Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2016 N 12АП-4315/2016 ПО ДЕЛУ N А57-22899/2015

Разделы:
Долевое участие в строительстве; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2016 г. по делу N А57-22899/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Клочковой Н.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыбаевой Н.Р.,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов" - Крупенникова В.Н. по доверенности от 11.01.2016,
от казенного предприятия Саратовской области "Госжилстрой" - Соколовская С.А. по доверенности от 27.08.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 марта 2016 года по делу N А57-22899/2015 (судья Ю.И. Балашов),
по иску Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, (ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155),
к казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство", г. Саратов, (ИНН 6452918090, ОГРН 1066450108097),
о взыскании неустойки за просрочку ввода объекта в эксплуатацию, за просрочку передачи объекта долевого строительства

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратился Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "город Саратов" (далее - Комитет, истец) с исковым заявлением к казенному предприятию Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (далее - КПСО "Госжилстрой", ответчик) о взыскании неустойки за нарушение сроков передачи участнику долевого строительства объекта строительства за период с 16 октября 2014 года по 19 января 2015 года в размере 1092962 руб. 50 коп., за нарушение ввода объекта в эксплуатацию за период с 1 октября 2014 года по 27 ноября 2014 года в размере 660331 руб. 47 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 марта 2016 года с казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" в пользу комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "город Саратов" взыскана неустойка за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию в размере 101589 руб. 45 коп., неустойка за нарушение срока передачи объектов долевого строительства за период в размере 168148 руб. 7 коп., а всего 269737 руб. 52 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по иску в размере 2000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа в удовлетворении исковых требований, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: основания для снижения неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствовали, ответчик не представил доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, спорные контракты заключены в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июля 2013 года N 1347, нарушив условия контрактов в части соблюдения установленных сроков ввода объекта в эксплуатацию и передачи объектов долевого строительства участнику, ответчик допустил нарушение прав граждан, в интересах которых заключены муниципальные контракты.
В судебном заседании представитель Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд в порядке частей 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ) между Комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (Участник долевого строительства) (далее по тексту - Комитет) и казенным предприятием Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (Застройщик) были заключены:
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0855,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0856,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0868,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0869,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0980,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0874,
- муниципальный контракт от 12 декабря 2013 года N 0986,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 0996,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1197,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1202,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1203,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1420,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1421,
- муниципальный контракт от 13 декабря 2013 года N 1422.
В соответствии с пунктом 1.1 контрактов, участник долевого строительства по указанным контрактам является муниципальным заказчиком на размещение муниципального заказа муниципального образования "Город Саратов" в целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом N 94-ФЗ (с изменениями и дополнениями), решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2007 года N 15-130 "О Порядке формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в муниципальном образовании "Город Саратов" (с изменениями и дополнениями), в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 8 июля 2013 года N 1347 (с. изменениями), в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 20 декабря 2012 года N 21-246 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2013 год" (с изменениями), в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25 июля 2013 года N 298-р "О заключении долгосрочных муниципальных контрактов".
Предметом контрактов является приобретение у застройщика жилых помещений в многоквартирном доме, строительство которого не завершено, в собственность муниципального образования "Город Саратов" в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах" (пункт 2.1 контрактов).
В соответствии с пунктом 2.2 контрактов застройщик обязуется в предусмотренный контрактом срок своими и/или привлеченными силами построить объект: многоквартирный дом (жилой район "Солнечный-2", микрорайон N 10, жилая группа N 2, дом N 1, дом N 3), расположенный по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", Кировский район (далее - многоквартирный дом), и после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию передать участнику долевого строительства в муниципальную собственность объект долевого строительства, обусловленный пунктом 2.4. настоящего контракта, а участник долевого строительства обязуется в установленный контрактом срок уплатить застройщику обусловленную настоящим контрактом цену и по окончании строительства, при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, принять объект долевого строительства, обусловленный пунктом 2.4 настоящего контракта (далее - объект долевого строительства).
Согласно пункту 2.3 контрактов застройщик обязуется завершить строительство многоквартирного дома, указанного в пункте 2.2 настоящего контракта и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не позднее 30 сентября 2014 года.
