Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель считает решение незаконным, поскольку он был зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за 10 лет до введения в действие ЖК РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья первой инстанции: Афанасьева И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сергеевой Л.А.,
судей Андреевой И.Ю., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре М.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе С.В., С.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2014 года, которым постановлено:
Заявление С.В., С.А. об обжаловании решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным отказ заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.
установила:
С.В., С.А. обратились в суд с заявлением об обжаловании решения заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным отказ заключить договор социального найма. В обоснование заявления указал, что *** года заявитель С.А. начал службу в ВС ССР. В вооруженных силах проходил службу по контракту. ***2005 года был уволен. Из Вооруженных Сил РФ с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам. Выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила 13 лет 8 месяцев 13 дней. Заинтересованные лица признали заявителя и его сына нуждающимся в улучшении жилищных условий. 15.09.2014 года заинтересованные лица направили заявителю письмо от 09.09.2014 года N *** о том, что решением начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегиональжилье" *** С.В. было отказано в предоставлении квартиры в г. ***, мкр. ***. Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку заявитель был зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 1995 году, то есть за 10 лет до введения в действие Жилищного кодекса РФ. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. С учетом уточнения требований С.В., С.А. просили суд признать неправомерным и незаконным решение N ***0 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма С.В. и его сына С.А., восстановить С.В. и его сына С.А. в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать незаконным отказ заинтересованных лиц заключить договор социального найма с С.В. и членом его семьи С.А. на жилое помещение по адресу: Московская область, Балашихинский районный, г. ***, мкр. ***.
Заявитель С.В. и представитель заявителей по доверенности С.С. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" по доверенности И. и Б. в судебное заседание явились, в удовлетворении заявления просили отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление.
Заинтересованные лица Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения "Министерства обороны РФ, С.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят С.В., С.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав С.В. и его представителя М.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N *** в части в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с вынесением нового решения об удовлетворении требований в указанной части по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Порядок реализации прав военнослужащих на жилище установлен ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу положений ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Право на обеспечение жилым помещением по избранному для постоянного проживания месту жительства данная категория военнослужащих приобретает при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или достижению предельного возраста пребывания на военной службе при наличии выслуги 10 и более лет.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы С.В. заключил ***1995 года.
***2005 года С.В. уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, выслуга в календарном исчислении составляет 13 лет 7 месяцев, в льготном исчислении 23 года 11 месяцев, проходил службу г. *** Калужской области (л.д. 110).
Согласно удостоверению серии БК N ***, С.В. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Из справки ВК Калужской области по Жуковскому району следует, что С.В. был зарегистрирован по адресу отдела, данное помещение является административным зданием и для проживания не предназначено (л.д. 117).
Согласно справке МО УФМС России по Московской области в городском поселении Шатура С.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <...>.
Извещением N *** от ***.2014 года С.В. на состав 2 человека было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 60,2 кв. м, расположенной по адресу: Московская область, г. ***.
Решением N *** начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегиональжилье" N 1/тс/595 С.В. отказано в предоставлении квартиры в г. ***.
Отказывая в удовлетворении заявления С.В., С.А., суд первой инстанции исходил из того, что С.В. уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы и, следовательно, не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку на момент увольнения С.В., выслуга в календарном исчислении на момент увольнения составила 13 лет 7 месяцев. Кроме того, суду не представлены бесспорные и объективные доказательства, подтверждающие, что заявитель С.В. состоял на учете нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что извещением N *** от ***.2014 года С.В. на состав 2 человека было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 60,2 кв. м, расположенной по адресу: Московская область, г. ***.
Таким образом, вывод суда о том, что суду не представлены бесспорные и объективные доказательства, подтверждающие, что заявитель С.В. и член его семьи С.А. состояли на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, нельзя признать основанным на материалах и обстоятельствах дела. Также эти обстоятельства, подтверждаются оспариваемым решением, которым С.В. и С.А. исключены из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, доказательств, подтверждающих, что в период прохождения военной службы и до принятия оспариваемого решения от 25.08.2014 года С.В. и С.А. обеспечивались жилым помещением не представлено.
