Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 04.10.2017 ПО ДЕЛУ N 33-4965/2017

Требование: О возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Истица, отнесенная к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 октября 2017 г. по делу N 33-4965/2017


Докладчик Нестерова А.А.
Судья Иванова Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Нестеровой А.А., судей Стародубцевой Л.И., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Г. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах В.С.Н. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2017 года, которым постановлено:
- - иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах В.С.Н. удовлетворить;
- - обязать администрацию Канашского района Чувашской Республики предоставить В.С.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия

установила:

Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах В.С.Н. обратился в суд с иском с учетом уточнений к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам.
Требования мотивированы тем, что истец В.С.Н. отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 отбывает наказание по приговору Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2011 года, решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 04 сентября 2012 года исключена запись об отце ФИО2, произведенная в актовой записи N <.......> от 21 декабря 1998 года В.С.Н. Шакуловской сельской администрацией. Постановлением главы администрации Шакуловского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 27 февраля 2013 года N <.......> признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, по состоянию на 05 апреля 2017 года значится под номером 9. В.С.Н. 30 июня 2016 года окончила Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарский экономико-технологический колледж" Минобразования Чувашии. Однако до настоящего времени жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечена.
В судебном заседании старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Истец В.С.Н. в судебном заседании не присутствовала, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Канашского района Чувашской Республики П. исковые требования не признала, пояснив, что В.С.Н. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Однако, оснований для предоставления ей жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, так как имеются иные лица, обладающие аналогичным с ней правом. Кроме того, обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории осуществляется в пределах субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и бюджета городских округов.
Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики явку своих представителей в судебном заседании не обеспечили, представили заявления о рассмотрении дела без участия их представителей.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное администрацией Канашского района Чувашской Республики на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционной жалобе указывается на отсутствие у истца права на внеочередное обеспечение жильем, поскольку согласно действующему законодательству реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах субвенций, выделенных из республиканского бюджета на указанные цели.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора Иванову И.Г., полагавшую решение суда не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения изложены и в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений", согласно которой жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (часть 1). Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящей части и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 2). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным на территории муниципального образования по месту предоставления жилого помещения. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в границах муниципального района или городского округа, органы местного самоуправления которых включили указанных лиц в список. В случае отсутствия незаселенных жилых помещений в границах соответствующего муниципального района или городского округа указанным лицам с их письменного согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном районе или городском округе Чувашской Республики (часть 7).
В части 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года N 42 "О регулировании жилищных отношений" указано, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, В.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей, поскольку ее мать ФИО1 приговором Канашского районного суда Чувашской Республики от 20 декабря 2011 года признана виновной в совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. <.......> Уголовного кодекса Российской Федерации и ей назначено наказание по совокупности преступлений в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 04.09.2012 г. исключена запись об отце ФИО2, произведенная в актовой записи N <.......> от 21 декабря 1998 года о рождении В.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года, Шакуловской сельской администрацией Канашского района Чувашской Республики.
Согласно справке Казенной специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат N 2 Минобразования Чувашии В.С.Н. обучалась в данной школе-интернате и находилась на полном государственном обеспечении с 01 сентября 2009 года.
Постановлением администрации Шакуловского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 27 февраля 2013 года N <.......> В.С.Н. принята на учет как сирота, нуждающаяся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах В.С.Н. на объекты недвижимого имущества.
Из справки, выданной администрацией Шакуловского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, следует, что В.С.Н. проживает по адресу: <.......>.
Согласно выписке из похозяйственной книги N 5 Шакуловского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, в доме N <.......> общей площадью 36 кв. м по ул. <.......> значатся зарегистрированными: ФИО3 - собственник дома, его сожительница ФИО1, падчерица В.С.Н.
Из адресной справки следует, что В.С.Н. также зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <.......>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости собственниками квартиры N <.......> в доме N <.......> по ул. <.......> являются ФИО4, ФИО5, ФИО6 ФИО7.
Из копии диплома следует, что в 2016 году В.С.Н. окончила Государственное автономное образовательное учреждение Чувашской Республики "Чебоксарский экономико-технологический колледж" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Из справки, выданной администрацией Канашского района Чувашской Республики, следует, что на 20 апреля 2017 года В.С.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Канашском районе под номером 9.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что В.С.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда первой инстанции, так как он является правильным, основан на верном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и подтвержденных надлежащими доказательствами, соответствует требованиям законодательства.
В апелляционной жалобе указано, что обеспечение В.С.Н. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности, поскольку предоставлением жилья вне очереди будут нарушены права других лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
Между тем, судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для обеспечения указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения в зависимости от времени принятия их на учет.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба также не содержит.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 12 июля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.НЕСТЕРОВА

Судьи
Л.И.СТАРОДУБЦЕВА
И.В.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)