В пункте 2.4. контрактов стороны согласовали, что объектами долевого строительства, подлежащего передаче участнику долевого строительства по настоящим контрактам, является жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, указанного в пункте 2.2 настоящего контрактов, определенное сторонами в составе жилого помещения (приложение N 1), который подписывается сторонами.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0868, от 12 декабря 2013 года N 0869, от 12 декабря 2013 года N 0855, от 12 декабря 2013 года N 0856, от 13 декабря 2013 года N 1420, от 13 декабря 2013 года N 1421, от 13 декабря 2013 года N 1422 цена их составляет 1739500 руб.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципальных контрактов от 13 декабря 2013 года N 1197, от 13 декабря 2013 года N 1202, от 13 декабря 2013 года N 1203 цена их составляет 1341900 руб.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0980, от 12 декабря 2013 года N 0986, от 13 декабря 2013 года N 0996 цена их составляет 919450 руб.
На основании пункта 3.3 контрактов оплата за жилое помещение осуществляется участником долевого строительства путем внесения авансового платежа в размере 100% цены контракта на расчетный счет застройщика по безналичному расчету платежными поручениями в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, выделенных участнику долевого строительства по соответствующим статьям расхода в 2013 и в 2014 годах.
Оплата производиться в следующем порядке:
- - первый платеж 15% от цены контракта в течение 30 календарных дней с даты регистрации настоящего контракта в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- - оставшаяся часть в размере 85% от цены контракта - не позднее 1 квартала 2014 года.
Согласно пункту 5.1.4 контрактов застройщик обязуется получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в срок, установленный каждым контрактом.
Согласно пункту 5.1.5 контрактов по окончании строительства многоквартирного дома застройщик обязан:
- передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, обусловленный пунктом 2.4 настоящего контракта и отвечающий требованиям, установленным в пункте 9.2 настоящего контракта, по акту приема-передачи жилого помещения предусмотренной формы согласно приложению N 3 к контракту - не позднее 15 октября 2014 года.
Объект долевого строительства считается переданным Участнику долевого строительства со дня подписания акта приема-передачи жилого помещения сторонами настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 9.2 контрактов стороны установили, что застройщик передает, а участник долевого строительства принимает объект долевого строительства с чистовой отделкой (обои, напольное покрытие, пол в ванной, туалете, совмещенном санузле с покрытием керамической напольной плиткой, окрашенная металлическая входная дверь и окрашенные межкомнатные двери с ручками, покраска потолков, окрашенные оконные переплеты и подоконники), системами электроснабжения (внутренняя электрическая разводка, розетки, выключатели, патроны, электрический счетчик), теплоснабжения, газоснабжения (внутренняя разводка и газовый счетчик), водоснабжения и водоотведения (внутренняя разводка, счетчики учета потребления воды), с установленным сантехническим оборудованием и установленной плитой для приготовления пищи (газовой).
Пунктом 6.2 контракта стороны согласовали, что в случае нарушения предусмотренного контрактом срока ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 2.3 настоящего контракта, застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/150 действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Пунктом 6.3 контракта стороны также согласовали, что в случае нарушения предусмотренного контрактом срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/150 действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
КГАИКС МО город Саратов, в рамках муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0868, от 12 декабря 2013 года N 0869, от 12 декабря 2013 года N 0855, от 12 декабря 2013 года N 0856, от 13 декабря 2013 года N 1420, от 13 декабря 2013 года N 1421, от 13 декабря 2013 года N 1422 перечислил ответчику 1739500 руб. по каждому контракту, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В рамках муниципальных контрактов от 13 декабря 2013 года N 1197, от 13 декабря 2013 года N 1202, от 13 декабря 2013 года N 1203 КГАИКС МО город Саратов перечислил ответчику 1341900 руб. по каждому контракту, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В рамках муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0980, от 12 декабря 2013 года N 0986, от 13 декабря 2013 года N 0996 КГАИКС МО город Саратов перечислил ответчику 919450 руб. по каждому контракту, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Согласно разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию от 28 ноября 2014 года N RU 64304000-81, N RU 64304000-82 многоквартирные дома жилого района "Солнечный-2", микрорайон N 10, жилая группа N 2, дом N 2, N 3, расположенные по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", Кировский район введены в эксплуатацию 28 ноября 2014 года, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 2.3 контрактов.
Истец указывает, что просрочка исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 2.3 контрактов на ввод объекта в эксплуатацию, составила 58 дней (с 1 октября 2014 года по 27 ноября 2014 года).