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.
Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
Исходя из положений п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Между тем, такая ссылка в оспариваемом решении отсутствует.
Учитывая, что оснований, предусмотренных вышеприведенными нормами законодательства, для снятия заявителей с жилищного учета не имеется, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N ** в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления в этой части по указанным выше основаниям.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Департамент распределяет жилые помещения, получаемые Министерством обороны Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента, также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
Таким образом, учитывая, что в компетенцию суда не входит вопрос о распределении жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также принимая во внимание, что в материалы дела не представлены сведения о том, что жилое помещение, площадью 60,2 кв. м, по адресу: Московская область, ***, является в настоящее время свободным, правовых оснований для удовлетворения требований С.В. и С.А. об обязании заключения договора социального найма на указанное жилое помещение не имелось.
Между тем, отказ в удовлетворении требований в указанной части не лишает права С.В. и С.А. на получение жилого помещения при его распределении органами военного управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N *** в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявление С.В., С.А. об обжаловании решения N ** заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в части в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении С.В., С.А. в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным решение N ** заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в части снятия С.В., С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Восстановить С.В., С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 16.12.2015 ПО ДЕЛУ N 33-47301/2015
Требование: Об обжаловании решения об отказе в предоставлении жилого помещения, восстановлении в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, признании незаконным отказа в заключении договора социального найма.Разделы:
Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обстоятельства: Заявитель считает решение незаконным, поскольку он был зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий за 10 лет до введения в действие ЖК РФ.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 декабря 2015 г. по делу N 33-47301
Судья первой инстанции: Афанасьева И.И.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Сергеевой Л.А.,
судей Андреевой И.Ю., Федерякиной Е.Ю.,
при секретаре М.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе С.В., С.А. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2014 года, которым постановлено:
Заявление С.В., С.А. об обжаловании решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным отказ заключить договор социального найма оставить без удовлетворения.
установила:
С.В., С.А. обратились в суд с заявлением об обжаловании решения заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признании незаконным отказ заключить договор социального найма. В обоснование заявления указал, что *** года заявитель С.А. начал службу в ВС ССР. В вооруженных силах проходил службу по контракту. ***2005 года был уволен. Из Вооруженных Сил РФ с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам. Выслуга лет в календарном исчислении на дату увольнения составила 13 лет 8 месяцев 13 дней. Заинтересованные лица признали заявителя и его сына нуждающимся в улучшении жилищных условий. 15.09.2014 года заинтересованные лица направили заявителю письмо от 09.09.2014 года N *** о том, что решением начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегиональжилье" *** С.В. было отказано в предоставлении квартиры в г. ***, мкр. ***. Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку заявитель был зарегистрирован в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 1995 году, то есть за 10 лет до введения в действие Жилищного кодекса РФ. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те правоотношения, которые возникают после вступления его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. С учетом уточнения требований С.В., С.А. просили суд признать неправомерным и незаконным решение N ***0 об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снятии с учета нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма С.В. и его сына С.А., восстановить С.В. и его сына С.А. в Едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признать незаконным отказ заинтересованных лиц заключить договор социального найма с С.В. и членом его семьи С.А. на жилое помещение по адресу: Московская область, Балашихинский районный, г. ***, мкр. ***.
Заявитель С.В. и представитель заявителей по доверенности С.С. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" по доверенности И. и Б. в судебное заседание явились, в удовлетворении заявления просили отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление.
Заинтересованные лица Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения "Министерства обороны РФ, С.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещались.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просят С.В., С.А. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав С.В. и его представителя М.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N *** в части в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с вынесением нового решения об удовлетворении требований в указанной части по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Порядок реализации прав военнослужащих на жилище установлен ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В силу положений ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Право на обеспечение жилым помещением по избранному для постоянного проживания месту жительства данная категория военнослужащих приобретает при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или достижению предельного возраста пребывания на военной службе при наличии выслуги 10 и более лет.
Как следует из материалов дела, первый контракт о прохождении военной службы С.В. заключил ***1995 года.
