского городского суда, по обеспечению жилым помещением Медведевой А.Н., с Администрации взыскано 740500 рублей., данная сумма является убытками, возмещение которых следует возложить на Министерство финансов Амурской области за счет областного бюджета.
Кроме этого, Администрацией заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела в качестве дополнительного доказательства, письма Министерства финансов Амурской области от 10.12.2015, которое удовлетворено апелляционной инстанцией, письмо приобщено к материалам дела.
Представители Министерства, Правительства Амурской области в судебном заседании отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация, Министерство образования и науки Амурской области, Министерство социальной защиты населения Амурской области извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в судебном заседании апелляционной инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, решением Благовещенского городского суда от 12.02.2013 по делу N 3-254/13, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 13.05.2013, удовлетворены исковые требования Медведевой А.Н. к администрации города Благовещенска о признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также суд обязал Администрацию в течение 10 дней принять на учет Медведеву А.Н. в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом во внеочередном порядке по договору социального найма, и предоставить ей вне очереди жилое помещение в черте города Благовещенска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью 18 кв. метров на условиях социального найма.
Поскольку решение органом местного самоуправления добровольно не исполнено, определением Благовещенского городского суда от 04.02.2015 изменен способ исполнения судебного акта, с Администрации города Благовещенска в пользу Медведевой А.Н. взыскана денежная сумма в размере 738000 рублей и 2500 рублей судебных расходов.
Платежным поручением от 29.05.2015 N 816 по исполнительному листу от 05.03.2015 по делу N 2-354/15 Администрация выплатила Медведевой А.Н. из городского бюджета муниципального образования города Благовещенска денежные средства в размере 740500 рублей.
Истец посчитав, что понес убытки в размере 740500 рублей, возмещение которых должно быть возложено в порядке статей 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ на Министерство финансов Амурской области, как на орган, выступающий от имени казны субъекта Амурской области, обратился с заявлением в арбитражный суд, который отказывая в иске, исходил из недоказанности совокупности условий, необходимых для взыскания убытков и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 14, 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право, в том числе, на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2009 N 250-О-П указано, что абзац второй пункта 1 статьи 8 названного Закона в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Согласно статье 5 Закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации вытекает, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам из жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 БК РФ.
Следовательно, в силу прямого указания закона обеспечение детей-сирот жилыми помещениями является, как верно указано судом первой инстанции, расходным обязательством субъекта Российской Федерации.
Закон Амурской области от 11.04.2005 N 472-03 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 472-03) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Амурской области.
Статьями 4, 5 Закона N 472-03 государственное полномочие по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, делегировано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области и финансируется за счет субвенций, выделяемых из бюджета субъекта.
Согласно статье 4.1 Закона N 472-ОЗ формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, осуществляется уполномоченным органом.
Органы местного самоуправления осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона. Органы местного самоуправления ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи. Информация о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней с даты ее поступления. Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.
В соответствии со статьей 5 Закона N 472-ОЗ Финансовое обеспечение расходов на предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке осуществляется за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию полномочий, а также расходы на оплату услуг почтовой связи и (или) банковских услуг предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов из областного бюджета в виде субвенции. Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов. Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктом 4 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, уполномоченным в сфере имущественных отношений, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных государственными полномочиями. Стоимость приобретаемого в муниципальную собственность жилья, а также размер возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда определяются исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в муниципальном образовании, на территории которого предоставляется жилое помещение. Для реализации полномочий, установленных частью 1 статьи 4 настоящего Закона, исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, в собственность муниципальных образований могут передаваться жилые помещения, построенные за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению Правительство области вправе осуществить изъятие указанных средств в порядке, установленном законодательством. Контроль за целевым использованием средств субвенции осуществляется уполномоченным органом.
В соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, Законом N 472-03 Правительство Амурской области постановлением от 08.04.2013 N 144 утвердило, в том числе, Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Вышеперечисленные нормативные акты о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривают возможность предоставления за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления. Также предусмотрена возможность возмещения расходов местных бюджетов на предоставление жилых помещений из муниципального жилищного фонда (пункт 19 Порядка).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что бюджету муниципального образования г. Благовещенск в 2015 году доведено субвенций (на предоставление жилых помещений указанной категории граждан) на 2015 год в размере 18450000 рублей (за счет средств областного бюджета) и 28782000 рублей (за счет федерального бюджета), остаток неиспользованной субвенции областного бюджета по состоянию на 06.10.2015 составил 10440000 рублей, остаток неиспользованной субвенции федерального бюджета по состоянию на 06.10.2015 составил 15402900 рублей, в 2013 году из областного бюджета доведены лимиты в размере 19459720 рублей, в 2014 году - 9663700 рублей.
Как верно указал суд первой инстанции, поскольку нормативные акты о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривают возможность реальной выплаты денежных средств указанной категории граждан, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а бремя 740500 рублей расходов по делу N 2-354/13 связано непосредственно с неисполнением решения Благовещенского городского суда при наличии неиспользованных субвенций областного бюджета, то основания возмещения указанных расходов за счет средств областного бюджета отсутствуют.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены как не состоятельные доводы истца о том, что остатки неиспользованных субвенций областного бюджета в размере 10440000 рублей, федерального бюджета - 15402900 рублей, таковыми не являются, поскольку будут потрачены в будущем по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве.
Факт наличия денежных средств (субвенций) на момент изменения способа исполнения судебного акта подтвержден.
Положения пункта 17 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 08.04.2013 N 144, установлено, что органы местного самоуправления приобретают в соответствии с законодательством жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом N 472-03 у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Доказательства отсутствия возможности приобретения специализированного жилищного фонда на вторичном рынке истцом не представлены.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.
Требуя возмещения вреда, истец обязан представить доказательства, обосновывающие противоправность акта, решения или действий (бездействия) органа (должностного лица), которыми истцу причинен вред. При этом бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта или решения либо для совершения таких действий (бездействия), лежит на ответчике.
Как установлено судом, истец письменно с заявлением о возмещении убытков в размере 740500 рублей и возможности возмещения указанной суммы за счет доведенных целевых субвенций из областного и федерального бюджета к ответчику не обращался.
При таких обстоятельствах, противоправность действий (бездействия) субъекта Российской Федерации и причинная связь между этими действиями (бездействием) и убытками истца судом не установлена, истцом не доказана.
Представленное в качестве дополнительного доказательства письмо от 10.12.2015 об отказе Министерством финансов области оплатить спорные убытки, таким доказательством не является, не содержит сведений о совершения действия либо факт бездействия ответчика, незаконность действий (бездействия) государственного органа, причинную связь между действием (бездействием) ответчика и наступившим вредом.
Руководствуясь, перечисленными выше нормами права, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что не исполнение решения суда о предоставлении Администрацией жилого помещения Медведевой А.Н.. не является следствием бездействия Министерства при определении объема субвенций и реализации своих полномочий, субвенции получены Администрацией, и остатки неиспользованных субвенций имелись.
Принимая во внимание, что исковые требования Администрацией не обоснованы и материалами дела не доказаны, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
Таким образом, приведенные в жалобе доводы апелляционным судом признаются несостоятельными и не влияющими на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
С учетом изложенного, правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Амурской области от 14.12.2015 по делу N А04-8553/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.

Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ

Судьи
Т.Д.ПЕСКОВА
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)