КГАИКС МО город Саратов направил в адрес казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" претензию от 11 марта 2015 года N 10-01-11-26/396 с требованием о взыскании неустойки (пени) за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию, однако, указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Кроме того, квартиры были переданы участнику долевого строительства по актам приема-передачи 20 января 2015 года, с нарушением срока, обусловленного указанными муниципальными контрактами, на 96 дней (срок 15 октября 2014 года).
КГАИКС МО город Саратов направил в адрес казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" претензию от 11 марта 2015 года N 10-01-11-26/395 с требованием о взыскании неустойки (пени) за просрочку передачи жилых помещений, однако, указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не перечислил КГАИКС МО неустойку (пени) за нарушение срока ввода объекта в эксплуатацию и за нарушение сроков передачи объекта долевого строительства, последний обратился в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с положениями статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Заключенные сторонами муниципальные контракты от 12 декабря 2013 года N 0855, от 12 декабря 2013 года N 0856, от 12 декабря 2013 года N 0868, от 12 декабря 2013 года N 0869, от 12 декабря 2013 года N 0980, от 12 декабря 2013 года N 0874, от 12 декабря 2013 года N 0986, от 13 декабря 2013 года N 0996, от 13 декабря 2013 года N 1197, от 13 декабря 2013 года N 1202, от 13 декабря 2013 года N 1203, от 13 декабря 2013 года N 1420, от 13 декабря 2013 года N 1421, от 13 декабря 2013 года N 1422 являются договорами долевого участия в строительстве и регулируются, как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащихся в параграфах 1, 3, 4 главы 30 "Купля-продажа", параграфах 1, 3, 5 главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральном законе от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Федеральном законе от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Муниципальные контракты не признаны недействительными или незаключенными в установленном законом порядке.
Договор участия в долевом строительстве по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим элементы договора купли-продажи, строительного подряда, долевого строительства, следовательно, стороны такого договора должны сотрудничать в силу норм статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимать все зависящие от них меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению заключенного договора.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Положения пунктов 1, 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Нормы частей 1, 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют содержание государственного или муниципального контракта. Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В случае, если государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов или запроса котировок цен на работы, проводимых в целях размещения заказа на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, условия государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на работы.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", он регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Закон о размещении заказов являлся комплексным законодательным актом, содержащим нормы как публичного, так и частного права.
В соответствии частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения.
В силу части 2 названной выше статьи контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" признан утратившим силу с 1 января 2014 года Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьей 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Ответчик (застройщик) не исполнил обязательства по спорным контрактам в установленные сроки, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании неустойки за нарушение срока ввода объекта долевого участия строительства в эксплуатацию и срока передачи объектов долевого строительства участнику долевого строительства.
По условиям пунктов 2.3 заключенных контрактов Застройщик обязуется завершить строительство многоквартирного дома, указанного в пункте 2.2. настоящего контракта и получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не позднее 30.09.2014.
Пунктами 5.1.5 контрактов установлена обязанность застройщика передать участнику долевого строительства объекты долевого строительства, отвечающие требованиям, установленным контрактами, по актам приема-передачи жилых помещений не позднее 15.10.2014.
Исходя из пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или в любой момент в пределах такого периода.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ после получения застройщиком в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости застройщик обязан передать объект долевого строительства не позднее предусмотренного договором срока.
Статья 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает следующие правила для определения срока: установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2011 года N 16904/10 указано, что положения гражданского законодательства допускают согласование сторонами срока исполнения одного обязательства путем указания на срок исполнения другого обязательства, а положения статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на необходимость при толковании условий договора судом принимать во внимание и другие условия договора путем их сопоставления, а также смысл договора в целом.
По смыслу части 1 статьи 4 и части 3 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ помимо срока передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику, в договоре также должен быть установлен срок завершения строительства (создания) многоквартирного дома. Это срок, в который застройщик обязан получить разрешение на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, и условие о нем является существенным условием договора участия в долевом строительстве. Именно этот срок, а не срок передачи объектов долевого строительства, указывается застройщиком в проектной декларации (пункт 8 части 1 статьи 21 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ).