***2005 года С.В. уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы, выслуга в календарном исчислении составляет 13 лет 7 месяцев, в льготном исчислении 23 года 11 месяцев, проходил службу г. *** Калужской области (л.д. 110).
Согласно удостоверению серии БК N ***, С.В. является ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах".
Из справки ВК Калужской области по Жуковскому району следует, что С.В. был зарегистрирован по адресу отдела, данное помещение является административным зданием и для проживания не предназначено (л.д. 117).
Согласно справке МО УФМС России по Московской области в городском поселении Шатура С.В. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <...>.
Извещением N *** от ***.2014 года С.В. на состав 2 человека было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 60,2 кв. м, расположенной по адресу: Московская область, г. ***.
Решением N *** начальника 1 отдела ФГКУ "Западрегиональжилье" N 1/тс/595 С.В. отказано в предоставлении квартиры в г. ***.
Отказывая в удовлетворении заявления С.В., С.А., суд первой инстанции исходил из того, что С.В. уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта о прохождении военной службы и, следовательно, не может быть признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением по избранному месту жительства, поскольку на момент увольнения С.В., выслуга в календарном исчислении на момент увольнения составила 13 лет 7 месяцев. Кроме того, суду не представлены бесспорные и объективные доказательства, подтверждающие, что заявитель С.В. состоял на учете нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что извещением N *** от ***.2014 года С.В. на состав 2 человека было предоставлено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 60,2 кв. м, расположенной по адресу: Московская область, г. ***.
Таким образом, вывод суда о том, что суду не представлены бесспорные и объективные доказательства, подтверждающие, что заявитель С.В. и член его семьи С.А. состояли на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением, нельзя признать основанным на материалах и обстоятельствах дела. Также эти обстоятельства, подтверждаются оспариваемым решением, которым С.В. и С.А. исключены из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
При этом, доказательств, подтверждающих, что в период прохождения военной службы и до принятия оспариваемого решения от 25.08.2014 года С.В. и С.А. обеспечивались жилым помещением не представлено.
Согласно п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
г) предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 г., сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом.
Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет.
Выписки из решений уполномоченного органа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия выдаются (направляются) военнослужащим.
Военнослужащие, снятые с учета нуждающихся в жилых помещениях, исключаются из реестра.
Согласно пп. "а" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 г. N 512, военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета.
Исходя из положений п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Между тем, такая ссылка в оспариваемом решении отсутствует.
Учитывая, что оснований, предусмотренных вышеприведенными нормами законодательства, для снятия заявителей с жилищного учета не имеется, вывод суда об отказе в удовлетворении заявления в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N ** в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма не может быть признан законным и обоснованным, в связи с чем, решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления в этой части по указанным выше основаниям.
В остальной части решение суда первой инстанции является законным.
В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" функции уполномоченного органа по ведению реестра и распределению военнослужащим жилых помещений в настоящее время выполняет Департамент жилищного обеспечения МО РФ.
Департамент распределяет жилые помещения, получаемые Министерством обороны Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, военнослужащим, включенным в реестр. В функции Департамента, также входит организация работы по выполнению государственных программ жилищного обеспечения военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.
Таким образом, учитывая, что в компетенцию суда не входит вопрос о распределении жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также принимая во внимание, что в материалы дела не представлены сведения о том, что жилое помещение, площадью 60,2 кв. м, по адресу: Московская область, ***, является в настоящее время свободным, правовых оснований для удовлетворения требований С.В. и С.А. об обязании заключения договора социального найма на указанное жилое помещение не имелось.
Между тем, отказ в удовлетворении требований в указанной части не лишает права С.В. и С.А. на получение жилого помещения при его распределении органами военного управления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 25 декабря 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований С.В., С.А. об обжаловании решения N *** в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заявление С.В., С.А. об обжаловании решения N ** заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в части в части снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, восстановлении С.В., С.А. в едином реестре военнослужащих нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма удовлетворить.
Признать незаконным решение N ** заместителя начальника 1-го отдела ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" в части снятия С.В., С.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Восстановить С.В., С.А. в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "REALTIST.RU | Теория и практика управления недвижимостью" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)