Срок завершения строительства (создания) многоквартирного дома во всех случаях должен предшествовать сроку передачи участнику объекта долевого строительства, так как в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ передача объекта долевого строительства осуществляется не ранее чем после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
В силу пункта 1 статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Ввод многоквартирного дома в эксплуатацию произведен застройщиком на основании полученных разрешений от 28 ноября 2014 года N RU 64304000-81, N RU 64304000-82 дома N 1, N 3, т.е. с нарушением предусмотренного контрактами срока, объекты долевого строительства (квартиры) переданы по актам приема-передачи от 20 января 2015 года, также с нарушением установленных контрактами сроков.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
Положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не предусмотрена ответственность за нарушение сроков ввода жилого дома в эксплуатацию, что не препятствует сторонам предусмотреть свои условия договора, не противоречащие закону.
Пунктами 6.2 контрактов установлено, что в случае нарушения предусмотренного контрактом срока ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 2.3 контракта, застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере 1/150 действующей на день уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Как следует из статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору сторона, не исполнившая своих обязательств или ненадлежаще исполнившая свои обязательства, обязана уплатить другой стороне предусмотренные настоящим Федеральным законом и указанным договором неустойки (штрафы, пени) и возместить в полном объеме причиненные убытки сверх неустойки.
Согласно пункту 10 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования в части взыскания неустойки за нарушение срока ввода объекта долевого участия строительства в эксплуатацию, не принял во внимание, что положения пунктов 6.2 контрактов не позволяют определить конкретную сумму, на которую начисляется неустойка, а содержат указания только на размер пени. Следовательно, условие о неустойке за нарушение срока ввода объекта долевого участия строительства (многоквартирного жилого дома в целом) в эксплуатацию является несогласованным, расчет неустойки, представленный истцом, не обоснован пунктами 6.2 контрактов. Арбитражный суд апелляционной инстанции в отсутствие условия, от какой суммы следует производить расчет неустойки, лишен возможности проверить представленный истцом расчет. Кроме того, объединив в одно производство четырнадцать самостоятельных исков, истец предъявил ответчику требование о взыскании неустойки за просрочку ввода одного и того же объекта в эксплуатацию четырнадцать раз.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска в части взыскания неустойки за нарушение срока ввода объекта долевого участия строительства в эксплуатацию на основании пунктов 6.2 муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0855, от 12 декабря 2013 года N 0856, от 12 декабря 2013 года N 0868, от 12 декабря 2013 года N 0869, от 12 декабря 2013 года N 0980, от 12 декабря 2013 года N 0874, от 12 декабря 2013 года N 0986, от 13 декабря 2013 года N 0996, от 13 декабря 2013 года N 1197, от 13 декабря 2013 года N 1202, от 13 декабря 2013 года N 1203, от 13 декабря 2013 года N 1420, от 13 декабря 2013 года N 1421, от 13 декабря 2013 года N 1422 за период с 1 октября по 27 ноября 2014 года в размере 660331 руб. 47 коп. следует отказать в полном объеме.
Относительно неустойки начисленной на основании п. 6.3 контракта.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 года N 2-П законная неустойка (предусмотренная Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ) не требует правил ее дифференциации в зависимости от характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных имеющих существенное значение обстоятельств. Такая дифференциация не предполагает, по общему правилу, использование конструкции относительно определенной санкции с установлением нижнего и верхнего размера штрафа (неустойки). Вместе с тем, не исключает возможность назначения наказания ниже низшего предела санкции в случаях, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица, а также с учетом иных смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Правовое регулирование, обязывающее своевременно выполнять предусмотренные государственным контрактом работы, не позволяет исключить вину исполнителя (заказчика), совершившего правонарушение, с учетом затруднительного финансового и имущественного положения лица, совершившего нарушение законодательства Российской Федерации о государственном заказе, иные смягчающие обстоятельства, не позволяет при определении меры ответственности избежать избыточного ограничения имущественных прав указанных лиц. Такой механизм не способен в каждом конкретном случае привлечения лица к ответственности в полной мере обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное правонарушение, а, следовательно, не достигает цели обеспечения баланса конституционно значимых целей и ценностей.
Исходя из характера данных нарушений, предусмотрены санкции за их совершение, призванные компенсировать причиненный имущественный вред, а также стимулировать исполнителей к исполнению возложенных на них обязанностей по заключенному договору (контракту).
Как следует из правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 5467/14 по делу N А53-10062/2013, неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства предполагается.
Статья 333 Гражданского кодекса Российской Федерации применяется судом в том случае, когда неустойка явно несоразмерна последствия нарушения обязательства.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление ответчика об уменьшении размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из доказанности явной несоразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства по муниципальным контрактам, с чем арбитражный суд апелляционной инстанции не согласен.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
Согласно пункту 3 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" заявление ответчика о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть сделано исключительно при рассмотрении судом дела по правилам суда первой инстанции.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах (Определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, от 22 января 2004 года N 13-О, от 22 апреля 2004 года N 154-О) обратил внимание на то, что гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.
Возложение законодателем на суды решения вопроса об уменьшении размера неустойки при ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств вытекает из конституционных прерогатив правосудия, по существу, предписывает суду устанавливать баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и размером действительного ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции Российской Федерации.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательств и др.
К последствиям нарушения обязательства могут быть отнесены не полученные стороной имущество и денежные средства, понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые участники обязательства вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2011 года N 11680/10 по делу N А41-13284/09 разъяснено, что правила статьи 333 Кодекса предусматривают право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.
Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.
Уменьшение неустойки судом в рамках своих полномочий не должно допускаться, так как это вступает в противоречие с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 Кодекса), а также с принципом состязательности (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия.
Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 января 2011 года N 11680/10.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2011 года N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
Разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период. Снижение судом неустойки ниже определенного таким образом размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря 2013 года, суд вправе уменьшить размер неустойки за нарушение предусмотренного договором участия в долевом строительстве многоквартирного дома срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства, установив, что подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
Неустойка подлежит уменьшению в исключительных случаях и по заявлению ответчика с обязательным указанием мотивов, по которым суд полагает, что уменьшение размера неустойки является допустимым, в зависимости от степени выполнения ответчиком своих обязательств, действительного размера ущерба, причиненного в результате указанного нарушения, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Степень несоразмерности заявленной неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела.
При этом формальная ссылка на несоразмерность неустойки с последствиями невыполненного обязательства недопустима. Суд должен указать, в чем заключается эта несоразмерность, и, сославшись на конкретный закон, обосновать свой вывод о необходимости снижения неустойки (пункт 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2012 года, определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 мая 2010 года N 10-В10-2).
Арбитражный суд первой инстанции, снижая размер законной неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, указал, что заявленная по данному спору неустойка носит явно завышенный размер.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд первой инстанции в нарушение перечисленных правовых норм и разъяснений в своем решении не привел мотивы, позволяющие считать уменьшение размера неустойки допустимым, в зависимости от степени выполнения ответчиком своих обязательств, действительного размера ущерба, причиненного в результате указанного нарушения, и других заслуживающих внимания обстоятельств, из мотивировочной части решения не усматривается, какие доказательства в обоснование своего ходатайства представил ответчик и в чем выражается явная несоразмерность заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства по договору участия в долевом строительстве.
Из материалов дела следует, что объекты долевого строительства в установленный договором срок не переданы дольщику, просрочка исполнения обязательства составляет 96 дней.
Арбитражный суд апелляционной инстанции обращает внимание, что в гражданском законодательстве закреплена презумпция разумности и добросовестности участников гражданских, в том числе, корпоративных правоотношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, полагающейся в подобной ситуации, ответчик, заключив в целях осуществления своей деятельности спорные муниципальные контракты, обязан был оценить реальную возможность своевременного выполнения предусмотренных контрактами обязанности по строительству жилого дома. Финансовые и иные затруднения организации-застройщика не являются основанием для освобождения его от обязанности передать участнику долевого строительства объект в установленный договором срок.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, характер сложившихся между сторонами правоотношений, размер начисленной истцом неустойки, с учетом всех обстоятельств дела, в том числе длительность просрочки, социальную важность возводимого объекта в рамках реализации ведомственной целевой программы "Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2013-2015 годах", учитывая компенсационную природу неустойки в части реализации права, предусмотренного статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, не находит правовых оснований для ее применения в рассматриваемом случае, поскольку ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 1092962 руб. 50 коп., пеней за нарушение сроков передачи объектов долевого строительства участнику долевого строительства на основании пунктов 6.3 муниципальных контрактов от 12 декабря 2013 года N 0855, от 12 декабря 2013 года N 0856, от 12 декабря 2013 года N 0868, от 12 декабря 2013 года N 0869, от 12 декабря 2013 года N 0980, от 12 декабря 2013 года N 0874, от 12 декабря 2013 года N 0986, от 13 декабря 2013 года N 0996, от 13 декабря 2013 года N 1197, от 13 декабря 2013 года N 1202, от 13 декабря 2013 года N 1203, от 13 декабря 2013 года N 1420, от 13 декабря 2013 года N 1421, от 13 декабря 2013 года N 1422 за период с 16 октября 2014 года по 19 января 2015 года.
Ответчик полагает, что в просрочке исполнения обязательства по муниципальным контрактам отсутствует его вина, нарушение сроков строительства обусловлено обстоятельствами, не зависящими от застройщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее, или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Приведенные в отзыве на апелляционную жалобу доводы о невозможности подключения к сетям теплоснабжения, а также о выполнении строительных работ на площадке со сложными геологическими условиями не свидетельствуют о наличии непреодолимой силы, т. к. не подтверждены соответствующими доказательствами.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно пункту 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
В силу пункта 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно пункту 1 статьи 406 Гражданского кодекса кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства. Кредитор считается просрочившим также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 408 данного Кодекса.
Таким образом, должник не может быть привлечен к ответственности кредитором за просрочку исполнения, обусловленную просрочкой самого кредитора.
Положения пункта 3 статьи 405 и пункта 1 статьи 406 Гражданского кодекса сформулированы императивно, не могут быть изменены соглашением сторон и независимо от их заявлений подлежат применению судами.
Доводы о нарушении участником долевого строительства сроков оплаты по спорным контрактам не могут быть приняты во внимание арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку за указанное нарушение положениями контрактов предусмотрена гражданско-правовая ответственность, вопрос о применении которой не является предметом рассмотрения настоящего спора. Сроки передачи объектов долевого строительства не поставлены в зависимость от соблюдения сроков оплаты по контрактам.
В судебном заседании ответчиком указано на неприменение судом первой инстанции положений Постановления N 196, оценивая указанный довод, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Указанный порядок был утвержден постановлением N 196.
В соответствии с Постановлением N 196 заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
В соответствии с пунктом 3 указанного постановления, предоставление отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляются заказчиком в следующем порядке:
а) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней);
б) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5 процентов цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, заказчик:
- - предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
- - осуществляет списание 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50 процентов неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года;
в) если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 20 процентов цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до окончания текущего финансового года.
Как усматривается из материалов дела, предъявленные требования основаны на положениях ФЗ N 94-ФЗ, который утратил силу с 01.01.2014 в связи с принятием Закона N 44-ФЗ.
При этом ФЗ N 44-ФЗ применяется к отношениям, возникшим до дня вступления его в силу в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 ФЗ N 44-ФЗ.
Ввиду того, что отношения между сторонами возникли до вступления ФЗ N 44-ФЗ в силу, применению подлежали положения ФЗ N 94-ФЗ.
Между тем, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" принято в соответствии с частью 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, указанная норма применяется к отношениям, возникшим в связи с исполнением Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции в силу требований пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в части заявленной ко взысканию неустойки, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Судебные расходы подлежат распределению между сторонами по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 102 АПК РФ основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, установлены статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, рассчитывается плательщиком исходя из цены иска по указанным в данном подпункте формулам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска от 1 000 001 рубля до 2 000 000 рублей - 23 000 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 1 000 000 рублей.
Таким образом, за рассмотрение иска подлежала уплате государственная пошлина в сумме 30533 руб.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
В соответствии с абзацем 4 пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 8 в случаях, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины, соответствующая сумма государственной пошлины взыскивается с ответчика пропорционально размеру сниженной судом неустойки (часть 3 статьи 110 АПК РФ).
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, учитывая, что исковые требования удовлетворены в части (62,33%) с ответчика в доход федерального бюджета на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию госпошлина по апелляционной жалобе в размере 1870 руб.
Вместе с тем, суд первой инстанции, принимая во внимание заявленное ответчиком ходатайство, учитывая его имущественное положение и руководствуясь пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшил размер государственной пошлины по иску до 2000 руб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основании для отмены или изменения решения в указанной части.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 марта 2016 года по делу N А57-22899/2015 изменить, изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции:
"Взыскать с казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (ОГРН 1066450108097, ИНН 6452918090) в пользу Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации муниципального образования "Город Саратов" (ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004) неустойку за нарушение срока передачи объектов долевого строительства за период с 16 октября 2014 года по 19 января 2015 года в размере 1092962 руб. 50 коп.".
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (ОГРН 1066450108097, ИНН 6452918090) в доход федерального бюджета 1870 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист взыскателю.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА

Судьи
Н.А.КЛОЧКОВА
О.В.ЛЫТКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)